1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Уран, уголь и металлы. Как Казахстан заработал на обвале рубля

Интересная и полезная статья ✅ Уран, уголь и металлы. Как Казахстан заработал на обвале рубля ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Иллюстрация с сайта Pixabay.com

На прошлой неделе США ввели санкции против России. Под действие ограничений попали ряд российских чиновников, бизнесменов и компаний. Санкции сразу же отразились на финансовом рынке. Рубль упал на 7 процентов. Россия для Казахстана является крупным торговым партнером. Более 70 процентов казахстанского экспорта в Россию приходится на минералы - руды и металлы, уран, нефть, газ и уголь. Tengrinews.kz подготовил опрос о том, как обвал рубля сказался на Казахстане.

Урану рубль не страшен

Реклама
Реклама

"Цены на сырье устанавливаются не в рублях, а в долларах. Поэтому при повышении доллара они увеличиваются в рублевом эквиваленте, а это прибавляет доход производителя, если он продает сырье за рубли. За январь-сентябрь 2017 года платежи, полученные Казахстаном за поставленные в Россию товары и услуги, были выражены на 58,4 процента в рублях и на 34,5 процента в долларах. За тот же период выплаты Казахстана России в торговле были на 62,3 процента в рублях и на 31,6 процента в долларах.

Выходит, что выплаты были больше в рублях, чем в долларах. А это значит, что наши компании, поставляющие сырье в Россию, не то что потеряли, а наоборот - выиграли. Таким образом, мы видим, что снижение курса рубля не несет угроз для казахстанских экспортеров сырья", - объяснил аналитик Halyk Finance Андрей Кожокару.

"За 2017 год общий экспорт руды и концентратов составил почти миллиард долларов, из которых доля экспорта в Россию составила 794 миллиона долларов, или 79,5 процента. Нет возможности привести точные условия контрактов экспортеров руды, но наиболее вероятно, что цены реализуемых металлов привязываются к котировкам международных товарных площадок, на которых торги производятся в долларах, но фактические расчеты компании могут осуществлять в национальных валютах, преимущественно в рублях, учитывая общие объемы рублевых транзакций между Россией и Казахстаном", - добавил он.

"Точную сумму того, сколько Казахстан заработал на курсе вряд ли сейчас кому-то удастся назвать, это станет понятно из отчетности по итогам второго квартала 2018 года", - сказал в свою очередь эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Сергей Домнин.

Санкции США могут задеть Казахстан

"Трансграничная торговля сырьем ведется крупными компаниями, работающими по долгосрочным контрактам. Краткосрочные биржевые колебания влияют на эти рынки очень опосредованно. Но обеспокоить некоторых из них должно введение санкций США против одной из крупных публичных горно-металлургических компаний - UC Rusal. И важно даже не то, что у Rusal есть казахстанские поставщики, которые могут понести потери, если финансовое положение российской компании осложнится, а то, что в санкционный список могут попасть и другие крупные партнеры казахстанского бизнеса и инвесторы в отечественную экономику", - заметил Домнин.

Изменение курса - не всегда хорошо

"Изменение курса валют - это не всегда хорошо. В нашем доходе от международной торговли высока доля от продажи углеводородов и металлов. Мировые цены на эти товары неустойчивы. Чтобы снизить от них зависимость, нужно искать новые рынки сбыта. Это очень актуально, потому что некоторые казахстанские сырьевые компании почти на 100 процентов сбывают свою продукцию только одному покупателю. Но искать новые рынки непросто: для этого надо разорвать старые, сложившиеся с советских времен кооперационные связи, искать новых клиентов сложно. Рынок весьма специфический, и потенциальных потребителей можно пересчитать по пальцам одной руки.

Еще один выход - создавать мощности по переработке сырья внутри страны, чтобы экспортировать продукцию по более высокой цене, тогда ее можно будет продать большему числу стран. В целом Казахстану нужно диверсифицировать экономику, снижать долю биржевых товаров, расширять несырьевой экспорт. Этой цели посвящена госпрограмма индустриально-инновационного развития, но диверсификация идет не так успешно, как хотелось бы.

Структура экспорта практически не изменилась: в 2000 году доля минеральных продуктов и металлов составляла 84,8 процента экспорта, в 2014 году, в год высоких нефтяных цен, их доля достигала 88,9 процента. В нынешнем году, учитывая высокие цены на нефть и динамику производства, стоит ожидать не менее 85 процентов", - добавил Домнин.