РЕЙТИНГ ДЕПУТАТОВ СЕНАТА
04 июня 2024 | 14:31

Для будущих поколений. Как будущее Казахстана делают более "зеленым"?

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото: Михаил Шаповалов Фото: Михаил Шаповалов

"Декарбонизация экономики – это не только вопрос климата или энергетики. Изменение климата влияет на все аспекты нашей жизни – от самочувствия и цен на продукты до качества воздуха и биоразнообразия планеты". Именно так эксперты обозначают проблему загрязнения природы, которая с каждым годом становится все более важной во всем мире. Казахстан не остается в стороне и тоже участвует в борьбе с изменением климата. Кому-то эта тема может показаться маловажной, но касается она каждого из нас. И вот почему.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

"Декарбонизация экономики – это не только вопрос климата или энергетики. Изменение климата влияет на все аспекты нашей жизни – от самочувствия и цен на продукты до качества воздуха и биоразнообразия планеты". Именно так эксперты обозначают проблему загрязнения природы, которая с каждым годом становится все более важной во всем мире. Казахстан не остается в стороне и тоже участвует в борьбе с изменением климата. Кому-то эта тема может показаться маловажной, но касается она каждого из нас. И вот почему.

В настоящее время перед Казахстаном стоят сразу два крупных вызова: изменение климата, с которым идет борьба на глобальном уровне, в которую страна обязалась внести свой вклад, а также необходимость модернизировать свою энергосистему, чтобы отойти от массового использования угля и при этом покрыть внутренний дефицит электричества. И оба они напрямую связаны между собой.

Первая проблема действительно масштабна. На деловом фестивале возобновляемой энергетики Qazaq Green Fest 2024 заместитель постоянного представителя ПРООН в Казахстане Сухроб Ходжиматов заявил, что сейчас в мире диалог сместился от изменения климата до климатической чрезвычайной ситуации и "это чувство безотлагательности широко ощущается повсеместно".

"Так, 71 процент респондентов международных исследований за 2022 год согласны с тем, что в долгосрочной перспективе изменение климата является столь же серьезным кризисом, как и прошедшая пандемия COVID-19. При этом проблема бедности становится все более связанной с такими природными угрозами, как наводнения: в странах Африки до 132 миллионов человек могут оказаться за чертой крайней бедности к 2030 году именно по причине изменения климата. Наша планета фактически "столкнулась с климатической чрезвычайной ситуацией", - заявил Сухроб Ходжиматов.

В свою очередь посол Италии в Казахстане Марко Альберти привел конкретные цифры вреда от загрязнения окружающей среды – одной из главных причин изменения климата. Он сослался, например, на данные Всемирной организации здравоохранения, где говорится, что из-за загрязнения воздуха каждый год по всей планете погибают порядка 5 миллионов человек, что соответствует населению Астаны, Алматы и Шымкента, вместе взятых. Есть и экономический ущерб. Мировой экономике загрязнение атмосферы обходится в 2,9 триллиона долларов, или 3,3 процента глобального ВВП.

При этом Всемирный банк прогнозирует, что если ситуация с изменением климата останется такой же, как сейчас, то к 2050 году в мире будет 200 миллионов "климатических" мигрантов. Люди будут уезжать из мест своего проживания подальше от засух или, наоборот, наводнений, загрязнений и других природных угроз – и это уже вопросы не только экономики, но и политической стабильности.

Энергосистему Казахстана ждет перестройка

Один из ответов на эти вызовы – ставка на зеленые источники энергии, которые позволяют обеспечить потребности бизнеса и граждан в электричестве, при этом не загрязняя окружающую среду. Именно на возобновляемые источники – солнце, ветер и воду – сейчас делает ставку Казахстан, чтобы решить вторую упомянутую проблему с энергосистемой.

Сейчас доля угля в производстве энергии в нашей стране составляет до 70 процентов, но по планам правительства к 2035 году этот показатель может снизиться почти в два раза – до 34 процентов. Параллельно с этим доля ВИЭ, которая сейчас составляет чуть менее 6 процентов, вырастет сразу до 24,4 процента. Остальную часть энергии, напомнил председатель совета директоров Ассоциации возобновляемых источников энергии Qazaq Green Нурлан Капенов, обеспечат гидроэлектростанции – 10,8 процента, газ – 25,8 процента и мирный атом – 4,7 процента, если по результатам референдума будет поддержано строительство АЭС.

