День космонавтики – день орбитальных кочевников
Мир отмечает 60-летие первого полета человека в космос. Поистине революционное событие произошло 12 апреля 1961 года. С космодрома Байконур в Казахстане стартовала космическая ракета "Восток" с Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Один виток вокруг Земли и 108 минут полета. Но никогда прежде ни один житель планеты не поднимался туда, где нет атмосферы и земного притяжения. В этот день человечество сделало свой первый шаг в космос. Год спустя в СССР 12 апреля стали отмечать День космонавтики. А с 1969 года – Всемирный день авиации и космонавтики.
Музей истории космодрома Байконур позволяет увидеть, насколько длительной, тернистой и многотрудной была дорога человека в космос.
Изначально в гарнизонном Доме офицеров-строителей в/ч 12253 открыли комнату боевой и трудовой славы военных строителей 7 ноября 1968 года, впоследствии - музей. Сегодня лишь видимая посетителям часть музея – это целый этаж в городском доме культуры. Самое первое впечатление - масштаб экспозиции. Идеи и материальные свидетельства, артефакты и документы, предметы и воспоминания… Все то, что за небольшой, в общем-то, период в сравнении с историей эволюции человечества создала сфера освоения космического пространства. Грезы, ставшие явью. Чтобы пробежать хотя бы по основным и наиболее важным страницам истории космонавтики, не хватит и дня. На детальное изучение потребуется гораздо больше времени.
За короткое время космонавтика стала частью нашей жизни. Столь же необходимой, сколь и незаметной. Она помогает в делах земных и в познании окружающего мира. Мы вступили лишь в седьмое десятилетие космической эры. И уже вполне привыкли к опутавшим Землю спутниковым системам связи и наблюдений за погодой, навигации, помощи терпящим бедствие на суше и на море. Многомесячная работа людей на орбите уже и не рекорд, а рутина.
До успешного запуска первого летательного аппарата, наполненного горячим воздухом шара братьев Монгольфье в 1783 году, человек только мечтал подняться в небо подобно птице. В последующие без малого два с половиной столетия энтузиасты только и делали, что экспериментировали и творили в поисках пути сначала за облака, а затем – еще выше. Первый раз Атлантику по воздуху пересек американский летчик Чарльз Линдберг в мае 1927 года. Путь от Нью-Йорка до предместий Парижа, Ле Бурже, занял 33 с половиной часа.
Вершиной достижений аэронавтики стал полет человека в космос и его благополучное возвращение. Именно технологии позволили вывести жизнь в новую среду – космическое пространство. В этом, можно сказать, эволюционное значение первого шага в космос как новой эпохи в развитии человеческой цивилизации. А далее стали зримыми планы и сроки космической деятельности землян, вплоть до освоения ближайших планет Солнечной системы. Луна и Марс – лишь первая наша космическая целина.
Попав в музей, открываешь для себя территорию, где нашли отражение самые дерзкие мечты человека, его грезы и сны. Воплощенные Королевым, Челомеем и Янгелем мечты Циолковского, Кондратюка и Чижевского.
Основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский в 1900-е годы мыслями оказался далеко впереди своего века. Его мало кто понимал, а идеи и изобретения Циолковского считали чудачеством. Но альтернативу предложенному им реактивному принципу движения не сумела предложить и современная наука.
Подготовка к штурму космоса велась еще в начале 20-х годов прошлого века, когда будущий главный конструктор Сергей Павлович Королев с коллегами в составе научно-экспериментальной группы изучения реактивного движения (ГИРД) экспериментировал с ракетами на жидком топливе. Арест и политические репрессии в отношении ученых-разработчиков первых советских баллистических и крылатых ракет, а затем и война отодвинули планы по созданию механизмов, способных преодолевать земное притяжение и выводить ракеты в ближний космос. Потребовалось еще 12 послевоенных лет, чтобы мир узнал слово "спутник" и адаптировал его в самой разной языковой среде. Произошло это 4 октября 1957 года - в Международный геофизический год. Полету первого искусственного спутника Земли предшествовала длительная работа десятков ученых, конструкторов и тысяч специалистов в самых различных областях промышленности. Но даже не сам спутник, а средство его доставки на орбиту, ракета Р-7 – плод многолетней работы, испытаний, неудач, поиска оптимальных решений.
Сегодня макет спутника в натуральную величину и масштабную модель можно в деталях рассмотреть в музее.
Монета и блок почтовых марок, выпущенные в Казахстане к юбилею запуска первого искусственного спутника Земли.
Впрочем, в макете все детально, достоверно, выполнено с величайшей точностью. Целая технологическая и часто прорывная история, выполненная в масштабе 1:50 или в натуральную величину. Здесь представлена эволюция ракет начиная с Р-7 до современных модификаций "Союза" и "Протона". В этом же ряду свое достойное место занимают "Энергия" и "Буран", совершивший лишь один орбитальный полет в автоматическом режиме.
Как будет выглядеть совместный проект Казахстана и России, космический ракетный комплекс "Байтерек" для выведения космических аппаратов с экологически чистыми ракетами-носителями, сейчас можно представить по аналогии. Экскурсии туда еще не водят, но даже в музее знают, что работы на 45-й площадке продолжаются.
