ПОДЕЛИТЬСЯ
16 июля 2021 | 11:00
Феномен Иманбека еще не раскрыт. Министр культуры ответила на вопросы
Днем работает в правительстве, а после продолжает писать музыку. Была преподавателем Jah Khalib, предложила Иманбеку Зейкенову заняться музыкальным образованием. Фразу "государство примазалось", когда говорят об успехах казахстанских артистов, считает неприятной и несправедливой.Министр культуры и спорта Казахстана, музыкант Актоты Раимкулова ответила на несколько вопросов корреспондента Tengrinews.kz о музыкальной индустрии страны.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Днем работает в правительстве, а после продолжает писать музыку. Была преподавателем Jah Khalib, предложила Иманбеку Зейкенову заняться музыкальным образованием. Фразу "государство примазалось", когда говорят об успехах казахстанских артистов, считает неприятной и несправедливой.Министр культуры и спорта Казахстана, музыкант Актоты Раимкулова ответила на несколько вопросов корреспондента Tengrinews.kz о музыкальной индустрии страны.
- Актоты Рахматуллаевна, кого вы слушаете из современных артистов Казахстана?
- Я стараюсь слушать музыку самых разных жанров, представляющих и традиционную, и академическую, и популярную музыку. У нас много ярких артистов в жанрах pop, rap, jazz.
Я очень уважаю Димаша Кудайбергена, Скриптонита (Адиль Жалелов) и Jah Khalib, чье творчество обрело широкую популярность не только в нашей стране, но и на всем постсоветском пространстве.
Конечно, не может не восхищать история Иманбека Зейкенова - феномена, который, как мне кажется, еще не раскрыт до конца. Есть талантливые поп-музыканты, песни которых любимы в народе, звучат по телевидению, радио и на каждом тое: Кайрат Нуртас, Мадина Садвакасова, "All Давай" и еще десятки артистов.
В YouTube свою аудиторию собрал шикарный дуэт Беркута и Аиши.
Вообще я считаю, что наша популярная музыка сейчас на очень высоком профессиональном уровне и хорошо известна в стране и мире.
Есть и в других жанрах яркие имена. Мне бы хотелось, чтобы мы гордились не только Скриптонитом и Иманбеком.
В мире знают и ценят творчество многих наших традиционных музыкантов: кобызшы Раушан Оразбаевой, домбристов Биляла Искакова, Едила Басыгараева, Кайроллы Садвакасова, Жангали Жузбая, жыршы Улжан Байбосыновой и множества других талантливейших певцов, фолк-групп "Туран" и "Хассак". Эти и многие другие талантливые артисты, хранящие многовековые богатства нематериального культурного наследия, зачастую больше известны за рубежом, чем у нас.
В академической музыке большую известность на западе получили композиторы Жамиля Жазылбекова, Санжар Байтереков, Рахат-Би Абдысагин. Конечно, я не всех назвала, чью музыку слушаю.
- Скриптонита? Понимаете ли вы его тексты?
- Понимать – понимаю. Не приветствую ненормативную лексику. Не могу сказать, что слушаю Скриптонита с удовольствием, но его успех в широкой молодежной аудитории очень показателен. В текстах он поднимает злободневные проблемы современного общества: бытовые трудности, с которыми сталкиваются молодые люди, подмену ценностей, ханжество и мораль. Кроме того, тексты этого артиста – это тоже часть культуры нашей страны, ее современного облика, который мне, как вы понимаете, надо представлять во всех гранях (улыбается).
- Раз о Скриптоните заговорили, то Алла Пугачева назвала Скриптонита своим любимым акыном.
- Да. Я знаю. Как вы думаете, можно ли Аллу Борисовну просто так чем-то удивить?
- Вы, как музыкант, что можете ответить: повезло Иманбеку или все-таки это труд?