Немного отвлекаясь, следует упомянуть текущую ситуацию с возобновляемыми источниками в Казахстане. По итогам 2023 года установленная мощность станций на ВИЭ составляла 2 868,6 мегаватта, включая ветряные электростанции на 1 394,6 мегаватта, солнечные – на 1 202,61 мегаватта, малые ГЭС на 269,6 мегаватта и биоэлектростанции на 1,77 мегаватта.

Всего доля ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии - 5,92 процента. Это число может показаться не очень большим, но динамика по сектору очень позитивная. Так, выработка электроэнергии объектами ВИЭ в 2023-м в сравнении с 2022-м выросла сразу на 30 процентов. Необходимо отметить, что всего лишь 10 лет назад в стране не было ни одного реализованного проекта ВИЭ.

В целом же текущие задачи перед правительством стоят следующие: увеличить долю выработки энергии на возобновляемых источниках до 15 процентов к 2030 году. А в плане мероприятий по развитию электроэнергетической отрасли до 2035 года прописан ввод в эксплуатацию сразу 11,7 гигаватта новых мощностей на ВИЭ – примерно в четыре раза больше того, что есть сейчас.

Из этих мощностей 6,7 гигаватта построят по итогам аукционов, победители которых подписывают 20-летние контракты с государством в лице Расчетно-финансового центра по поддержке ВИЭ. Там инвесторы будут конкурировать между собой через предложение меньших тарифов. Оставшиеся 5 гигаватт обеспечат крупные "гигаваттные" проекты, по которым Казахстан заключает межаправительственные соглашения напрямую. Например, уже известны планы по строительству таких станций с саудовской ACWA Power, французской Total Energies, эмиратовской Masdar, китайской China Power и другими.

Другими словами, производство зеленой энергии будет увеличено в разы, что требует строительства значительного числа новых электростанций. Это по-настоящему кардинальное изменение, которое изменит облик энергосистемы Казахстана, сделав ее более зеленой и снизив ее влияние на окружающую среду.

Однако произойдет это не за счет закрытия существующих угольных станций, доставшихся Казахстану от советского прошлого, а благодаря строительству новых газотурбинных и ВИЭ-станций, большего перевода ТЭЦ на газ и других мер. Одно из позитивных последствий такой трансформации – снижение углеродного следа страны к 2035 году на 44 миллиона тонн углекислого газа в год.

Но возможна ли такая трансформация, когда в Казахстане сейчас доля ВИЭ не достигла и 6 процентов? В Министерстве энергетики считают, что поставленные цели вполне достижимы.

"Это будет очень амбициозный план, но он очень реальный. Я думаю, мы его достигнем", – подчеркнул вице-министр энергетики Сунгат Есимханов на сессии фестиваля Qazaq Green Fest.

Какие проблемы есть у сектора ВИЭ?

Тем не менее для реализации намеченных государственных планов нужно решить сразу несколько вопросов. Первое – это интеграция возобновляемых источников в существующую энергосистему. Проблема заключается в том, что электростанции, например на солнце и ветре, производят энергию не так стабильно, как это делают традиционные станции на угле. Если дует сильный ветер, то электричества в систему поставляется много, но если долгое время наблюдается безветренная погода, то энергии вырабатывается меньше. Однако стране, особенно промышленности, энергия нужна постоянно и по предсказуемому графику.

Эта проблема решается разными способами, например, использованием систем хранения энергии – большими аккумуляторами, которые могут накапливать электричество в энергосистеме, когда погодные условия ухудшаются. Есть и масса других технологий и механизмов, в том числе и экономических, которые помогают снизить негативное влияние от неравномерности генерации и потребления электроэнергии.

Еще один вопрос состоит в отоплении населенных пунктов. Одно из главных преимуществ классических ТЭЦ заключается в том, что они обеспечивают города и электричеством, и теплом. Традиционный аргумент противников зеленой энергетики в том, что при замещении угля на ВИЭ отопление придется производить за счет электричества. А это дорого и технически сложно, в связи с неготовностью инфраструктуры ЖКХ.

