13 ноября 2018 | 10:20

"Апай тебя бьет?" Как понять, что ребенку плохо в садике

Фото с сайта unsplash.com/@ Alex J. Reyes

Первый поход ребенка в детский сад - стресс не только для малыша, но и для родителей. Он плачет, отказывается идти в садик, у малыша портится поведение и возникают проблемы со здоровьем. В такие моменты родители начинают сомневаться в своем решении. Им кажется, что либо они рано отдали ребенка в садик, либо ошиблись с выбором заведения. Обо всем, что важно знать родителям в такой ситуации, корреспонденту Tengrinews.kz рассказала профессор кафедры дошкольного образования и социальной педагогики КазНПУ имени Абая, доктор педагогических наук Роза Бекмагамбетова. 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Первый поход ребенка в детский сад - стресс не только для малыша, но и для родителей. Он плачет, отказывается идти в садик, у малыша портится поведение и возникают проблемы со здоровьем. В такие моменты родители начинают сомневаться в своем решении. Им кажется, что либо они рано отдали ребенка в садик, либо ошиблись с выбором заведения. Обо всем, что важно знать родителям в такой ситуации, корреспонденту Tengrinews.kz рассказала профессор кафедры дошкольного образования и социальной педагогики КазНПУ имени Абая, доктор педагогических наук Роза Бекмагамбетова. 

 

Реклама
Реклама

Как проходит адаптация к садику

В первые дни в садике у большинства детей реакция одинакова - слезы, протест, истерики. Привычная жизнь ребенка меняется. Малышу нужно придерживаться четкого режима дня и слушаться воспитателя. А самое главное - ему нужно привыкнуть к отсутствию родителей и постоянному нахождению в кругу сверстников. 

Адаптация ребенка к новым условиям  бывает очень болезненной. Она может сопровождаться тяжелыми переживаниями, изменениями в поведении, расстройством сна, аппетита, снижением речевой и игровой активности. Все это сказывается и на здоровье ребенка.

В процессе привыкания к садику некоторые дети худеют, иногда повышается температура, появляется рвота, чувство страха, истерики, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых. Адаптация, помимо возраста, состояния здоровья и уровня развития, зависит и от индивидуальных особенностей ребенка и типа характера. 

При этом у детей бывает разный уровень адаптации. Кто-то легко привыкает к новым условиям, а есть дети, которые тяжело приспосабливаются. В некоторых случаях начальный период адаптации к детскому саду может затянуться и перейти в дезадаптацию. 

Привыкание к яслям обычно длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - месяц. Адаптацию к детскому саду можно разделить на три вида: тяжелая, легкая, средняя.


Иллюстративное фото: pixabay.com

Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка ухудшается аппетит вплоть до полного отказа от еды, нарушается сон. Малыш может писаться по ночам, родители могут заметить у него резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. При тяжелой адаптации возможен срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка. Из-за нежелания идти в садик он начинает часто болеть. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

Средняя адаптация - когда малыш терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Легкая адаптация -  ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические "срывы" все же возможны.

 

Лучший возраст для детского сада

Оптимальный возраст для детского сада - три года. Тогда ребенок умеет разговаривать, он готов к общению с ровесниками и у него уже сформирован иммунитет. К этому времени малыш уже должен уметь самостоятельно садиться на стул, пить из кружки, пользоваться ложкой, сам умываться и одеваться при небольшой помощи взрослого, проситься на горшок.

Отдавать детей в сад в 1,5-2 года детские психологи не советуют. В этом возрасте навыки самообслуживания слабо развиты. Ребенок до двух лет еще слишком привязан к матери, очень тяжело переносит ее отсутствие. Кроме того, у детей до двух лет нет острой потребности в общении со сверстниками и незнакомыми людьми.

Кроме того, как считают специалисты, посещать сад в раннем возрасте вредно: хуже развиваются речь и умение выражать свои мысли. Все потому, что ребенок много общается со сверстниками с такой же неразвитой речью и мало со взрослыми людьми. Также из-за того, что малыш много времени проводит вне дома, нарушается контакт с семьей, что может повлиять на общение с родителями в будущем.

С 2-3 лет дети должны научиться свободно общаться с родителями, составлять целые фразы и предложения. Дети, которых до трех лет отдавали в детский сад, склонны утаивать свои переживания, они неохотно делятся ими с родителями. 

Как считает профессор, при решении вопроса с детским садом нужно учитывать и темперамент ребенка. К примеру, сангвиник активен, коммуникабелен, всегда в хорошем настроении. Его можно отдать в садик и в два года.


Иллюстративное фото: pixabay.com

Флегматик готов влиться в новый коллектив в три года. Он будет спокойно вставать утром  и идти в детский сад без истерик и капризов, при прощании помашет ручкой.

Холерика можно отдать в детский сад в 3-4 года. Но он будет выплескивать свои эмоции на сверстников и воспитателя. Холерик безболезненно привыкнет к посещению детского сада.

Меланхолика лучше отдать в детский сад в пять лет. Он быстро устает, не проявляет интереса к играм и детям, не любит перемен, к детскому саду привыкает очень медленно и тяжело.

 

Как легче пережить адаптацию ребенка

Для того чтобы ребенок успешно адаптировался к детскому саду, его нужно готовить к новой обстановке заранее. Эксперт дала советы о том, как подготовить ребенка к садику.

В первую очередь, родители сами морально должны быть готовы к разлуке с ребенком. Малыш считывает эмоции мамы, поэтому нужно максимально спокойно себя вести, улыбаться и не показывать беспокойства.

