Другие статьи спецпроекта "Что будет с Казахстаном?" читайте по ссылке.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Из интервью Президента Казахстана от 3 января 2024 года: "От усилий всех граждан зависит, каким этот год останется в истории страны. В своем новогоднем обращении я сказал, что в следующем году мы станем свидетелями нового подъема нашей нации, но всем нам придется хорошо поработать для достижения этой цели".
Из интервью Президента Казахстана от 3 января 2024 года: "От усилий всех граждан зависит, каким этот год останется в истории страны. В своем новогоднем обращении я сказал, что в следующем году мы станем свидетелями нового подъема нашей нации, но всем нам придется хорошо поработать для достижения этой цели".
Tengrinews.kz представляет спецпроект о том, что ждет нашу страну в будущем. Мы рассказываем, как реформы Президента, обстановка в мире и глобальные тренды могут повлиять на жизнь каждого казахстанца.
В прошлом году в Казахстане приняли Социальный кодекс. Незадолго до этого в стране была начата работа над cоциальным кошельком - цифровым проектом, который призван сделать максимально простым, доступным и безопасным получение казахстанцами полагающихся им мер государственной поддержки – как монетарных, так и нет.
Начиная с первой статьи Конституции Казахстан заявляет о себе как о социальном государстве. Об этом говорят и статистические данные: более 4 миллионов наших граждан получают социальные выплаты из бюджета, тогда как в целом по стране насчитывается около 40 видов социальной помощи. В условиях цифровизации сделать эту помощь адресной, проактивной и централизованной было велением времени.
Внедрить в Казахстане такой инструмент, как социальный кошелек гражданина, Президент Касым-Жомарт Токаев поручил еще в пандемийном 2020 году. Именно тогда многие казахстанцы столкнулись с проблемами при оформлении банковских счетов для получения социальной выплаты от государства.
"Следует принять меры по цифровизации социальных платежей. Для этого нужно внедрить цифровой социальный кошелек гражданина, а также создать соответствующую товаропроводящую систему", - сказал Глава государства в своем Послании от 1 сентября 2020 года.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев
Судя по всему, работа над социальным кошельком на первых порах затягивалась, поскольку Президент напомнил о своем поручении в июле 2022 года - уже во время расширенного заседания правительства.
"Правительству необходимо перейти на проактивный формат социальной поддержки, сделав ее более адресной. Социальную карту семьи необходимо довести до ума, чтобы она, наконец, стала реальностью. Первоначальная концепция проекта неоднократно менялась из-за участия в ее разработке нескольких ведомств. Поручаю правительству до конца года запустить Цифровую карту семьи и внедрить социальный кошелек", - поручил Токаев.
Внедрение Цифровой карты семьи в пилотном режиме началось в сентябре 2022 года. Этот ресурс позволяет гражданам получать социальную помощь в проактивном формате, минуя обращения в уполномоченные органы. Параллельно шла работа и над социальным кошельком.
Как нам сообщили в Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП), изначально социальный кошелек предполагалось реализовать в рамках проекта государственно-частного партнерства на базе системы мгновенных платежей Национального банка.
"Однако из-за неоднократного изменения архитектуры проекта системы мгновенных платежей, реализация проекта в части зачисления гражданам монетарных выплат через социальный кошелек в рамках государственно-частного партнерства не состоялась", - проинформировали в МЦРИАП.
Эксперт Айман Жусупова - руководитель проектов Eurasian Center for People Management - напомнила, что в планах также озвучивалась интеграция социального кошелька с создаваемой в стране национальной товаропроводящей системой. Речь идет о торговых платформах, через которые получатели социальной помощи могли бы покупать товары напрямую у сельхозпроизводителей по сниженным ценам.
"Идея, безусловно, также очень важная и нужная. Тем не менее, о реализации данного шага пока не сообщалось", - заметила она.
В конечном итоге, с помощью социального кошелька на сегодняшний день реализованы пока лишь немонетарные меры поддержки. Это два пилотных проекта, которые были запущены в Астане в прошлом году:
Реализация этих двух пилотных проектов происходит следующим образом. На социальные кошельки целевых категорий казахстанцев "падают" ваучеры, которые гасятся по факту предоставления госуслуг. При этом налажена обратная связь: получатели могут оставить свои предложения и замечания. Таким образом обеспечена прозрачность и адресность государственной поддержки: возможность приписок и хищения бюджетных средств исключена. С этих позиций социальный кошелек также можно назвать и антикоррупционным проектом.
