Почему школьники будут вынуждены обучаться дистанционно в новом учебном году, какие планы у министерства, если карантин затянется, что делать студентам, родители которых не могут оплатить учебу в вузах? На эти и другие вопросы ответил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов в прямом эфире Instagram корреспонденту Tengrinews.kz. Это интервью прошло в рамках проекта #TengriLive и набрало 148 тысяч просмотров.
- Возможно ли, что дистанционное обучение продлят до конца 2020 года и конца учебного года?
- Недавно мы приняли решение по формату обучения в новом учебном году. Всю первую четверть начинаем и планируем провести в дистанционном формате во всех школах страны с 1 по 11 классы. Мы даем возможность обучаться в традиционном формате для обучающихся в малокоплектных школах в отдаленных населенных пунктах, если там нет угроз для здоровья и жизни педагогов и детей.
Второе исключение касается начальной школы. Особенно дистанционное обучение сложно дается детям с особыми образовательными потребностями и детям из семей с низкими доходами. Есть такое понятие, как дежурные классы. Если родитель ребенка, который обучается в начальной школе – с 1 по 4 классы, напишет заявление, где укажет, что, несмотря на определенные ограничения и принятые меры безопасности государством, все-таки хочет отдать ребенка для обучения в традиционном формате, то мы готовы обеспечить обучение в школе.
Будут большие ограничения: они будут обучаться в классах с небольшой вместимостью - до 10-15 человек, классы будут делиться на подгруппы; перемены будут в разное время, подсмены также будут работать в разное время; измерение температуры, родителям будет запрещено входить на территорию школ. Принцип: один учитель – один класс. Занятия будет вести только учитель начальных классов. Но часть занятий мы все-таки переносим на дистанционное обучение, нужно дать возможность обучаться письму, чтению, счету. Эти дисциплины будут проводиться в дежурных группах.
Питания в целях безопасности в дежурных классах не будет.
Мы очень переживаем, чтобы дети не снизили, не потеряли образовательный уровень. Но приоритет - жизнь и здоровье детей и педагогов, именно поэтому мы приняли такое решение.
- Нельзя ли всех первоклассников страны обучать в традиционном формате?
- Речь идет о безопасности детей. Мы даем родителям возможность выбрать формат обучения. Мы хотим, чтобы родители участвовали в принятии решения. Нас сильно волнует обучение именно в начальных классах, но задают и вопросы по 5 и 11 классам. В 5 класс очень сложно переходить, появляются новые предметы, 11 классы – выпускные, возникают вопросы по 9 классам. Я, как педагог, все прекрасно понимаю, но у детей среднего и старшего звеньев более сформированы навыки самоорганизации, самообучения. Поэтому дежурные группы - для 1-4 классов.
- Не будет ли разницы в получении знаний у детей-первоклассников, если кто-то будет обучаться дома, а кто-то в школе с учителем?
- Очень много дискуссий на этот счет. Мы понимаем и разделяем эту озабоченность с родителями. Но мы должны понимать, и учителя начальных классов прекрасно знают, что в первый класс дети приходят с разным уровнем. Есть подготовленные, а есть те, кто немного избалован, кто не привык сидеть за партой, кто не обращает внимания на учителя. Педагоги все это знают, это особенность их работы.
Сейчас мы будем готовить наших педагогов, чтобы они даже в условиях дистанционного обучения могли поддержать и развивать все эти навыки, даже находясь на дистанции.
Также уделяем большое внимание вопросу обучения детей с нарушениями, принцип инклюзивности при дистанционном обучении должен соблюдаться.
- Доктор Комаровский заявил, что дети все-таки должны ходить в школу даже в пандемию. Он ссылается на Американскую ассоциацию педиатров, которые за то, чтобы дети ходили в школу. Также доктор ссылается на ученых Германии, которые считают, что школы не играют большой роли в распространении вируса.