 

Вылечите все детские недуги и сделайте необходимые прививки. Прививки надо делать не позднее, чем за месяц до поступления малыша в детский сад. 

 

Устраивайте ребенку воздушные ванны, влажные обтирания и длительные прогулки на свежем воздухе. Закаленные, физически подготовленные малыши почти не болеют в новых для них условиях.

 

Научите ребенка общаться с другими детьми и взрослыми. Ходите в детские парки и на площадки, на дни рождения друзей и другие праздники чаще. Ваша задача - показать, как надо общаться, делиться игрушками, вместе играть.

 

Подготовьте ребенка психологически, настройте на позитивный лад. Например, говорите ему: "Скоро ты пойдешь в садик, это же здорово! Ты теперь большой".

 

Постоянно рассказывайте ребенку, что такое детский сад и что там очень интересно. Чем больше ребенок знает о предстоящем событии, тем меньше тревоги оно вызывает.

 

Соблюдайте режим дня дома, иначе слезы и капризы ребенка неизбежны. Обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час - с 13.00 до 16.00 часов. Перестраиваться на новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.

 

Познакомьте ребенка с блюдами "общественного питания": приучите есть каши, творожные запеканки, суфле, овощные блюда, пить компот, чай с молоком и тому подобное.

 

Научите навыкам самообслуживания и личной гигиены: кушать и пить самостоятельно, надевать и снимать одежду (носки, колготки, обувь). Также подготовьте ребенка к временной разлуке с родителями.

 

Перед тем как отдавать малыша в детский сад, сходите туда на экскурсию. Посмотрите группу, в которую будет ходить ребенок, и другие помещения. Познакомьте ребенка с детьми и с воспитателями группы, куда он скоро придет. Погуляйте на участке детского сада, можно поиграть с ребенком в игру "Детский сад".

 

В первый день родителям лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем.

 

В первые дни пребывания в группе без родителей малышу очень большой подмогой будет любимая игрушка.

 

Не оставляйте ребенка в первую неделю посещения детского сада на целый день. Приводите на 3-4 часа, постепенно увеличивая время пребывания, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводите ребенка на целый день.

 

Устраивайте иногда малышу "выходной день" среди недели, чтобы предупредить нервное истощение.

 

В выходные также соблюдайте режим дня, больше гуляйте, чтобы снизить эмоциональную нагрузку.

 

 

Как понять, что ребенку плохо в садике из-за воспитателя

В новостях часто появляются заметки, что над детьми издеваются в детском саду. Поэтому, когда ребенок отказывается идти в садик, многие родители считают, что это связано с плохим отношением воспитателей. На самом деле, такое бывает нечасто. Но если ребенок, который до этого нормально ходил в садик, потом резко изменил свое отношение - плачет и абсолютно не соглашается на уговоры родителей - можно провести собственный анализ ситуации.

Есть несколько способов узнать, что ребенка бьют или на него повышают голос.

Спросите у ребенка, как наказывает воспитатель. Не спрашивайте совсем в лоб: "Апай тебя бьет?" Лучше задавать такие вопросы, которые подразумевают вариативные ответы. Например, "А если ты/Димаш/Аделя будешь/будет в садике хулиганить и не слушаться, то что апай сделает?" Вероятность того, что ребенок ответит, исходя из своего опыта, гораздо выше. Правда, тут ребенок может рассказать о том, чем ему обычно в садике грозят, например "милицию вызвать" или "в другую группу (младшую) отправить".Просто понаблюдайте за игрой ребенка. Многие дети, начиная ходить в садик, активно играют в него дома. Так они отрабатывают свои новые переживания. Если взрослые переваривают все внутри, то дети делают это через игру. Если в игре ребенка персонаж, выполняющий роль воспитателя, будет бить других героев, обзывать их и тому подобное, то это тревожный звонок.Предложите ребенку поиграть в "детский сад". В такой ситуации сначала вы будете ведущим в игре, но при этом подключайте активно малыша. Выберите для себя роль ребенка. А он будет играть сначала ребенка, а затем попросите его быть воспитателем. Если самостоятельно узнать причину нежелания ребенка идти в садик не удается, можно обратиться к специалистам - детским психологам.Желательно выбирать детские сады, в которых установлены камеры, чтобы в случае сомнений можно было запросить записи видеонаблюдения.


Иллюстративное фото: pixabay.com

"Можно просто понаблюдать за поведением ребенка после детского сада. Он не должен плакать, должен быть веселым и оптимистичным. Если же наоборот - у него нет желания идти в сад. Нужно обеспокоиться и, может, даже поменять детский сад. Здесь надо выбирать талантливого творческого педагога, который бы дальше помог сформироваться как личности ребенку", - отметила Роза Бекмагамбетова.

"Только плохой педагог может повысить голос. Каждый ребенок - это сундучок, к которому нужно подобрать нужный ключик, знать индивидуальные особенности ребенка. И в соответствии с этим применять определенные методы воспитания и обучения. Педагог должен хорошо знать детскую психологию, дошкольную педагогику и изучить педагогическое мастерство", - считает профессор.

Отдавая ребенка в детский сад, помните, что психологические травмы полученные в детском возрасте остаются и влияют на дальнейшую жизнь человека. Поэтому нужно очень серьезно подходить к выбору как детского сада, так и воспитателей, которым вы доверите своих чад. Если все же неприятности в детском саду произошли по вине воспитателей, нужно решать проблемы со специалистами, не откладывая в долгий ящик.

Подготовила Айдана Усупова

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная