29 октября 2018 | 10:07

Не используйте superstar2000 и krasotka007. Позвольте своему резюме вас "продать"

Фото с сайта unsplash.com

Многие люди скептически относятся к серьезной работе над резюме. Мол, ничего эта бумажка не значит, вот я приду, увидят, какой я красивый, талантливый, профессиональный, и сразу возьмут меня на работу. К сожалению, сегодня такой подход не работает. Собеседование - действительно ключевой этап в процессе трудоустройства. Но чтобы вас на него позвали, в вашем резюме работодатель должен увидеть ключевые навыки нужного ему сотрудника. Опытные HR-специалисты говорят, что решение о том, подходит кандидат или нет, - составляется за 10 секунд. То есть у вашего резюме есть всего 10 секунд, чтобы "продать" вас.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Многие люди скептически относятся к серьезной работе над резюме. Мол, ничего эта бумажка не значит, вот я приду, увидят, какой я красивый, талантливый, профессиональный, и сразу возьмут меня на работу. К сожалению, сегодня такой подход не работает. Собеседование - действительно ключевой этап в процессе трудоустройства. Но чтобы вас на него позвали, в вашем резюме работодатель должен увидеть ключевые навыки нужного ему сотрудника. Опытные HR-специалисты говорят, что решение о том, подходит кандидат или нет, - составляется за 10 секунд. То есть у вашего резюме есть всего 10 секунд, чтобы "продать" вас.

Tengrinews.kz продолжает серию материалов о карьерном консультировании. Наш эксперт, профессионал в области HR Людмила Лукина рассказывает, как составление "портрета работодателя" поможет вам найти идеальную работу, зачем нужно формулировать цель поиска работы, а также что нужно сделать перед тем, как вы откроете Word для написания резюме.

Реклама
Реклама

- Людмила, зачем нужно резюме? Насколько это формальность? Или важная вещь?

- Основная цель резюме - чтобы вас пригласили на собеседование. Резюме должно "продавать" вас, чтобы с вами захотели пообщаться, пригласили на собеседование, выбрали именно вас. Поэтому работа над резюме начинается не с того, чтобы открыть Word или сайт вакансий с формой и начать писать свои достижения, опыт работы и образование.

Открывая вакансию, работодатель пишет портрет сотрудника, продумывая, какими качествами, знаниями, навыками, опытом должен обладать человек. Со стороны кандидата тоже должен быть некий "портрет работодателя". То есть любой человек, когда начинает искать работу, в первую очередь должен подумать: "А куда я хочу устроиться? Кем? Кто должен быть мой работодатель?". И резюме нужно писать, исходя из этого.

Портрет идеального работодателя начинает составляться с уровня действий: "он должен делать это" и "не должен делать это". Например, человек хочет работать в развивающемся бизнесе - тогда ему нужна компания, которая вкладывает в своих сотрудников, развивается в новых для себя регионах, участвует в конкурсах. Или же стартап.

Далее - уровень окружения. Прописать, что за люди там работают, их качества. Если вы знаете свои ценности, то вы понимаете, с кем вам будет комфортно каждый день встречаться и сотрудничать. Одному важно, чтобы коллеги были добрые, милые, хорошие и уважительно к нему относились. Второму, чтобы они были профессионалами, знали, куда они идут, какие у них цели, и при этом не нарушали границы отделов. Третьему, чтобы там работали известные специалисты в своей области, которые готовы обучать и у которых можно учиться. Любой кандидат, прежде чем писать резюме, должен ответить на эти вопросы.

- Я думаю, что для обычного человека эта информация будет абсолютно новой. То есть в большинстве случаев у людей установка: "Куда возьмут - туда пойду".

- Да, сегодня зачастую так и происходит. Опасность такого подхода очень хорошо описана Льюисом Кэрроллом в "Алисе в стране чудес". Диалог между Алисой и Чеширским Котом:

"- Пожалуйста, скажите мне, по какой дороге я должна идти отсюда?
- Это вполне зависит от того, куда вам надо прийти, - ответил Кот.
- Мне, собственно, все равно… - сказала Алиса.
- В таком случае все равно, каким путем идти, - произнес Кот".

- Замечательно!

- Да. Вы должны понимать, что, выбирая работодателя, вы либо придете к исполнению ваших целей, либо не придете. И если вы сами заранее не продумаете, к какой цели вы хотите прийти, то никто за вас не подумает, и вы, скорее всего, в желаемой точке не окажетесь.

