На минувшей неделе в казахстанских школах прошли родительские собрания. Соцсети вмиг наполнились эмоциональными постами. Хвалящих школу, учителей, своего ребенка в Интернете почти нет. В основном посты негативные, полные критики, непонимания и нереализованных ожиданий. Также есть родители, которые принципиально не ходят на собрания или ходят, но вдруг срочное дело, и их нет.
На минувшей неделе в казахстанских школах прошли родительские собрания. Соцсети вмиг наполнились эмоциональными постами. Хвалящих школу, учителей, своего ребенка в Интернете почти нет. В основном посты негативные, полные критики, непонимания и нереализованных ожиданий. Также есть родители, которые принципиально не ходят на собрания или ходят, но вдруг срочное дело, и их нет.
О родительских прогулах, целях проведения родительских собраний, ролях классного руководителя и родителей и степени информированности детей Tengrinews.kz расспросил детского и подросткового педагога-психолога Елену Шевелеву. Наш эксперт два года ведет частную практику, а предыдущие 20 лет работала в системе образования: начинала карьеру учителем начальных классов, а затем работала психологом и заведующей психолого-медико-педагогической службой сопровождения учащихся частной школы. Поэтому она не понаслышке знает, с какими проблемами сталкиваются все участники процесса.
Фото ©Турар Казангапов
- Елена Витальевна, для чего вообще нужны родительские собрания?
- В идеале отношения между родителями и школой должны быть построены на сотрудничестве, а не на критике, должна быть демократическая модель вместо тоталитарной. "Мы посовещались и решили" продуктивнее, чем "Я сказал, вы делаете". Именно поэтому по учебному плану регулярно происходят встречи классного руководителя как представителя школы и родителей учеников. Они вместе должны выработать единую позицию по важным вопросам.
Цели родительского собрания - информирование, согласование и сплочение. Сплоченным в идеале должен быть как детский коллектив, так и родительский. Единение должно выражаться не только в быстром сборе денег на нужды класса, стимулировании усердия у детей или усилении контроля перед ЕНТ. Когда родители чувствуют себя коллективом, тогда на родительских собраниях царит совершенно иная обстановка. Тогда даже дети лучше дружат между собой. И, как следствие, нет сильной текучки учеников, класс является стабильным, меньше конфликтов.
Если же родители между собой ссорятся, если сплетни и уничижительные высказывания не контролируются и не пресекаются, то все это доходит до детей. И они приносят оценочные суждения своих родителей в школу, щедро раздавая их одноклассникам и учителям. Контроль за соблюдением родителями этики общения - это тоже функция классного руководителя: он управляет родительским сообществом и делегирует ему часть полномочий. По большому счету, точно так же, как классный руководитель с первого или пятого класса взращивает малышей, так он же взращивает и родителей. Причем неважно, в который раз взрослые являются родителями школьника: каждый раз - как первый. Вот сидит в одном лице мама студента, ученика выпускного класса и второклассника. И по поводу второклассника у нее все процессы заново: она так же тревожится, боится, от чего-то защищается или же вновь полна инициатив и готовности действовать.
- Почему некоторые родители прогуливают родительские собрания?
- На родительском собрании родитель может столкнуться со своей позицией "плохого родителя" - старался, делал, а в итоге все равно что-то его ребенок не так делает, говорит, думает. Еще родители могут бояться ходить на собрания, потому что включаются их собственные воспоминания, детский опыт, когда их родители возвращались со школы и устраивали им выволочку. Они боятся встречи с негативом, выдвижения обвинений, что они плохие родители, а конкретных рекомендаций, как исправить ситуацию, - не получат. Поэтому очень важно повышать психологическую культуру родителей. На родительском собрании можно и нужно проводить тренинговые упражнения, деловые коммуникационные игры, тесты для родителей, чтобы они исследовали сами себя в спорной теме. Тогда они смогут лучше понимать своего ребенка.
