Как живется людям, чей поселок находится на самом краю Казахстана? С таким вопросом мы отправились в образованную этим летом область Абай, к границе с Российской Федерацией. Здесь располагается село Буркотово. И если близость с соседним государством на местных жителей никак не влияет, то отсутствие нормальной дороги очень даже беспокоит. А еще, по словам буркотчан, поселок их располагается в аномальной климатической зоне. Что это означает, выясняли корреспонденты Tengrinews.kz.
Как живется людям, чей поселок находится на самом краю Казахстана? С таким вопросом мы отправились в образованную этим летом область Абай, к границе с Российской Федерацией. Здесь располагается село Буркотово. И если близость с соседним государством на местных жителей никак не влияет, то отсутствие нормальной дороги очень даже беспокоит. А еще, по словам буркотчан, поселок их располагается в аномальной климатической зоне. Что это означает, выясняли корреспонденты Tengrinews.kz.
Отправляемся в Буркотово из Усть-Каменогорска - областного центра Восточно-Казахстанской области. Ехать около 3 часов. Доехав до Шемонаихи, решаем перепроверить навигатор и уточняем дальнейшую дорогу у таксистов. Водители рекомендовали выбрать дорогу через село Сугатовка, как бы огибая трассу.
"Там после трассы дорога такая, что вы себе все четыре шины порвете, лучше ехать по полям", - в один голос твердили мужчины. Прислушиваемся к их совету.
Путь оказался хоть и не асфальтированным, зато очень живописным. Бескрайние поля с подсолнухами сменяла пшеница. Иногда встречались небольшие пасеки.
Где-то по этим полям теперь проходит граница между двумя регионами. Поэтому подъезжая к поселку Буркотово, мы уже были не в Восточно-Казахстанской, а в Абайской области.
Путь же лежал параллельно границе с Российской Федерацией. Местами мобильная связь попадала в роуминг.
Заезжаем в Буркотово. В поселке поднялся сильный ветер, но мы не обращаем на это внимания.
Первым, с кем мы здесь познакомились, стал Виталий, он уже шесть лет работает водителем скорой. При себе у него всегда мобильный телефон, который нельзя отключать даже ночью. В экстренном случае Виталий должен быстро собраться, забрать больного и как можно скорее увезти в больницу за 70 километров отсюда - в село Бородулиха.
"Зимой часто дорогу заметает. Если экстренного больного надо везти – впереди меня трактор едет, дорогу пробивает, и я за ним. В Буркотово есть фельдшерский пункт, но здесь только первую помощь оказывают", - отмечает Виталий.
По словам местных жителей, бывали случаи, когда больного до трассы везли на снегоходе. А уже там его забирала скорая. Все потому, что ветер в этих краях нередкость, поэтому и заметает дорогу снегом.
"Вы, наверное, обратили внимание, что, когда вы к нам заехали, начался ветер? У нас тут особая роза ветров, здесь разные потоки воздуха пересекаются. Мы даже в шутку иногда говорим, что поселок стоит в аномальной зоне", - отмечает местная жительница, не пожелавшая называть своего имени.
Всего в Буркотово проживает около 200 человек. Некоторые работают в местном крестьянском хозяйстве. Другие держат собственный скот, выращивают овощи.
Школа, по словам сельчан, теплая, но учится в ней не так много детей. И с каждым выпуском их становится все меньше.
Когда-то жителей здесь было в 10 раз больше. Немалая их часть состояла из немцев, которые в 90-е годы вернулись на историческую родину. Были и те, кто переехали в Россию.
Кстати, до границы с Россией рукой подать. Выехав на край поселка, можно разглядеть забор и дозорную вышку. По словам сельчан, иногда их штрафуют за то, что домашний скот ломает пограничное ограждение.
Бывают случаи, когда и люди пытаются незаконно пересечь границу. Правда, сделать у них это не получается. Нарушителей ловят, а местных опрашивают как свидетелей.
После развала Советского Союза в Буркотово некоторое время располагался пограничный пункт. В наши дни до границы едут через Шемонаиху.
На некоторых домах замечаем спутниковые антенны с надписью "Триколор ТВ".
Заглядываем на недавно установленную детскую площадку. Правда, подростки ее быстро облюбовали и сломали некоторые качели. В акимате пояснили, что подрядчик согласился все починить. А с "большими детьми" провели профилактическую беседу.