"Надо научиться проветривать классы, проводить уроки на открытом воздухе. Но 1 сентября дети должны пойти в школы. Иначе сойдет с ума огромное количество взрослых", - сказал Комаровский. Ваше мнение на этот счет?
- Упоминаемое исследование я читал, на Tengrinews.kz была статья, также я получил еще порядка семи исследований. Они разные. Я читал исследование о модели, которую выбрала Финляндия, там показывается совершенно другой результат. Научных сведений не хватает. Позиция наших эпидемиологов: осенью будет сезонное ОРВИ вместе с коронавирусной инфекцией, возможно осложнение ситуации.
- Будет ли праздничная линейка 1 сентября для первоклассников?
- Традиционных линеек, мы полагаем, что не будет. Вы сами видите эпидемиологическую ситуацию. Тем более, это было бы совсем нелогичным: говорить о том, что у нас дети будут обучаться в дистанционном формате и тут же всех детей вывести на традиционный День знаний, на линейку. Поэтому мы говорим о том, что до Нового года мы рекомендуем школам массовые мероприятия не проводить. Даже если эпидемиологическая ситуация по коронавирусу намного улучшится, именно на период учебного года приходится сезон заболеваемости ОРВИ. У министерства есть видение по возобновлению деятельности школ в традиционном формате. Но, если красный уровень опасности, то дети обучаются дистанционно. На первом этапе с соблюдением жестких санитарных норм приступят к учебе в школе 1-5 классы. Как ситуация станет лучше, приступят 6-11 классы.
Когда будет совершенно благоприятная эпидобстановка, будут проводиться и все предметы, и возобновится полностью традиционный формат.
- Вы рекомендуете школам не проводить массовые мероприятия до конца года. То есть вторая четверть захватывается, чтобы дети учились дистанционно?
- Пока решение о дистанционном обучении по первой четверти. По второй четверти мы не говорим. У нас есть стратегия поэтапного возобновления деятельности школ. Все зависит от эпидемиологической ситуации. Если уровень заболеваемости заметно снизится, то мы будем переходить к другому формату обучения.
У нас есть планы B, C и D. Уже сейчас, когда готовим и телевизионные уроки, и методические рекомендации, то мы дополнительно готовим и на вторую, и третью четверти. Все это будет не лишним, даже если потом учеба будет проводиться в дистанционном формате. Видеоматериалы будут полезны для отдаленных малокомплектных школ.
Вы же помните разговоры, где просили четвертую четверть провести в июле. Казалось, что в июле будет совершенно другая эпидемиологическая обстановка, но тогда решили продолжить и завершить четвертую четверть. Тогда нас сильно критиковали. Сейчас июль - и нам нужно быть готовыми к разным сценариям.
- Готов ли казахстанский Интернет для дистанционного обучения в новом учебном году?
- Министр образования, как член правительства, не может говорить, что какой-то вопрос его не касается. Это было бы безответственно и неправильно. Это общая работа. По Интернету проблемы имеются, никто этого не скрывает. Сейчас проводится работа по обеспечению необходимым оборудованием для подключения к Интернету, по качеству и его скорости. По опыту четвертой четверти мы покупали и WI-FI роутеры и sim-карты, были специальные тарифные планы, пытались решать эти вопросы, поэтому сейчас все это будет продолжаться.
Многие наши провайдеры дополнительно ставят антенны. Даже в крупных городах не везде одинаково был доступен Интернет, где-то нужно было усиливать сигнал.
- Специальные тарифы на Интернет для школьников...
- Мы ведем переговоры с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, сотовыми операторами. Есть несколько предложений. Образовательные Интернет-платформы будут бесплатными. Когда вы будете на них заходить, то трафик списываться не будет. Наши сотовые операторы готовят специальный тарифный план, я смотрю оптимистично на итоги переговоров.
- Зарплаты учителям будут повышать?
Большая нагрузка на педагогов. Несмотря на то, что в некоторых кругах бытует мнение, что нагрузка уменьшилась, работы в разы больше. Недавно была какая-то информация о том, что учителей пытаются отправить в отпуска без содержания, мы отреагировали, наша позиция неизменна: педагог даже в августе должен зарабатывать так же, как и до этого получал. (...)