Современные технологии также влияют на отношения между школой и родителями. Так, благодаря электронным дневникам некоторым родителям кажется, что они все-все знают об учебном процессе сына или дочки. Зачем тогда идти на родительское собрание? Или же WhatsApp, где классный руководитель организовал чат класса. Бывает, что реальное родительское собрание становится возможностью увидеть воочию и сказать все что думаешь своему виртуальному оппоненту. Бывает, что собираются целые "кланы", настроенные на то, чтобы выгнать конкретного ребенка из класса. Поэтому родители опускают руки: когда твой ребенок самый плохой в классе - это не может радовать. Или же другая крайность: родитель радуется, что про его гиперактивного, импульсивного Васю или Данияра наконец-то не говорят ни в мессенджерах, ни на родительском собрании.
- Как классному руководителю подготовиться к собранию?
- Моя основная рекомендация для классных руководителей заключается в том, чтобы показать родителям ребенка с разных сторон. Чтобы каждого ребенка знать не просто по оценкам, а по его увлечениям. Не бывает такого, чтобы ребенок был плох со всех сторон, хорошее обязательно есть. Родитель также может рассказать педагогу о талантах сына или дочери вне школы: да, учится не всегда ровно, но зато очень талантлив в спорте! Важно, чтобы все высказывания о ребенке были корректные - не как в практике "советской школы", когда сплошь и рядом клеймили нерадивых учеников, предвещая им незавидную судьбу во взрослом возрасте. Следует узкий взгляд поменять на широкий. Такое сотрудничество, конечно, облегчает понимание родителей что делать - у них появляется возможность и инструменты для исправления, улучшения ситуации по ребенку: его учебе, здоровью, адаптации.
При этом педагог может предлагать родителям актуальный познавательный материал. Кроме политическо-патриотического, полезно готовить материал об актуальном, современном, насущном. Когда учитель показывает себя как конструктивного, активного, современного партнера по общению, профессионала по управлению классным коллективом, то родители говорят о том, как им повезло с классным руководителем.
Фото ©Турар Казангапов
- А как родителю подготовиться к собранию? Какую внутреннюю работу провести или какие действия на внешнем уровне совершить?
- Если у родителя есть тревога по поводу учебы или конфликта в классе, то с этими вопросами не стоит тянуть до родительского собрания. Лучше заранее поговорить с классным руководителем в удобное для учителя время. Либо же поговорить дополнительно с "предметником", если у ребенка проблемы с конкретным предметом. В целом не рекомендуется индивидуальные особенности ребенка - интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие - выносить на общее родительское собрание, чтобы избежать конфликта с другими родителями, не создавать искусственную лупу, под которой будут рассматривать ребенка. Разговор с глазу на глаз более продуктивен.
Если же родитель решает вынести вопрос на общее обсуждение, то надо подготовиться к конструктивному разговору: откинуть в сторону эмоции, накидать вопросы, подумать об альтернативе. Известный принцип: "Критикуя - предлагай альтернативу". Есть такие родители, которые адекватно оценивают ситуацию, они понимают, что классный руководитель - не бог, что он тоже человек и ему нужны помощники. Очень часто, например, родители выдвигают претензии, что их детей никуда не вывозят. По правилам на любом школьном выезде должны быть сопровождающие из родительского коллектива. А когда классный руководитель находит время, путевку, то - тишина. То есть инициативы много, а дел мало. Очень важно быть последовательным в своих требованиях, рекомендациях и быть отзывчивым на просьбы классного руководителя.
- Стоит ли рассказывать детям об итогах родительского собрания?
- Детям надо сообщать только часть информации: "Вашу группу похвалили", "О тебе рассказали", "Сказали, что ты мог бы лучше, чем в прошлой четверти". Все, что касается подробностей про других детей и родителей, детям знать не следует. Потому что могут обсуждаться довольно серьезные, недетские вопросы: правонарушения, семейные проблемы и так далее. Взрослая жизнь соприкасается с детской, но отличается от нее. Действительно важным для ребенка является понимание, что их классный коллектив и родительский коллектив - это одно целое. Для него это двойная защита, двойная поддержка в учебе.