Практически каждый вечер без света проводят жители столицы Кыргызстана. В регионах ситуация еще хуже. Там электричество подается лишь на несколько часов в сутки.
Практически каждый вечер без света проводят жители столицы Кыргызстана. В регионах ситуация еще хуже. Там электричество подается лишь на несколько часов в сутки.
Толчком к апрельской "революции" прошлого года в Кыргызстане, когда был свергнут президент Курманбек Бакиев, стало повышение тарифов на электроэнергию и постоянные веерные отключения электроэнергии. На митинги поднимались область за областью. Власти не реагировали. После апрельского переворота новое руководство страны тарифы на электроэнергию снизило, обещало и что свет отключать в домах кыргызстанцев не будут. Но пообещали, как показала наступившая зима, невозможное.
Вся энергосистема Кыргызстана на грани развала. Нагрузок элементарно не выдерживают сети. Ремонт не проводился десятилетиями. Всю прибыль от продажи электроэнергии чиновники предпочитали класть в свои карманы, а не пускать на развитие отрасли. И вот новый виток недоверия населения уже к новым властям, которые пока ничего не сделали, чтобы в домах кыргызстанцев хотя бы бесперебойно горели лампочки. Чувство безнадежности у населения укрепила последняя крупная авария на подстанции, которая питает весь Бишкек. Столица на несколько часов была полностью обесточена. От электроэнергии были отключены даже объекты МВД и министерства обороны. Перестала работать и столичная теплоэлектроцентраль. В домах бишкекчан погас не только свет, но пропала и горячая вода, было отключено и отопление.
Авария отразилась и на энергоснабжении юга Казахстана, и некоторых районов Узбекистана. Соседи на следующий день заявили, что приложат все усилия для скорейшего выхода из объединенной энергосистемы, чтобы не сидеть без света за компанию с кыргызстанцами. Скандал разразился нешуточный. Все руководство энергосектора Кыргызстана на ковер вызвали депутаты парламента. Было созвано экстренное заседание комитета по топливно - энергетическому комплексу и недропользованию. И даже перед депутатами, которые высказывать критику не стесняются, чиновники - энергетики умудрились слукавить.
"Кыргызстан даже после аварий на юге и севере страны не переставал выполнять свои обязательства перед странами Объединенной энергосистемы Центральной Азии (ОЭС ЦА) по выработке и передаче электроэнергии", - такое смелое заявление перед народными избранниками сделал генеральный директор ОАО "Национальная электрическая сеть Кыргызстана" Раимбек Мамыров. Депутаты негодовали, особенно на фоне открытого недовольства Казахстана частыми авариями на кыргызских подстанциях и высоковольтных линиях. Чиновник был неумолим. Отвечая на вопросы депутатов о намерении Казахстана выйти из ОЭС ЦА, он сообщил, что не считает, что Кыргызстан в чем-то виноват. И даже, наоборот, в случае необходимости Кыргызстан и Узбекистан восполняют необходимые мощности для Казахстана. "Кыргызстан выполнял все свои обязательства, несмотря на отключение в ходе последней аварии 48 подстанций в стране", - сказал Мамыров. За безапелляционного коллегу вступился министр энергетики Аскарбек Шадиев. Он подчеркнул, что проблем в энергосекторе много и решать их надо незамедлительно. "Если Казахстан выйдет из объединенной энергосистемы, север Кыргызстана будет испытывать большие трудности с электроэнергией", - заявил Шадиев. По его словам, того, что вырабатывает ТЭЦ Бишкека, а это 280 мегаватт электроэнергии, недостаточно. Нужны новые ЛЭП, а денег на их строительство традиционно нет.
Всемирный Банк в этом году выделил Кыргызстану кредит на развитие энергосектора. Но и эти деньги министерство финансов страны не в состоянии распределить должным образом. Энергокомпании республики отказались от этого кредита. минфин предложил чересчур завышенные процентные ставки. Решили "нагреться" на своих же. Кыргызстан получает от Всемирного банка помощь в размере 70 миллионов долларов. Из них министерство финансов выделяет 35 миллионов долларов для развития энергетической отрасли. В свою очередь энергокомпании не могут брать кредиты под процентную ставку в размере 6,9 процента годовых, что предлагают финансисты страны. Займы более 2,5 процента годовых вынуждают энергокомпании повышать тарифы на электроэнергию, чего они сделать в данной ситуации не могут. Правительство не позволит.
В довесок ко всему у Кыргызстана появились серьезные проблемы с экспортом воды и электроэнергии. Как отметил гендиректор ОАО "Электрические станции" Медетбек Айткулов, Узбекистан не нуждается в воде и электроэнергии, поэтому не может выступать покупателем. Казахстан каждое лето покупал у Кыргызстана определенный объем воды. И кыргызстанские энергетики, использовав этот рычаг, продавали Казахстану еще и электроэнергию. Но сейчас Казахстан построил водохранилище, поставил насосы и сказал, что с этого года прекратит закупку прежних объемов воды.
Эксперты считают, что Кыргызстан должен продавать электроэнергию, чтобы не сливать весной воду вхолостую. У республики пока есть только один покупатель - Казахстан. В прошлом году Кыргызстан продавал по 2,5-2,8 цента за 1 киловатт-час. В то время как в 2008 году цена за 1 киловатт-час энергии составляла для соседей 4,8 цента. Кыргызские депутаты вообще предложили ввести запрет на продажу электроэнергии ниже 4,8 цента. Однако энергетики отметили, что по такой цене Казахстан ее покупать не будет. "Если раньше Казахстану нужна была наша вода в летний период, и мы могли навязывать им покупку электроэнергии, то сейчас ситуация изменилась. Соседняя республика построила ряд водохранилищ и теперь не нуждается в воде. Поэтому мы не можем единолично навязывать наши цены за электроэнергию", - заявил министр энергетики Кыргызстана Аскарбек Шадиев. - "Необходимо найти обоснованную цену для продажи энергии. Иначе весной нам просто придется сливать воду вхолостую", - добавил он.
Как поведут себя энергетики, не понятно. Но очевидно, что оборудование в распредкомпаниях устарело, аварии в энергосетях и на подстанциях уже стали нормой. И при этом денег на решение всех этих проблем нет. Доходов от продажи электроэнергии на модернизацию энергосистемы не хватает. А значит сидеть кыргызстанцам без света как минимум до весны.