Были попытки апеллировать дистанционным обучением и сократить оплату. Я абсолютно с этим не согласен. Приняли решение и сказали, что дистанционное обучение не должно влиять на зарплату педагогов в сторону уменьшения.
В этом году был существенный рост зарплаты по поручению Главы государства. С сентября дополнительно добавляется несколько новых доплат согласно закону "О статусе педагога" - это тоже достаточно серьезная поддержка для педагогов. И уже скоро, с января, еще на 25 процентов будет повышаться зарплата наших коллег. Задача сегодня - обеспечить выплату зарплаты в полном размере и чтобы не было нарушений прав и законных интересов наших коллег.
- Смогут ли работать детские сады?
- Я вынужден говорить, что все зависит от эпидемиологической ситуации и решения главного санитарного врача. А не потому, что так хочет или считает министр. Если будет хорошая динамика, то мы будем ходатайствовать, чтобы дежурные группы в детсадах открылись.
Я против деления детсадов на частные и государственные, мы должны относиться одинаково ко всем, везде обучаются наши дети.
- Как будут учиться студенты колледжей и вузов?
- Студенты колледжей и бакалавриата в вузах преимущественно будут обучаться дистанционно. Тем не менее есть отдельная лабораторная работа, есть работа в мастерских, производственное обучение, производственная практика. Например, в докторантуре есть работа в лабораториях, где, в принципе, один-два человека работают. По отдельным специальностям подготовлена инструкция. Мы ее обсуждали неоднократно с ректорами вузов, со студенческими организациями и с коллегами-педагогами. Подготовили именно такой документ, который будет учитывать эти аспекты и моменты.
- Родители просят, чтобы министерство повлияло на вузы - снизить плату, сделать скидку, так как люди не могут сейчас оплачивать учебу своих детей из-за потери дохода. Может ли министерство повлиять на проблему и переговорить с вузами?
- Переговоры должны проводиться между услугодателем и получателем, это гражданско-правовые отношения между студентами и вузами. В период ЧП я официально обращался и просил вузы обеспечить рассрочку. Подавляющее большинство пошли на это, но сейчас говорят, что некоторые из выпускных курсов до сих пор не оплатили учебу. Вопрос разносторонний.
Сейчас попросим вузы, чтобы они, понимая экономические возможности наших студентов, пошли навстречу в вопросах рассрочки и как минимум не повышали размер оплаты. Планы по повышению размера оплаты были достаточно серьезными.
Мы обратились и настойчиво предложили посмотреть очень внимательно на этот чувствительный вопрос. Конечно, настаивать и заставлять мы не можем, мы все понимаем, что живем в правовом государстве. Мы должны понимать, где начинается и где заканчивается компетенция конкретного должностного лица или госоргана. И мы не должны превышать свои должностные полномочия.
По вопросу рассрочки большинство вузов пойдут навстречу студентам. По тому, чтобы не поднимать стоимость, такие планы были у подавляющего большинства вузов. Мы сейчас эту работу ведем. Думаю, что будет результат.
"Дистанционное обучение будет с 1 сентября. Конечно, мы понимаем родителей. Я всегда говорю, что у нас дети очень талантливые, и не обязательно ребенок должен одинаково обучаться по всем предметам. Он может быть талантлив совершенно в другом, я всегда прошу родителей относиться с пониманием, а самое главное с любовью, к своим детям. Педагоги будут делать все, чтобы дети не отошли назад по получаемым знаниям. Нам важно обеспечить комфортные условия для детей. Самое главное - наши дети, их обучение и здоровье. Мы должны вместе создать необходимые условия. Педагоги будут проходить курсы: IT и киберпедагогика, структура урока меняется в условиях дистанционного обучения, другие методики и технологии. Мы будем стараться облегчать работу педагогов и помогать им.