Для реализации упомянутых пилотных проектов социальный кошелек был интегрирован с информационными системами министерств просвещения и здравоохранения, а также приложением eGovmobile. В МЦРИАП заверяют, что пользователи нового цифрового продукта могут не переживать за безопасность персональных данных.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев
В нынешнем году планируется масштабировать пилотные проекты и на другие регионы Казахстана. Как нам сообщили в Министерстве цифровизации, проект по предоставлению лекарств будет запущен в Акмолинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской областях и в Шымкенте. Пилот по бесплатному питанию, в свою очередь, планируется запустить в 27 школах Шымкента и 31 школе Мангистауской области.
Дополнительно прорабатывается запуск двух пилотных проектов совместно с Министерством труда и социальной защиты населения и Министерством торговли и интеграции. Первый проект предусматривает перечисление лицам с инвалидностью денег, предназначенных для закупа технических средств реабилитации: кресел-колясок, слуховых аппаратов, протезов конечностей. В партнерстве с "Яндексом" начата проработка по предоставлению услуги инватакси - перевозок для лиц с инвалидностью и трудностями в передвижении.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов
Еще один проект направлен на оказание адресной помощи социально-уязвимым слоям населения при покупке продуктов питания из перечня социально-значимых продовольственных товаров. В министерстве отмечают, что для этих целей социальный кошелек соответствует всем требованиям, предъявляемым к электронным платежным системам, а по некоторым параметрам - превосходит их.
"Средства, начисленные на социальный кошелек в виде монетарной меры государственной защиты, можно перевести в любые банки второго уровня Казахстана. Также есть возможность обналичить их через банкоматы казахстанских банков. Так как социальный кошелек не привязан к банкам второго уровня, он защищен от банкротства финансовых организаций. В дальнейшем планируется обезопасить его от взысканий по судебно-исполнительным листам и иных притязаний", - заявили в МЦРИАП.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов
В перспективе функционал социальный кошелек будет расширяться за счет других проектов и мер государственной поддержки, в том числе монетарных. Сегодня госорганы прорабатывают сценарии предоставления скидок и льгот гражданам, получающим на социальный кошелек помощь от государства.
"Для дальнейшего развития информационной системы "Социальный кошелек" сформирован проект реестра мер государственной поддержки физическим лицам и субъектам предпринимательства. Он направлен в госорганы для дополнений и согласований. После утверждения начнется работа по переводу данных мер в госуслуги и их автоматизации. Также важно отметить, что в части развития проекта социального кошелька возможна большая синергия с проектом цифрового тенге, реализуемого Национальным банком", - добавили в МЦРИАП.
Сейчас цифровой тенге, сочетающий в себе свойства наличных и безналичных платежей, запущен в тестовом режиме. Для того, чтобы воспользоваться электронной национальной валютой, необходимо открыть цифровой счет в банковском мобильном приложении. Стоит полагать, что социальный кошелек станет еще одной площадкой для открытия таких счетов.
Тем временем эксперт выделяет несколько проблем, с которыми может столкнуться проект социального кошелька в обозримом будущем, и над решением которых госорганам следует поработать уже сейчас.
"Понятно, что стабильная работа кошелька возможна при наличии интернета, а он у нас не везде доступен. Кроме того, не у всех граждан есть смартфоны для работы с этим приложением. Особенно остро эта проблема стоит для пенсионеров, которых среди получателей социальных выплат - большинство", - отметила Айман Жусупова.
Кроме этого немаловажно развивать среди пользователей социального кошелька цифровую грамотность, с которой у населения, особенно - социально-уязвимых слоев - также есть большие проблемы.
"Должны быть тщательно проработаны вопросы, связанные с техническим обслуживанием данных кошельков, предоставлена вся необходимая информация, к кому могут обратиться те же пенсионеры, если они не смогут понять, как пользоваться приложением, как не стать жертвой фишинга и других способов воровства средств. Тестируясоциальный кошелек, стоит поставить вопрос о том, как быть пенсионерам и получателям социальной помощи, которые не смогли разобраться в путях его работы. То есть должны быть рассмотрены в том числе все альтернативные варианты", - резюмировала эксперт.
Подготовил Эльдар Нуруллин.
Другие статьи спецпроекта "Что будет с Казахстаном?" читайте по ссылке.