- Иманбек действительно уникум. Тому, что он делает в музыке, учат считаные единицы консерваторий и университетов. Это относительно новая сфера саунд-дизайна, в которой без таланта и труда точно ничего не добьешься. Среди моих коллег, академических музыкантов, была достаточно оживленная дискуссия о причинах популярности ремикса Иманбека. Да, его вариант звучит быстрее оригинала, но дело не в этом. Он очень тонко и со вкусом подобрал заразительный танцевальный ритм, совершенно изменил тембровую палитру песни, добавил приятные слуху электронные эффекты. Успех этого "парня из глубинки", безусловно, не случаен и очень показателен. Современное медийное пространство сильно изменилось, и нам нужно успевать под него перестраиваться, беря пример с таких, как он. Конечно же, когда Иманбек получил Grammy, многие, включая и меня, обратили на него внимание. Я его сразу же поздравила и поблагодарила за чувство гордости, которое он принес, думаю, не только мне, но и всем казахстанцам.
- Заметили, что молодые казахстанские артисты все популярнее в России и за рубежом? В чем феномен, на ваш взгляд?
- В России сейчас очень много говорят о феномене казахов, как раз это обсуждали на одном из наших совещаний. Видимо, особое отношение к музыке и поэзии - часть нашего генетического кода. Я абсолютно уверена, что в каждом, кто родился на нашей земле, есть жилка акына.
Мы и раньше удивляли мир своими талантами. Вспомните историю Амре Кашаубаева, представившего знаменитую традицию аркинской песни на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. Сейчас просто мир стал глобальным, все барьеры пропали, и Казахстан все больше и больше приобщается к всемирным культурным коммуникациям. Нас стали слушать буквально на всех континентах.
Думаю, секрет казахстанских артистов в уникальном сочетании культурной среды, доступного музыкального образования, природного дара и, конечно же, в трудолюбии. Что бы ни говорили, например, об Иманбеке, Димаше или любой другой нашей звезде, их достижения - прежде всего, результат многих часов увлеченного труда.
- "Чиновники примазываются", или "государство примазывается" к успехам наших артистов. Есть такое мнение в обществе. Оскорбляет ли оно вас как министра?
- Очень нехорошее слово. Я считаю, что это нечестно по отношению к государству. Конечно же, такие разговоры были, есть и будут. Давайте представим, как сложилась бы творческая судьба Димаша, если бы после развала Советского Союза, в самые трудные для нашей страны годы, нам бы не удалось сохранить систему музыкального образования.
Сейчас в ведении Министерства культуры и спорта находятся вузы и колледжи искусств, школы для одаренных детей. В наследство от советской эпохи нам досталась система концертных залов, филармоний и театров, оркестров, музыкальных и театральных коллективов, которую мы не только не растеряли, но и значительно расширили за годы независимости. Министерство отвечает за инфраструктуру культуры, которая у нас всячески поддерживается. В стране создана устойчивая культурная среда, нам есть где растить таланты.
- То есть вы не согласны с таким мнением?
- Ну смотрите, Димаш учился в музыкальном колледже в Актобе, блестяще окончил Казахский национальный университет искусств. Образование - это только часть государственной поддержки. Существуют еще механизмы финансирования поездок на конкурсы и фестивали, творческих проектов молодых артистов. В успехе Димаша и многих наших артистов есть доля государства, но, конечно, прежде всего, это результат титанического труда. В этом-то и суть. Наша задача как чиновников - создать условия для развития талантов.
- Вы ведь и пианист, и композитор. Есть ли в графике министра место для любимого дела?
- Мой рабочий день начинается с 8 утра и длится до позднего вечера. Но я все-таки стараюсь выискивать время для музыки. Если вдохновение захватывает, могу просидеть над новым сочинением ночь напролет и не чувствовать усталости. Это очень важные для меня часы.
Газиза Ахметовна Жубанова (народная артистка СССР), мой незабвенный педагог, всегда говорила: "Пока ты не пишешь музыку и пока она не звучит, ты не можешь называться композитором". Сама она, к слову, всегда сочетала творческую работу с управленческой: в разные годы была депутатом, ректором консерватории.
Совмещать творческую работу с повседневным трудом для меня - не новая ситуация. Давно привыкла днем трудиться - педагогом, административным работником, потом - чиновником, а вечерами и ночами писать музыку.
Но сейчас это больше хобби, на которое остается все меньше и меньше времени. Все-таки министр - это чиновник, а главная задача чиновника - служить народу. За этим многое кроется. Нужно уметь оценивать ситуацию сразу в нескольких отраслях, планировать на годы вперед, следить за соблюдением законов, качественно выполнять поручения Главы государства... Приходится выкраивать для творчества редкие часы.
- Правда ли, что творческим людям нужно вдохновение? Вы пишете тогда, когда вас посетит муза?
- Парадокс в том, что сначала надо начать работать, а потом придет вдохновение. Муза не приходит спонтанно. И так везде – не только в сочинении музыки, но и в любом другом ежедневном труде.
- Проснуться утром уже популярным музыкантом. Мечтали ли вы когда-нибудь о таком?
- Первое и, пожалуй, главное условие успеха – это профессионализм. Он рождается из двух слагаемых: увлеченности своим делом и труда.
Как-то так получилось, что об успехе я не мечтала. Просто любила сочинять свою и исполнять чужую музыку. В моем успехе как композитора важную роль сыграли мои учителя, и прежде всего - моя наставница, выдающийся казахский композитор Газиза Ахметовна Жубанова.
Это со стороны кажется, что успех сваливается как снег на голову. Тот же Иманбек наверняка шел к успеху через многие достижения, каждое из которых было результатом преодоления трудностей, развития мастерства: первый ремикс, первый миллион просмотров в TikTok, первое публичное выступление…
Или пример Jah Khalib. Он же учился в консерватории. Это мой студент, тогда я была заведующей кафедры "Арт-менеджмент" и проректором консерватории. Он очень много работал в студии, приходил на занятия с красными глазами, потому что ночами работал. Очень талантливый парень. Добрый и положительно заряженный, трудолюбивый. Чудес не бывает.
На вершине успеха, безусловно, талантливый артист. Но за ним стоят его родители, учителя, коллеги. А в основании всей этой пирамиды успеха – наше богатое национальное наследие, традиции родного народа и инфраструктура культуры, которую я всеми силами стараюсь поддерживать и развивать.
Отметим, что беседа проходила до высказываний народной артистки Розы Рымбаевой об Иманбеке.
Беседовала Ботагоз Айтжанова
Фотограф Турар Казангапов
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
135
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также
Министр культуры и спорта Казахстана, музыкант Актоты Раимкулова ответила на несколько вопросов корреспондента Tengrinews.kz о музыкальной индустрии страны.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Днем работает в правительстве, а после продолжает писать музыку. Была преподавателем Jah Khalib, предложила Иманбеку Зейкенову заняться музыкальным образованием. Фразу "государство примазалось", когда говорят об успехах казахстанских артистов, считает неприятной и несправедливой.
Министр культуры и спорта Казахстана, музыкант Актоты Раимкулова ответила на несколько вопросов корреспондента Tengrinews.kz о музыкальной индустрии страны.
- Актоты Рахматуллаевна, кого вы слушаете из современных артистов Казахстана?
- Я стараюсь слушать музыку самых разных жанров, представляющих и традиционную, и академическую, и популярную музыку. У нас много ярких артистов в жанрах pop, rap, jazz.
Я очень уважаю Димаша Кудайбергена, Скриптонита (Адиль Жалелов) и Jah Khalib, чье творчество обрело широкую популярность не только в нашей стране, но и на всем постсоветском пространстве.
Конечно, не может не восхищать история Иманбека Зейкенова - феномена, который, как мне кажется, еще не раскрыт до конца. Есть талантливые поп-музыканты, песни которых любимы в народе, звучат по телевидению, радио и на каждом тое: Кайрат Нуртас, Мадина Садвакасова, "All Давай" и еще десятки артистов.
В YouTube свою аудиторию собрал шикарный дуэт Беркута и Аиши.
Вообще я считаю, что наша популярная музыка сейчас на очень высоком профессиональном уровне и хорошо известна в стране и мире.
Есть и в других жанрах яркие имена. Мне бы хотелось, чтобы мы гордились не только Скриптонитом и Иманбеком.