"Конечно, подросткам здесь особо заняться-то и нечем. Мы им сказали: если вам некуда силы девать, идите поработайте в крестьянском хозяйстве. Там и денег заработаете, и вечером вам уже будет не до того, чтоб снаряды ломать на детской площадке. Она же для маленьких детей сделана", - жалуется мама одного из ребятишек.
Это пенсионерка Екатерина Брова. Она в Буркотово главный борец за справедливость и комфортную жизнь. Благодаря ее настойчивости рядом с поселком установили вышку мобильной связи. Теперь она добивается ремонта дороги.
"Я уже лет 5 воюю за то, чтобы нам сделали дорогу: как ту, что ведет от трассы до поселка, это 23 километра, так и в самом Буркотово. Обращалась в областную газету, выходила на республиканские телеканалы, три раза писала Токаеву. В Мажилис обращалась. И все отписки. Отправляют в Восточный Казахстан (обращения были до того, как область разделили на Восточно-Казахстанскую и Абайскую, - прим. автора). А здесь говорят: денег нет. С 2016 года дорога не ремонтировалась. Раньше хотя бы ямочные работы делали, а сейчас вообще ничего", - жалуется она.
23 километра, которые ведут от трассы до поселка, состоят из 19 километров асфальтированного пути и 4-х километров крупного гравия. Однако, со слов пенсионерки, ездить там невозможно.
"Там одну яму объезжаешь, в другую попадаешь. По этой дороге в больницу повезут - последний тромб оторвется. Люди дома бросают и уезжают отсюда в город, а там берут кредиты и потом всю жизнь в долгах. У нас тут дома оценивают в 150-250 тысяч тенге. Хотя места хорошие, у каждого дома свой септик, центральное водоснабжение, перебоев с электричеством нет. Но люди бегут отсюда, потому что нет нормальных дорог. Мы даже за доставку угля и дров платим больше, потому что водители отказываются сюда ехать, приходится сверху им давать денег как компенсацию за плохую дорогу", - говорит Екатерина.
"Зимой улицы от снега практически не чистят, только центральные дороги. В школу, в магазин по грудь в снегу добираются. Нам даже пожарные говорили: здесь у вас такие ветра, подъездов к домам зимой нет, пожар начнется, сгорит полдеревни", - добавила пенсионерка. Все это нам рассказали до пожаров в Костанайской области. Однако после случившегося понимаешь, что огонь - стихия непредсказуемая. И в Буркотово действительно существует такая же опасность.
"Ко мне аким района заходил, спрашивает: "Екатерина Ивановна, как ваше здоровье?" Я отвечаю: "Не дождетесь, пока дорогу не сделаете, я не успокоюсь". Если в поселок кто-то приезжает, стараются, лишь бы я об этом не узнала. Я же всегда все в лицо говорю. Если посадят в тюрьму, дед мне сухарей насушит", - смеется пенсионерка.
Местный житель, представившийся Иваном, подтвердил все сказанное пенсионеркой.
"Я тут с 65-го года живу. Раньше как-то грейдером разравнивали дорогу, а сейчас ничего не делают. Не заехать, не выехать. Резина у колес просто рвется. Аптеки у нас тоже нет, приходится ездить в Шемонаиху или Бородулиху. Магазины хотя бы есть, уже хорошо", - отметил он.
В местном акимате пояснили, что на средний ремонт 23 километров дороги нужна немаленькая сумма.
"Четыре километра на подъезде к Буркотово были подсыпаны гравием силами ТОО и крестьянского хозяйства. 23 миллиона тенге на ямочный ремонт были выделены, ямки подготовлены, теперь ждем асфальт, когда завезут битум. На нашу дорогу нужно как минимум 900 миллионов тенге, чтобы сделать нормальный средний ремонт 23 километров, заасфальтировать, как положено по нормативам. Одна местная жительница ездила в Нур-Султан, там ей сказали, что берут нас на контроль. ПСД на ремонт дороги разработана, отправлена в область на рассмотрение. Теперь ждем, когда бюджет будет утвержден и распределен по районам", - пояснил аким Буркотово Владимир Ан.
Обратный путь, послушав местных, решаем выбрать тот же - между полями.
Выехав из Буркотово, теперь уже специально останавливаемся, чтобы проверить, есть ли ветер. И он действительно прекратился.
Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов.