"Мой брат вместе с другом выходили на базар. Прямо из сумки продавали аудиокассеты в конце 80-х. Так началась история нашей компании", - рассказывает Александр Дериглазов, один из основателей сети "Меломан".
"Мой брат вместе с другом выходили на базар. Прямо из сумки продавали аудиокассеты в конце 80-х. Так началась история нашей компании", - рассказывает Александр Дериглазов, один из основателей сети "Меломан".
О первом ларьке, рэкете и хобби, которое стало делом жизни братьев из Усть-Каменогорска, - в материале Tengrinews.kz.
Александр Дериглазов, фото из личного архива
Домашняя студия, распроданные аудиокассеты
"Это дело начинал мой старший брат в октябре 1987 года. Они с другом дома записывали аудиокассеты и продавали их на Зеленом базаре в Усть-Каменогорске. Тогда не было ни киосков, ни ларьков, все на улице, прямо из сумки. Я присоединился к брату в 1989 году, как только вернулся из армии. В тот же год мы дома запустили студию звукозаписи. Все было в домашних условиях, четыре-пять магнитофонов. Тогда был на аудиокассеты ажиотажный спрос".
"Был случай, когда в достаточно большом киоске 31 декабря на витрине остались только две аудиокассеты. После 18.00 часов прибежал мужчина и купил эти две кассеты. Тогда все было хорошо, распродавали весь товар, сейчас уже такого нет".
"Вносить культуру"
"Мы, когда начинали, думали больше о том, что будем вносить культуру, а не зарабатывать. Тогда стала популярна музыка, которая была долго запрещена. Были подпольная советская музыка, западный рок. Но буквально через два-три года вкусы людей очень сильно изменились. Гораздо больше денег мы стали зарабатывать на таких исполнителях, как "Ласковый май", "Фристайл", Марина Журавлева. Эти исполнители приносили гораздо больше прибыли, чем серьезная музыка, как ни странно".
"Было важно, что мы с Игорем действительно с детства увлекались музыкой. Так получилось, что когда была перестройка, у нас не было сомнений, что надо заниматься этим делом. Нас никто не заставлял работать по 16 часов, мы все делали по своему решению. И это было классно, увлекательно, азартно".
Риск, кредиты и авторское право
"Почти с первых дней существования фирмы мы активно пользовались банковскими кредитами. Тогда это казалось очень рискованным делом. Мы очень волновались, сможем ли вернуть эти заемные средства. Получилось так, что когда мы брали деньги в банках - был один курс, когда возвращали - был уже совсем другой, уже другие деньги. Потом происходила девальвация, переход с рубля на тенге. Это был огромный риск. Иногда нам приходилось закрывать магазины, потому что точки находились в неудачных местах, где была низкая проходимость".
"Помню, в 1996 году появился закон "Об авторских правах". На первых порах все те, кто занимался бизнесом в Казахстане и России, очень расстроились. Думали, что это остановит наш бизнес. И потом стало ясно, что этот закон, эти изменения, наоборот, помогли нам. Мы стали искать выходы, налаживать контакты, заключать партнерские соглашения. Мы перешли на легальное положение и стали выпускать лицензионную продукцию, стали подписывать контракты с голливудскими компаниями, чего мы не могли представить себе, когда начинали. То, что, по-нашему мнению, должно было привести к краху, на самом деле перенесло наше дело на совсем другой уровень".
Отношения с госорганами и кассовые аппараты
"Был период, когда мы в первые годы работали без кассовых аппаратов. Тогда не было такой необходимости. Но позже появилось требование об обязательном наличии аппаратов. Точнее, что в каждом киоске звукозаписи должен быть кассовый аппарат. Когда только это объявили, понятное дело, все растерялись. Не знали, где купить эти аппараты. И были люди, которые пользовались этим. Мы, честно, не знали, как решить эту проблему, где найти эти аппараты, программное обеспечение. Но всегда находились люди в том же госоргане, которые помогали нам, чисто по-человечески подсказывали, где приобрести кассовые аппараты. Давали даже отсрочку. Нам как-то везло на людей, которые могли и подсказать, и помочь".
Нападение бандитов и российские рэкетиры
"Киоски несколько раз поджигали, машину. Но это было несопоставимо с тем, что было в России. Мы в большей степени сталкивались с криминалом на российской стороне. Было такое, что мы покупали в России товар дешевле и везли в Казахстан. На российских дорогах, вокзалах действительно было непросто. Они контролировались криминальными группировками, и без общения с ними, оплаты им было трудно преодолевать дороги. Купили как-то машину телевизоров в Москве. По дороге в Казахстан было нападение со стороны бандитов. Приходилось отдавать телевизор один, ехали дальше".
Покупка-мечта и первая поездка за границу
"Так получилось, что в первые годы, они были переходными, у моего отца была возможность взять ссуду на автомобиль для меня. И я рассчитывался за эту "Ниву" долго, но она верой и правдой прослужила нам как рабочая машина. Мечтал я в те годы о лазерном проигрывателе компакт-дисков. На это я больше года копил деньги. Тогда я еще очень сильно увлекался музыкой, и любая поездка в Москву была для меня возможностью сходить на легендарную Горбушку и купить 5-10 дисков, которые тогда стоили бешеных денег".
"Когда подвернулась возможность купить магнитофон, которым мы пользовались в начале пути, мы не упустили возможность и взяли. Он стоит в нашей студии. Там же хранятся другие артефакты".
"Первая поездка была в 1996 году. Для нас ее организовала компания LG, которая тогда называлась GoldStar. Они в Москве собрали всех дистрибьютеров, посадили в самолет и увезли на остров Крит. Причем это тогда делалось без виз, вот посадили и повезли на семинар".
"Мы тогда, с одной стороны, были настолько увлечены делом. Все заработанные деньги мы вкладывали в дело, чтобы купить еще один магнитофон или еще стойку. В 2000 году купили завод по производству компакт-дисков. Мы в первые годы 90 процентов вкладывали в производство, мы постоянно не могли удовлетворить спрос, поэтому постоянно были в погоне за новой аппаратурой, чтобы тиражировать все больше и больше".
Самая дорогая покупка
"В 1999 году позволили себе купить теплоход в Усть-Каменогорске. Он до сих пор стоит на реке Иртыш. Это, наверное, роскошь своего рода. Мы пользуемся им и наши менеджеры. Есть места и базы отдыха в Восточном Казахстане, которые мы очень любим, потому что сами родом оттуда. Там есть несколько уникальных баз, которые мы пытаемся вывести на международный рынок. К нам приезжают гости из Швеции, США, Великобритании. Мы этим очень гордимся. Нашими руками в Восточном Казахстане созданы условия, для того, чтобы можно было принимать международных гостей. Это очень важно для нас".
Александр и Игорь Дериглазовы, фото из личного архива
О главном правиле в бизнесе
"Нас было двое, и по сей день мы работаем вместе с братом. Мы очень разные, и именно то, что нас двое и мы управляем компанией, где принимаются решения коллегиально, дало такой толчок к развитию. Мы считаем, что один или два человека не могут объективно оценить ситуацию, стараемся привлекать и держаться за людей, с которыми мы очень долго работаем. Пока мы между собой, со всей командой не договоримся, то есть если большинство из совета директоров не поддержит, то мы не будем принимать это решение".
Без резких рывков
"Мы продержались 30 лет только потому, что мы не делали каких-то резких рывков. Мы планомерно, потихоньку, шаг за шагом строили компанию. И понимали, что никуда не деться от каких-то падений. Было, что падали очень сильно, но понимали, что нельзя опускать руки. Когда нам казалось, что мы добились чего-то большего, понимали, что нельзя взлетать и бить себя в грудь. За каждым взлетом всегда следует падение".
Подготовила Айгерим Абилмажитова.