Один из разделов экспозиции посвящен космическим экспедициям и жизни людей в космическом пространстве. Здесь можно увидеть различные скафандры, шлемы, снаряжение, инструменты, которые используют космонавты. Отдельный стенд посвящен вполне земным вопросам: питание, общение и отдых. Всегда интересно, что экипаж космического корабля может позволить себе на завтрак или обед. А как спит или принимает душ? Что видит, когда наблюдает за нашей планетой с борта МКС, что читает, о чем размышляет...
Интересно, что космонавты берут с собой на МКС духовную литературу. Организаторы старта относятся к этой стороне жизни людей в космосе с пониманием. Хотя стоимость доставки на орбитальную станцию одного килограмма груза обходится в 20 тысяч долларов.
Первым Коран на станцию "Мир" привез Талгат Мусабаев еще в 1998 году, а затем - в 2001-м. В 1998-м афганский космонавт Абдул Ахад Моманд возил на "Союз" два экземпляра Корана.
А служители храма Георгия Победоносца города Байконура инициировали в 2000 году отправку на МКС бортовых экземпляров Библии и Корана.
Вспоминаю рассказ из недавнего полета казахстанского космонавта и бортинженера Айдына Аимбетова. В первые сутки было сложно заснуть, поскольку в невесомости тело может занимать любое положение, не опирается на спальную поверхность, голова не лежит на подушке. Поэтому в первое время сон наступал только вместе с сильной усталостью. Первый и довольно интересный эксперимент, который провел Айдын на орбите, – наблюдение за районами Арала и Каспийского моря. Нужно было через иллюминатор поймать в объектив интересующие объекты. При движении станции по орбите с первой космической скоростью - около 7,8 километра в секунду – объект съемки быстро уходил.
Крупные объекты - Каспийское и Аральское моря - видны хорошо. Куда сложнее обнаружить с высоты 400 километров нефтегазовые месторождения, трубопроводы и навести камеру на них! Иногда приходилось возвращаться к съемке ровно через 92 минуты - за такое время МКС делает один виток вокруг Земли. Приходилось ставить таймер и за несколько минут выходить на "охоту" за объектами съемки. Постепенно приловчился, сумел отснять все необходимые для выполнения задания объекты.
Для экспериментов Айдыну требовалось собрать особую аппаратуру. На Земле все было отработано. В невесомости же элементы, крепеж или инструмент невозможно куда-либо положить. Любой предмет независимо от массы будет "плавать". Но не бесконечно долго. Поскольку в рабочих и бытовых отсеках станции работает принудительная вентиляция, оставленные без внимания предметы могут легко улизнуть от космонавта. Пока читаешь, например, следующий пункт пошаговой инструкции по сборке, требуемый модуль, разъем или болт уже уплыли из-под руки.
Поэтому на станции каждому предмету - инструментам, приборам - присвоен индивидуальный номер и отведено штатное место. Отсутствие предметов в ячейках - и подсказка, и повод для беспокойства. Все, что исчезло из поля зрения, приходится искать.
Один из наиболее любопытных экспериментов назывался "Дастархан-6". Его нужно было провести с российским экипажем. Но, посоветовавшись с командиром станции, решили накрыть дастархан для всех, кто находился на станции. По словам Айдына, кухня казахстанских диетологов института питания понравилась всем. Блюда назывались привычно: бешбармак, казы, айран. На самом деле в этом лишь сходная с земной компонентная база. В остальном это продукт высоких технологий, приправленный витаминами и микроэлементами и соответственно упакованный. Авторы питания стремились создать продукт, который бы повышал иммунитет и работоспособность, снижал утомляемость.
Айдын сопровождал угощение рассказами о блюдах, которые испокон веков входили в рацион кочевых народов. Россияне курт и иримшик не раз пробовали на Байконуре. А иностранцам пришлось разъяснять, что это разновидности творога и сыра. Они нашли их весьма интересными и дали высокие оценки.
В этом смысле звездных путешественников тоже можно сравнить с кочевниками. Они вынуждены брать с собой в дорогу лишь столько, сколько нужно. Что касается питания, то оно должно быть не только компактным, но и питательным и энергоемким.
Айдын Аимбетов, казахстанский космонавт:
- На МКС у меня изменилось восприятие масштабов. О том, кто мы, чем является Земля по отношению к нашей Вселенной. На Земле не видно даже горизонта, а в иллюминатор видишь всю нашу замечательную планету. И понимаешь, насколько ты сам мал! И сколько еще неизведанных тайн предстоит нам разгадать даже у нас на Земле. С орбиты не видишь никаких границ. Мы работали в международном экипаже, нас было девять человек, которые представляли пять стран. У каждого из нас свой менталитет, своя история, свои характеры и привычки. Но мы жили как братья, большой сплоченной семьей. И я мечтаю о том времени, когда люди на Земле точно так же отбросят разногласия и будут сотрудничать, поддерживать друг друга. И вместе у нас будет еще больше возможностей. Причем не только на Земле, но и в ближнем, и дальнем космосе.
Там отчетливо понимаешь, что космический век только начинается, он устремлен в будущее. А изученный и обжитый космос – уже не только мечта, но и неизбежный сценарий, реализовать который предстоит нашей цивилизации.
Текст: Константин Маскаев
Фото: АПН и из архива автора