Дети скучают по школе. Мы все помним очень трогательные видео с четвертой четверти. Если какое-то видео появляется, я его получаю по несколько раз. Эти видео и сейчас появляются, мы прекрасно понимаем, дети скучают по школе, учителям, по друзьям, одноклассникам. Это все закончится, надо набраться терпения, готовиться. Я думаю, что все будет хорошо", - сказал Асхат Аймагамбетов
ЕНТ, сессии и 1 сентября. Министр образования ответил на вопросы казахстанцев
Беседовала Ботагоз Айтжанова
Для удобства наших пользователей настроили автоматическое определение местоположения авторов комментариев
первоклашек вообще то надо в школу чтоб им запомнился на всю жизнь первый настоящий коллектив по взрослому и так как первая учительница никто знания не дадут это мое мнение
будем ждать... Здоровье детей и педагогов в приоритете
Өте сауатты, нақты, түсінікті жауап берді министріміз, барлық ата-аналарға сабыр мен төзімділік тілеймін, уақытша індеттен аман шығып, балаларымыз бейбіт болашақпен алға қадам бассын, болашақтары жарқын болсын, Аймағамбетов мырзаға денсаулық,сабыр берсін, елге жасағаны аз емес, ел үшін әлі де жақсы еңбек жасап, алғысқа бөленсін🤲🤲🤲
,,Я,как педагог ...,, Некорректное высказывание от министра. Педагог-это немного другое, министр-это другое. По диплому-это будет точнее. Но не в этом суть. Господин министр, вы на моём учительском веку самый поддерживаемый учителями чиновник. Не говорю за всех, но лично я благодарен Вам за отношение к нам ,и ко мне в частности. В свете принимаемых Вами решений хочу обратить внимание Ваше и вашего аппарата на саботаж чиновничьего аппарата ваших решений,как то-отмена отчетности,обеспечение компами учителей. Уже перед нами ставят задачу Самостоятельного обеспечения компьютерами на период дистанционного обучения. Коротко,принимаете решение-обеспечьте его исполнение.
Отчётности стало больше и соответственно прессинга на учителя
А родителям будут доплачивать за расширение зоны обслуживания? Весь день на работе, а вечером перевоплощаемся в учителей! С ужасом жду начала учебного года
Какое расширение сфер обслуживания??? Это ваши дети , не хотите не занимайтесь по вечерам, вас кто заставляет что-ли.
я за дистанционное обучение. очень удобно. столько времени высвобождается. не вижу никаких сложностей. родители, кто ноет или бесконечно вспоминает якобы самое лучшее совковое образование, всё зависит от вас. учите своих детей самостоятельности, чтоб они понимали, что это нужно в первую очередь им самим. хватит няньчиться до 11 класса. я в свое время в школе с огромным интересом осваивала сама многие предметы на четверть вперёд, это так увлекательно. безо всякого интернета или репетиторов. самостоятельно дома с книгой. в том числе такие как алгебра, геометрия, физика (ядерная и квантовая). про гуманитарные вообще молчу, как дважды два. за 11 классов родители ни разу не подошли ко мне и не помогали ни с одним уроком. и на музыку ходила. и во дворе много гуляла и разные хобби были у меня. мои дети тоже самостоятельные. хорошо справляются. у них осознанное отношение ко всему. единственное, малышам-первашам нужна конечно очная форма, чтоб вообще понять что такое школа, чтоб у них сформировалась картинка, чтоб они прочувствовали школу и успели познакомиться и подружиться друг с другом и узнать учителя, привыкнуть к нему, но их обязательно надо кормить всех в школе, организованно. это моё мнение, взгляд.
Мама, Согласна
Школу я окончил в 82 году. Со мной тоже никто не нянчился, уроки всегда делал сам, родители о школе вспоминали только в конце недели для подписи в дневнике и еще раз в четверть для похода на родительское собрание. На уроки я тратил минут 30 в день, читал книги, ходил сам по городу, много времени гулял и тоже имел много увлечений. Но, в отличие от Вас, считаю свое образование самым лучшим. Никогда о нем и о своей бывшей стране не говорю "совок". Судя по Вашему 11 классу, Вы школу заканчивали уже при "демократии", поэтому не можете судить о настоящем советском образовании.
самое тупое поколение вырастет. ох какие врачи нас ждут боже упаси ,да и все остальные
Не прав. Самое тупое уже выросло. Эта поколение,имеющие по 2-3 зарубежных диплома заняли кабинеты и посты своих предков и теперь изгаляются в управлении экономикой,медициной, юриспруденцией. Наоборот, сейчас взращивается такое поколение,которое будет образованным,а не только дипломированным.
Молодец, Асхат Аймагамбетов . Один из лучших министров.
Поддерживаю! Молодец! Наконец-то у нас нормальный министр образования!
Сделайте как в детских садах. Пусть ходят в школу те дети, которых не с кем оставить и не с кем делать уроки, так как оба родителя работают.
Знаете, мне как учителю,ю необходимо учить ребенка в классе. Там вообще другая атмосфера. Работа с детьми - именно это меня удерживает в школе. Поскорее бы в школу.
https://m.gazeta.ru/science/2020/07/31_a_13171099.shtml Не все так просто, оказывается
В России уже объявили, что никакой дистанцинки у них не будет, будет обычное обучение. Нашим детям тоже нужно нормально учиться, учителям нужно работать, а не скидывать свою ответственность на родителей.
Лина, как учитель может скинуть ответственность на родителей? Вы о чем? Родители всю жизнь несут ответственность за своих детей, даже взрослых. Учитель с ребенком до определенного возраста, и этот период зависит от совместной работы школы и семьи. А дальше семья пожинает плоды своего вклада в воспитание собственного чада.
Ещё одна. Вы ответственны за своих детей всю жизнь и во всех сферах жизни. Учитель ответственен за вашего ребенка только во время урока и ВСЕ, он делает свою работу ,скажут очно значит очно, дистанционно значит дистанционно.
Лина, я вас очень понимаю, но для меня здоровье моего ребенка важнее. Я и учитель, и мама. Не согласно с тем, что мы скидываем свою работу на родителей. У нас тоже есть такие же дети, как ваши, и у них такие же потребности, как у ваших детей. Во время дистанционки я тоже локти кусала, видя, что не могу помочь своему ребенку учиться... Так что, мы бы были рады иметь все условия для образовательного процесса, а не наоборот. Если я позволю себе расслабиться, то с этими же недочётами придётся работать мне, и поэтому, я стараюсь дать детям всё, что от меня нужно. Но формат дистанционки не может заменить очную форму. Это вынужденная мера. Наши дети тоже страдают, как и другие. Потерпите, было бы здоровье, остальное наверстаем. Главное, оградить деток от этой напасти.
самый лучший министр, из всех бывших. пусть задержится надолго
Мой сын астматик, поэтому здоровье моего ребёнка и моей семьи в приоритете, будем обучаться дистанционно
Я маме 4 детей, и я за дистанционное образование. Здоровье важнее!!!
Было бы неплохо если каждый педагог, в особенности учитель начальных классов, предметник будет в общий чат направлять видеоуроки по темам, это примерно как онлайн уроки транслируемые по телеканалу балапан, но будет индивидуально, свой учитель-свои ученики, не важно сколько по времени, главное донести тему, тем самым 1) Доступно объяснит на своем грамотном педагогическом языке легкие/сложные темы (сауат ашу болсын, казак тили, математика, алгебра, география, тарих и т.д) 2. Поможет детям освоить любую тему, т.е таким образом он вроде как дистанционно но в то же время есть связь между учителем и учеником, бонус от учеников, не от родителей!!! это качественное домашнее задание/соры/сочи 3) Облегчит родителям и избавит от лишнего порой даже не профессионального объяснения той или иной темы, иногда страдает ребенок, особенно начальных классов, да, это накладно для учителей, главное чтоб был всегда доступный интернет и время, и чтоб своевременно получали зарплату, будь это обычные уроки, учитель же всегда перед классом объясняет тему, думаю такой метод будет эффективным и соответственно не пострадает образование и ребенок всегда будет наслаждаться просмотром видеоуроков от своего учителя, ну и можно предусмотреть конфиденциальность видеоуроков!