В мире знают и ценят творчество многих наших традиционных музыкантов: кобызшы Раушан Оразбаевой, домбристов Биляла Искакова, Едила Басыгараева, Кайроллы Садвакасова, Жангали Жузбая, жыршы Улжан Байбосыновой и множества других талантливейших певцов, фолк-групп "Туран" и "Хассак". Эти и многие другие талантливые артисты, хранящие многовековые богатства нематериального культурного наследия, зачастую больше известны за рубежом, чем у нас.
В академической музыке большую известность на западе получили композиторы Жамиля Жазылбекова, Санжар Байтереков, Рахат-Би Абдысагин. Конечно, я не всех назвала, чью музыку слушаю.
- Скриптонита? Понимаете ли вы его тексты?
- Понимать – понимаю. Не приветствую ненормативную лексику. Не могу сказать, что слушаю Скриптонита с удовольствием, но его успех в широкой молодежной аудитории очень показателен. В текстах он поднимает злободневные проблемы современного общества: бытовые трудности, с которыми сталкиваются молодые люди, подмену ценностей, ханжество и мораль. Кроме того, тексты этого артиста – это тоже часть культуры нашей страны, ее современного облика, который мне, как вы понимаете, надо представлять во всех гранях (улыбается).
- Раз о Скриптоните заговорили, то Алла Пугачева назвала Скриптонита своим любимым акыном.
- Да. Я знаю. Как вы думаете, можно ли Аллу Борисовну просто так чем-то удивить?
- Вы, как музыкант, что можете ответить: повезло Иманбеку или все-таки это труд?
- Иманбек действительно уникум. Тому, что он делает в музыке, учат считаные единицы консерваторий и университетов. Это относительно новая сфера саунд-дизайна, в которой без таланта и труда точно ничего не добьешься. Среди моих коллег, академических музыкантов, была достаточно оживленная дискуссия о причинах популярности ремикса Иманбека. Да, его вариант звучит быстрее оригинала, но дело не в этом. Он очень тонко и со вкусом подобрал заразительный танцевальный ритм, совершенно изменил тембровую палитру песни, добавил приятные слуху электронные эффекты. Успех этого "парня из глубинки", безусловно, не случаен и очень показателен. Современное медийное пространство сильно изменилось, и нам нужно успевать под него перестраиваться, беря пример с таких, как он. Конечно же, когда Иманбек получил Grammy, многие, включая и меня, обратили на него внимание. Я его сразу же поздравила и поблагодарила за чувство гордости, которое он принес, думаю, не только мне, но и всем казахстанцам.
- Заметили, что молодые казахстанские артисты все популярнее в России и за рубежом? В чем феномен, на ваш взгляд?
- В России сейчас очень много говорят о феномене казахов, как раз это обсуждали на одном из наших совещаний. Видимо, особое отношение к музыке и поэзии - часть нашего генетического кода. Я абсолютно уверена, что в каждом, кто родился на нашей земле, есть жилка акына.
Мы и раньше удивляли мир своими талантами. Вспомните историю Амре Кашаубаева, представившего знаменитую традицию аркинской песни на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. Сейчас просто мир стал глобальным, все барьеры пропали, и Казахстан все больше и больше приобщается к всемирным культурным коммуникациям. Нас стали слушать буквально на всех континентах.
Думаю, секрет казахстанских артистов в уникальном сочетании культурной среды, доступного музыкального образования, природного дара и, конечно же, в трудолюбии. Что бы ни говорили, например, об Иманбеке, Димаше или любой другой нашей звезде, их достижения - прежде всего, результат многих часов увлеченного труда.
- "Чиновники примазываются", или "государство примазывается" к успехам наших артистов. Есть такое мнение в обществе. Оскорбляет ли оно вас как министра?
- Очень нехорошее слово. Я считаю, что это нечестно по отношению к государству. Конечно же, такие разговоры были, есть и будут. Давайте представим, как сложилась бы творческая судьба Димаша, если бы после развала Советского Союза, в самые трудные для нашей страны годы, нам бы не удалось сохранить систему музыкального образования.
