К Новому году Москву нарядили. Если не обращать внимания на слякоть от растаявшего снега, то временами, или лучше сказать, местами, можно себя почувствовать как в сказке, ну или хотя бы героем какого-нибудь позитивного американского или европейского фильма про Рождество и Новый год. Одну из таких сказок на Красной площади могли видеть казахстанские журналисты в тот вечер, когда Нурсултан Назарбаев встречался с Владимиром Путиным.
К Новому году Москву нарядили. Если не обращать внимания на слякоть от растаявшего снега, то временами, или лучше сказать, местами, можно себя почувствовать как в сказке, ну или хотя бы героем какого-нибудь позитивного американского или европейского фильма про Рождество и Новый год. Одну из таких сказок на Красной площади могли видеть казахстанские журналисты в тот вечер, когда Нурсултан Назарбаев встречался с Владимиром Путиным.
Напомним, в Москву Президент Казахстана прибыл из Киева, где проводил встречи с руководством Украины. Владимир Путин, по всей видимости, с интересом ждал приезда в Москву своего казахстанского коллеги. Очевидно, Путину было любопытно узнать, что сказали Назарбаеву на Украине. Президент Казахстана пообещал ему рассказать о своих встречах. Но, по всей видимости, этот разговор был без присутствия прессы.
Встреча Назарбаева и Путина закончилась, когда в Астане уже была глубокая ночь. Но, наверное, эта встреча была поздней и для Москвы. Во всяком случае, для работников Кремля. То ли из-за пересмены, то ли из-за еще чего-то, журналисты оказались взаперти в одной из маленьких комнаток. Через какое-то время дверь все-таки открыли и пресса почувствовала себя свободной. По крайней мере, на несколько часов. Утром представителей СМИ опять были рады видеть в Кремле. Им предстояло стать свидетелями сразу двух мероприятий с участием глав государств - заседания Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и заседания высшего Евразийского экономического совета.
Перед началом саммита ОДКБ в пресс-центре крутили документальный фильм об этой организации. В основном демонстрировали кадры совместных военных учений. Эти учения, как отмечено в пресс-релизе организаторов саммита, способствовали повышению слаженности войсковых подразделений государств-членов ОДКБ.
Можно было сказать, что в целом и саммит ОДКБ проходил очень слаженно, по-военному, без лишних эмоций. Но эмоции все-таки присутствовали. Лишними они были или нет, судить участникам саммита. Президент Беларуси Александр Лукашенко, заявив о том, что "ситуация у наших границ еще никогда не была столь напряженной и взрывоопасной", посчитал нужным донести до всех, что он не приехал в Москву "с протянутой рукой, что-то просить взамен чего-то". Чуть позже, во второй половине дня, он разовьет эту мысль до конца.
"Некоторые СМИ заявили о том, что, вот видите ли, союзники хотят что-то в данной ситуации, приехав в Москву, отжать, отщипнуть от России (...). Может, кто-то хочет что-то сегодня отщипнуть от России, потребовав в сложные времена что-то от нее, но не Беларусь", - заявит чуть позже он.
Но эти эмоции не помешали президентам стран ОДКБ подписать новое заявление о том, что они будут противостоять таким вызовам, как терроризм, наркотрафик, неонацизм и даже возможным "звездным войнам".
Саммит ОДКБ достаточно стремительно перерос в заседание Высшего Евразийского экономического совета, в ходе которого Владимир Путин предложил каждому участнику высказаться. Но у президента Беларуси, очевидно, были другие планы, он сделал ответное предложение - высказаться всем на пресс-конференции. Так и решили.
Ожидая момента, когда ему дадут слово на пресс-конференции, Лукашенко выглядел очень напряженным. Чувствовалось, что вот сейчас он как скажет. И он сказал. А вернее, высказал журналистам и политологам все, что он о них думает.
"Успокойтесь, господа, Лукашенко не тот человек, которого можно отстранить, он уже президентского хлеба накушался. Даже в самых худших ситуациях я страдать не буду, но отстранить меня может только белорусский народ. Даже если весь мир выступит сегодня против Лукашенко, он все равно станет президентом, если он этого захочет", - заявил президент Беларуси. Зал отреагировал на это заявление смехом и аплодисментами. От улыбок не удержались и главы других государств, участвовавшие в пресс-конференции.
"(...) Нравлюсь я вам кому-то или нет - не вам решать, хорош я, плох. Меня избрал народ. Уважайте белорусский народ, терпите Лукашенко, не надо переходить на личности. (...) Это самое постыдное со стороны журналистов, когда они переходят на личные вопросы и начинают обсасывать и обмывать то, чего нет на самом деле", - сказал Лукашенко и в завершении своего монолога извинился.
"Извините, ради Бога, Владимир Владимирович и присутствующие здесь, что я вынужден обратиться к этой теме, другого случая у меня не будет", - отметил он.
Завершая пресс-конференцию, которая не предусматривала вопросов, Владимир Путин скажет: "Мы специально попросили Александра Григорьевича, чтобы он поднял планку дискуссии, показал суть этой дискуссии во всей красе, и чтобы всем было ясно, как нам тяжело живется".
После выступления Лукашенко очередь перешла к президенту Армении, но он признался, что говорить что-то после такого яркого монолога нечего. Президент Кыргызстана, по всей видимости, так не считал и произнес речь про то, что "вчера был самый короткий день и самая длинная ночь", а 23 декабря, на которое выпал саммит - это день, когда свет начинает побеждать тьму, то есть день становится длиннее ночи. "Мне кажется, это очень знаменательно", - заявил Алмазбек Атамбаев. Его метафора вызвала одобрительные улыбки его коллег.
Нурсултан Назарбаев в своем выступлении сосредоточился на повестке дня и подвел итоги подготовки к запуску ЕАЭС с 1 января 2015 года. Поздравив всех с этих событием, он произнес: "В добрый путь!".
Вначале казалось необычным намерение организаторов провести сразу два саммита в один день. Но, похоже, это было сделано, чтобы, как говорится, убить двух зайцев, ведь состав участников саммита, не считая президента Таджикистана, практически идентичен.
А вот что действительно казалось необычным, так эта странная инсталляция возле Кремля, которая как будто не вписывалась в ту сказочную атмосферу, о которой написано вначале.
Итак, внимание! Дед Мороз и Снегурочка, оседлавшие украшенный гирляндами УАЗик, который пытается взлететь. В УАЗике тем временем имеются пассажиры - большие мягкие игрушки, похожие на двух больших зайцев.
Ну, как говорится, художник так видит.
Ренат Ташкинбаев