кто не болел то не поймет..Все правильно здоровье важнее...
Я против, учителя никак не обучают, только задания скидывают, а родителя сидят и занимаются. Откройте школы. Уже полгода потеряли.
А вы думаете, учителям счастье так работать? Попробуйте. Надо подготовить урок, досконально обдумать все нюансы, учитывая подготовленность класса (группы). Иногда приходится индивидуально работать с учеником. Затем проверить работу каждого! А их может быть до 200! обучающихся
Лина, до пандемии тоже самое было! сам лично занимаюсь с ребенком после работы! в моём детстве такого не припомню, чтобы родители мои со мной после работы сидели !!!
Образование почти упало у учеников и ещё дистационка,и кто после этого выйдет после учёбы?/
ну хоть кто-то из чинушей адекватно объясняет. молодец!
Очень тяжело с учащимся начальных классов! У моей дочери 1 во 2 ой перешла, вторая-10 месяцев, так это ужас! Надо бы продумать, чтобы ученики хотя бы начальных классов обучали в школе, особенно русскому языку, математике и чтению.
И не только проверить, но и прокомментировать . Обучающимся и родителям не всегда понятно, почему оценили так а не иначе. Бесконечные отчётности и задания, исходящие от департамента образования, прессинг со стороны руководителей и родителей, и иногда обучающихся!!!! Приходится часто работать до 2 часов - скинуть всю работу на родителей, вы так называете это? Я за работу в учебном заведении, с живыми обучающимися, видеть их, вдохновляться ими и работать по-настоящему. И скажу я вам: так я НИКОГДА не уставала, как за эти 2-3 месяца дистанционки, а стаж у меня более 30 лет
Svetlana, вот и я об этом. если бы нам нравилось работать за компьютером, мы бы работали где-то в офисе.
здоровье детей и учителей важнее всего. Министр все делает правильно.
Вуз должен снизить стоимость обучения, так как не несет расходы, кроме зарплаты преподавателя. Кабинеты, лекционные залы пустуют, эл.энергию, интернет студент дома сам оплачивает, учебные материалы не предоставляются.
үйде жумыс истеймизба, әлде балдарға сабау окытамызба? психбольнтцадан бирак шыкпасак болғаны((((
Посмотрите что творится на придомовых спортивных и детских площадках, чем поможет дистанционка, смысла никакого.
Почти все мы переболели в июне, июле, и что - хоть один из детей в нашем окружении заболел? А то они не болели в сентябре - октябре раньше, когда в школу выходили... И с мая по август носились во дворах, тесно контактировали с другими детьми. Как можно оградить от вируса, который в воздухе летает дистанционным образованием? А то, что они весной иммунитет посадили весной, не вылезая из-за компьютеров - это факт. И если опять засядут дома, мы получим поколение больных и безграмотных людей. И не нужно прикрываться "липовой" заботой о здоровье детей. Весь интерес, как раз в том, чтобы получить таких людей.
Есть ли мировая статистика по заболевшим детям? И на сколько велика вероятность того, что ребёнок заразится и его организм не справится с этим вирусом? С этим вирусом мы получим очень безграмотное поколение ютуба!
Однозначно родителям удобно отдать детей в школу, чтобы самим нагрузки меньше было. Однако в первую очередь, надо думать о здоровье своих детей и членов своей семьи. Болезнь это и лишние расходы на лечение, это и недополученная выгода в связи с невыходом на работу. Это в лучшем случае. Поэтому, прав господин Министр, он и Педагог в первую очередь. Всем нам надо помочь друг-другу и достойно выдержать 1ю четверть.