Сейчас в ведении Министерства культуры и спорта находятся вузы и колледжи искусств, школы для одаренных детей. В наследство от советской эпохи нам досталась система концертных залов, филармоний и театров, оркестров, музыкальных и театральных коллективов, которую мы не только не растеряли, но и значительно расширили за годы независимости. Министерство отвечает за инфраструктуру культуры, которая у нас всячески поддерживается. В стране создана устойчивая культурная среда, нам есть где растить таланты.
- То есть вы не согласны с таким мнением?
- Ну смотрите, Димаш учился в музыкальном колледже в Актобе, блестяще окончил Казахский национальный университет искусств. Образование - это только часть государственной поддержки. Существуют еще механизмы финансирования поездок на конкурсы и фестивали, творческих проектов молодых артистов. В успехе Димаша и многих наших артистов есть доля государства, но, конечно, прежде всего, это результат титанического труда. В этом-то и суть. Наша задача как чиновников - создать условия для развития талантов.
- Вы ведь и пианист, и композитор. Есть ли в графике министра место для любимого дела?
- Мой рабочий день начинается с 8 утра и длится до позднего вечера. Но я все-таки стараюсь выискивать время для музыки. Если вдохновение захватывает, могу просидеть над новым сочинением ночь напролет и не чувствовать усталости. Это очень важные для меня часы.
Газиза Ахметовна Жубанова (народная артистка СССР), мой незабвенный педагог, всегда говорила: "Пока ты не пишешь музыку и пока она не звучит, ты не можешь называться композитором". Сама она, к слову, всегда сочетала творческую работу с управленческой: в разные годы была депутатом, ректором консерватории.
Совмещать творческую работу с повседневным трудом для меня - не новая ситуация. Давно привыкла днем трудиться - педагогом, административным работником, потом - чиновником, а вечерами и ночами писать музыку.
Но сейчас это больше хобби, на которое остается все меньше и меньше времени. Все-таки министр - это чиновник, а главная задача чиновника - служить народу. За этим многое кроется. Нужно уметь оценивать ситуацию сразу в нескольких отраслях, планировать на годы вперед, следить за соблюдением законов, качественно выполнять поручения Главы государства... Приходится выкраивать для творчества редкие часы.
- Правда ли, что творческим людям нужно вдохновение? Вы пишете тогда, когда вас посетит муза?
- Парадокс в том, что сначала надо начать работать, а потом придет вдохновение. Муза не приходит спонтанно. И так везде – не только в сочинении музыки, но и в любом другом ежедневном труде.
- Проснуться утром уже популярным музыкантом. Мечтали ли вы когда-нибудь о таком?
- Первое и, пожалуй, главное условие успеха – это профессионализм. Он рождается из двух слагаемых: увлеченности своим делом и труда.
Как-то так получилось, что об успехе я не мечтала. Просто любила сочинять свою и исполнять чужую музыку. В моем успехе как композитора важную роль сыграли мои учителя, и прежде всего - моя наставница, выдающийся казахский композитор Газиза Ахметовна Жубанова.
Это со стороны кажется, что успех сваливается как снег на голову. Тот же Иманбек наверняка шел к успеху через многие достижения, каждое из которых было результатом преодоления трудностей, развития мастерства: первый ремикс, первый миллион просмотров в TikTok, первое публичное выступление…
Или пример Jah Khalib. Он же учился в консерватории. Это мой студент, тогда я была заведующей кафедры "Арт-менеджмент" и проректором консерватории. Он очень много работал в студии, приходил на занятия с красными глазами, потому что ночами работал. Очень талантливый парень. Добрый и положительно заряженный, трудолюбивый. Чудес не бывает.
На вершине успеха, безусловно, талантливый артист. Но за ним стоят его родители, учителя, коллеги. А в основании всей этой пирамиды успеха – наше богатое национальное наследие, традиции родного народа и инфраструктура культуры, которую я всеми силами стараюсь поддерживать и развивать.
Отметим, что беседа проходила до высказываний народной артистки Розы Рымбаевой об Иманбеке.
Беседовала Ботагоз Айтжанова
Фотограф Турар Казангапов
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также