Но эта проблема также решается. Например, можно переводить угольные ТЭЦ на газ, чтобы снизить выбросы, что уже делается в Астане и Алматы. Также существуют технологии тепловых насосов, которые потребляют не так много энергии, но могут отапливать дома. Параллельно нужно реализовывать меры по энергоэффективности.

На вопросах внедрения маломасштабных проектов ВИЭ для населения и бизнеса страны остановился депутат Мажилиса Парламента РК Дуйсенбай Турганов, который поделился некоторыми новшествами проекта закона по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии, электроэнергетики и естественных монополий. Целью законопроекта является решение проблемных вопросов в сферах использования возобновляемых источников энергии населением, малым и средним бизнесом, а также во исполнение поручения Главы государства, данного на совещании по вопросам развития электроэнергетической отрасли. В частности, законопроект предусматривает важные концептуальные нормы. Так, введен термин "маломасштабный объект по использованию ВИЭ". Данная норма позволит более четко определить статус малой генерации ВИЭ. Также максимальная мощность маломасштабных объектов ВИЭ увеличена до 200 киловатт-часов. А физические лица, являющиеся нетто-потребителями, освобождены от обязанности регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, что существенно дебюрократизирует процесс эксплуатации маломасштабных объектов ВИЭ гражданами. Все это – путь к более чистой энергии для Казахстана.

И третий вопрос заключается в разнице цены на электричество на угле и возобновляемых источниках. Один из самых доступных видов угля в Казахстане – экибастузский, который добывают не в шахтах, а открытым способом, что делает его дешевым. За счет этого стоимость энергии, произведенной из него, ниже, чем у ВИЭ. Однако сравнивать традиционную генерацию на старых угольных станциях, не требующих возврата инвестиций, и новых станций ВИЭ в корне неправильно. Но уже сейчас новые зеленые электростанции показывают низкие тарифы. Например, итальянская Eni построила в Туркестанской области солнечную станцию, которая поставляет электричество по цене 12,5 тенге за киловатт-час. Если построить новую угольную станцию на том же экибастузском угле, то стоимость будет в несколько раз выше.

Нет нерешаемых проблем

Важным вопросом, который остается на повестке, является модернизация и развитие сетей передачи электроэнергии. Впрочем, госоператор энергосистемы KEGOC уже запланировал развитие своих сетей, включая объединение энергозоны западного Казахстана с остальной территорией страны и обновление существующей инфраструктуры. Все это поможет лучше балансировать потоки энергии и включать в нее новые станции на ВИЭ.

Строительство зеленой экономики в Казахстане – это не дань моде, а необходимость. С одной стороны, никто не отменял обязательства страны перед мировым сообществом по снижению выбросов в атмосферу, и именно модернизация энергетики позволит эти обязательства выполнить.

С другой стороны, есть экономические вопросы. В мире ужесточается углеродное регулирование, в рамках которого правительства делают строже требования к промышленности по "углеродному следу" выпускаемой продукции – чем больше выбросов сделано, тем больше придется платить пошлин. Например, Евросоюз вводит так называемый "углеродный налог" на импорт, который фактически и подразумевает дополнительную плату за продукцию из стран, где до сих пор большую часть энергии производят, например, на угле.

Из-за этого казахстанские компании, поставляющие товары на европейский рынок, могут стать неконкурентоспособными. Еще в 2021 году в ЮНКТАД подсчитали, что Казахстан из-за европейского углеродного налога может терять более чем 200 миллионов долларов дохода от экспорта в год.

Именно поэтому государство так активно стремится "озеленить" экономику, а участники рынка его в этом стремлении только поддерживают. Доказательством этому явилось активное участие в Qazaq Green Fest более 400 участников: представителей инвесторов, бизнесменов, международных организаций, нефтяных компаний, представителей традиционной генерации.

Фото: Михаил Шаповалов

Материал предоставлен организаторами фестиваля Qazaq Green Fest
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 527.07  course down  543.61  course down  5.22  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer
yadro