Таким образом, перед составлением "портрета работодателя" вам стоит поставить цель на 3-5-10 лет вперед: "Через 5 лет я хочу занимать такую-то должность в компании такого-то уровня с таким-то уровнем оплаты, а через 10 лет...". После этого можно составить карьерный план: какие компетенции вам нужно получить, чтобы стать тем, кем вы хотите. Их рекомендуется перечитывать раз в квартал и задавать себе вопрос: "А продвинулся ли я в достижении своей цели? То, что я делаю каждый день, продвигает меня в достижении цели?"

- А как формулировать цель?

- Цель - это то, что важно и для работника, и для работодателя. Найти точки соприкосновения можно всегда. Архитектор хочет стать всемирно известным. С позиции работодателя привлекательной будет такая цель: "Хочу сделать вашу компанию, агентство, бюро номер один в нашей стране, мире". Если это потребность работодателя, то такая цель найдет у него отклик.

При формулировании цели есть один очень большой риск. Многие соискатели указывают в резюме цель, потому что ее надо указать. И получается набившее оскомину рекрутерам по всему миру: "Найти работу, на которой я смогу реализовать свой потенциал". Эти общие фразы на самом деле ничего не говорят о человеке. Рекрутер может отложить это письмо (а потом забыть про него) из-за ощущения копипаста, как с цитатами во "ВКонтакте". Если цели нет, то лучше ее вообще не писать.

- И вот есть два портрета - работодателя и работника. Если нет точек соприкосновения, то кто-то из работодателей отсечется на этом этапе?

- Да. Но все же я рекомендую сходить на собеседование - там можно получить больше информации. Когда вас приглашают на собеседование, то сразу по телефону, чтобы не терять время, уточняют детали. Так отсекают тех, кто не готов к переработкам - именно для этого работодателя это может быть критично, не владеет английским языком на достаточном для работодателя уровне и не может удовлетворить другие потребности.

Однако не только работодатель, но и кандидат имеет право задавать вопросы. А кандидаты об этом почти всегда забывают, думая, что выбирают только их. На самом деле они тоже могут и должны выбирать. Именно поэтому важно знать портрет работодателя мечты. Имея это представление, вы сможете уточнить критически важные моменты у всех потенциальных работодателей.

- А как это влияет на резюме?

- Грамотно составленное резюме - это не просто бумажка, а ваш четко сформулированный принцип. Оно отражает вас как профессионала. У каждого профессионала есть не только компетенции, но и список неприемлемых для него вещей. Резюме должно показать вас именно тем человеком, которого ждут в этой компании. Если вы понимаете, какие люди работают в этой компании, то с помощью своего резюме сможете показать, что вы "из их стаи", что вас имеет смысл туда позвать работать, вы обладаете тем набором специальных знаний, которые важны для этой компании.

Например, вы хотите работать в стартапе, компании - новичке на рынке. У вас должен быть либо опыт работы в стартапах, либо опыт ведения проектов с нуля под ключ. Отразив это в резюме, вы покажете, что вы им будете полезны. Таким образом, исходя из того, где вы хотите работать и чем заниматься, вы и выбираете компанию, и пишите резюме.

Люди постоянно мечутся между двумя крайностями: одни хотят в резюме описать всю свою жизнь, вторые сухим языком перечисляют чем занимались раньше. Ни то, ни другое - не нужно.

Фактически резюме - это заявка на работу в конкретной компании. Вы сумели показать, что подходите? Вас берут на работу. Выбрать из всего своего профессионального опыта ту информацию, которая охарактеризует вас с лучшей стороны, как наиболее подходящего человека на конкретную должность - в этом и заключается сложность написания резюме.

- Резюме должно быть коротким?

- Оно должно быть достаточно коротким. Для человека с большим послужным списком - максимум три листа. Для выпускника вуза или для простого работника, исполнителя рекомендуется один лист.

- Рекомендуете ли вы пользоваться автоматическими формами для составления резюме?

- Да, у популярных сайтов с вакансиями - хорошие формы для резюме. Они удобны и для работодателя, и для соискателя. Там есть все для того, чтобы соискатель мог показать себя правильной стороны. Самое главное, что там есть структура. Информация должна подаваться так, чтобы ее было легко прочитать и понять. Структурированное резюме - продающее резюме.

Сотрудник HR-отдела компании, рекрутер не будет рассматривать детально сразу каждое резюме. Первичное знакомство - до 10 секунд. Если он увидел за 10 секунд точки пересечения, то он позже вернется к нему и изучит детально.

Если вы понимаете, что ваше резюме не на 100 процентов соответствует заявленным требованиям, обязанностям, которые указаны, то будьте уверены - рекрутер увидит это тоже. Рекрутер не ищет причины, почему вы нужны этой компании. У него есть портрет должности - он отсеивает тех, кто ему не соответствует.

- Что еще нужно, чтобы составить резюме?

- Как и к любой работе, к составлению резюме надо подготовиться. Собрать всю информацию, вспомнить или выписать из трудовой книжки все даты предыдущих работ. Часто многим людям надо научиться формулировать то, что они знают, делали ранее, умеют, а также свои достижения и образование.

Знания - это то, что вы могли узнать в университете, прочесть в книге или статье, увидеть в документальном фильме, услышать в личном разговоре с экспертом. Вы это знаете, но на практике не применяли.

Навык более ценен, чем знание. Знание становится навыком, когда вы что-либо сделали, применили много раз. Есть волшебное число - 21. Если вы какое-то действие сделали 21 раз, то на 22-й оно станет навыком. Кстати, на этом построены многочисленные тренинги и марафоны в Интернете. Тренер дает новое знание, затем вы под его присмотром выполняете его в течение нескольких недель, месяцев. Если вы все делали правильно и регулярно, то вам тренер уже не нужен - вы уже переданное вам знание превратили в навык. Вы сможете и будете делать так на автомате, при этом будете уверены в своих действиях.

Для резюме, конечно, нужно вспомнить знания и навыки профессионального и бизнес-направления. Если вы претендуете на должность менеджера по продажам, то часть ваших знаний и навыков, связанных, например, с ремонтом машины или ведением домашнего хозяйства, здесь будут неуместны. Именно поэтому на каждую вакансию - свое резюме.

- Нужна ли фотография?

- Да, можно заранее сходить в фотоателье и сделать снимок. Видя фото в резюме, вас сразу начинают воспринимать не как функцию, а как личность. Рекрутер - тоже человек, он запомнит ваше лицо, а не просто набор навыков.

Фотография должна привлечь, а не оттолкнуть работодателя. Поэтому важно выбрать правильную фотографию. Недопустимы снимки в компании людей, с праздника, с бокалом алкоголя в руках, в вечернем платье или смокинге, яркой одежде или с глубоким декольте. Это не деловой формат. Вы должны выглядеть примерно так, каким вас на собеседовании увидит рекрутер. При этом это не должны быть фото на паспорт или сэлфи. Вы можете улыбаться теплой искренней улыбкой. Для женщин минимальный макияж - ровный тон лица, аккуратная укладка, не прическа, остальное - на усмотрение. 

- Что самое важное в резюме?

- Сделать так, что если вами заинтересовались, то с вами могли бы связаться. Поэтому контакты - это то, что вы можете подготовить заранее. Выбор сотового оператора и почтового сервиса - это тоже информация. Это не будет критерием выбора, но на психологическом уровне рекрутер отметит.

Важно указывать те каналы связи, которыми вы действительно постоянно пользуетесь. Укажете редко проверяемую почту - работодатель отправит приглашение на собеседование туда, вы его пропустите - не получите работу. Если вы все же указываете емейл или с него отправляете резюме, то он должен быть приемлемым, деловым: без "superstar2000", "krasotka007", "supergirl". Вы уже привыкли к своему адресу, а рекрутер обязательно обратит внимание, что там написано, и сделает вывод о вас на основе этой информации. Вполне можно создать электронный адрес специально, отразив сферу деятельности: врач - doc, психолог - psy, HR-специалист - hr, либо просто имя и фамилия. Желательно без цифр. Например, мой емейл содержит информацию о моей профессии - lyudmila.lukina.hr, что позволяет людям быстрее вспомнить, кто я, или найти мой емейл в почте в следующий раз.

Лучше указать номер сотового или домашнего телефона, который у вас включен всегда. Для этого важно сделать так, чтобы телефон или смартфон у вас был и не садился каждые два часа. Если вы не против, чтобы вам писали в WhatsApp, то можете указать его наличие. На сегодня это самый распространенный мессенджер в Казахстане, но вообще мессенджеры - очень пограничная штука: большинство людей считают его не деловым, а личным пространством. В деловой сфере принято отправить смс/позвонить, а только потом, получив разрешение, писать в WhatsApp.

 Ольга Пастухова

Иллюстрации с сайта unsplash.com

Уволиться, чтобы найти "работу мечты". Секреты карьерного консультанта

"Хочу зарабатывать миллион в месяц". Секреты карьерного консультанта

"Берут на работу только по знакомству? Ищите знакомства". Секреты карьерного консультанта

"Зачем строителю личный бренд?" Секреты карьерного консультанта

Взять и сменить профессию. 4 способа найти дело по душе

Без "Уволюсь!" и поиска новой работы. Проверенный способ поднять себе зарплату

Следите за нашими публикациями! В продолжении рубрики "Секреты карьерного консультанта" специалист расскажет, а самое главное - покажет на примере, что конкретно писать в резюме, чтобы вас взяли на работу.

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная