Каждой семье - свой доктор

30 августа, 10:07
5

Когда речь заходит о походе в поликлинику, многие скептически пожимают плечами и не верят, что им вовремя и бесплатно окажут нужную помощь. Но на пути к здоровью обойти своего участкового врача вряд ли получится, он должен стать самым главным и важным доктором в вашей семье. О том, почему нельзя воспринимать на веру мифы о поликлинике и насколько полезно знать свои права на бесплатную медпомощь, чтобы сэкономить личный бюджет, узнайте в интервью с главным врачом поликлиники № 8 города Нур-Султана Айгуль Касымовой.

В 1993 году Айгуль Касымова закончила Карагандинский государственный медицинский институт по специальности "лечебное дело". Долгое время работала в области, начиная от рядового врача-кардиолога до должности заместителя по лечебной работе центральной больницы. В 2007 году, когда в столице одномоментно открывалось несколько медучреждений, Айгуль Кубашевну пригласили возглавить новую поликлинику № 8 района Алматы. И вот уже в течение 12 лет она руководит этим медицинским учреждением. Сейчас поликлиника имеет 70 тысяч прикрепленного населения, из них порядка 16 тысяч – дети и подростки.

TN : Айгуль Кубашевна, для начала хотел бы уточнить - поликлиника является так называемым первичным звеном в системе здравоохранения страны, верно? И сейчас профильное министерство уделяет большое внимание именно этому - увеличиваются участки врачей общей практики, внедряются новые программы.
Айгуль Касымова:

Все верно. Поликлиника оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь. У нас есть закрепленная территория с четкими границами в пределах 20-минутной шаговой доступности. Наша задача - это первичная профилактика заболеваний и проведение превентивных мер прикрепленному населению, то есть охрана здоровья здоровых людей. Вторичная профилактика - это работа с людьми, у которых были выявлены заболевания, и важно не допустить осложнений имеющихся заболеваний. В настоящее время на 43 участках врачей общей практики население получает эту помощь.

Участковый врач со своими медсестрами переписывает население своего участка, он знает каждый адрес и каждого там живущего для качественного планирования профилактических мероприятий прикрепленного населения. Во время собеседования при приеме на работу в нашу поликлинику нового сотрудника я им рекомендую, как важно знать свое население, как свои десять пальцев на руках!

Помимо первичной медико-санитарной помощи, в нашей поликлинике есть консультативно-диагностические отделения: соматического, хирургического профилей и консультанты, оказывающие помощь детскому населению. В поликлинике функционирует дневной стационар на 32 койки, где мы оказываем не только консервативную, но и оперативную хирургическую помощь в рамках центра амбулаторной хирургии. Для государства лечение пациентов в условиях дневного стационара менее затратно, чем в условиях круглосуточного пребывания пациентов. Помимо этого, пациент практически не меняет свой обычный распорядок дня, ему обеспечен психологический комфорт, что способствует более ранней реабилитации.

Вообще, на мой взгляд, в больницы надо попадать в крайних случаях, когда требуются высокотехнологичные или сложные операции или мониторинг по жизненным показаниям. В иных случаях стоит обращаться в поликлиники и пользоваться нашими услугами.

TN : Спасибо за разъяснение. Объясните простым языком, что нужно сделать, чтобы прикрепиться к поликлинике?
Айгуль Касымова:

Ранее вы должны были прийти в свою территориальную поликлинику и оформить заявление через регистратуру. С 1 июня этого года процедура прикрепления осуществляется через ЦОНы и портал электронного правительства.

TN : Вы уже много лет возглавляете поликлинику. Как изменились подходы к оказанию медицинской помощи за десятилетие, как изменилась в целом работа в первичном звене?
Айгуль Касымова:

До 2007 года в Астане взрослое население обслуживалось четырьмя поликлиниками, в том числе одной студенческой, детское население наблюдалось в шести поликлинических отделениях при городской детской больнице №1, а беременные в женских консультациях родильных домов. К концу 2007 года были введены в эксплуатацию еще четыре поликлиники смешанного типа, и Управление здравоохранения распределило всех жителей города по семейно-территориальному принципу. На сегодняшний день в Нур-Султане 13 поликлиник и два центра семейного здоровья. То есть 15 государственных медучреждений и порядка 10 частных, которые также имеют прикрепленное население.

Наша поликлиника обеспечивает прикрепленному населению медицинскую помощь в 20-минутной шаговой доступности, наблюдение оказывается по смешанному принципу, один врач наблюдает одну семью. И это общемировая практика, с соблюдением преемственности и осведомленности врача о здоровье всех членов семьи. Ранее нагрузка на 1 семейного врача составляла 2 тысячи и более прикрепленного населения, в рамках госпрограммы развития здравоохранения РК "Денсаулық" 2016-2019 годы  целевой индикатор на 2019 год установлен до 1700 человек на одного семейного врача.

TN : Насколько известно, сейчас все услуги, которые оказываются поликлиникой, бесплатны для пациентов. Останутся ли доступными и бесплатными ваши услуги для населения в 2020 году после внедрения обязательного социального медицинского страхования (ОСМС)?
Айгуль Касымова:

Внедрение медицинского страхования в 2020 году не отменяет гарантию государства на бесплатную медицинскую помощь. В рамках новой модели гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) казахстанцы смогут получить широкий спектр медицинских услуг, куда входят скорая помощь, санитарная авиация, экстренная стационарная и паллиативная помощь. Также в список входит полный спектр медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, 25 групп основных хронических болезней и бесплатное амбулаторное лекарственное обеспечение для отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями. При социально значимых и основных хронических заболеваниях будут доступны консультативно-диагностическая, стационарозамещающая и стационарная плановая медицинская помощь.

TN : Ранее сообщалось, что благодаря внедрению страхования будет увеличено финансирование. Так ли это?
Айгуль Касымова:

Да, благодаря внедрению ОСМС будет два источника финансирования: бюджетный и страховой. Таким образом, предполагается, что объем финансирования увеличится в полтора раза.

Мы уверены, что благодаря этому увеличится также и доступность медицинских услуг, при этом затраты населения на медицину уменьшатся. Так, по статистическим данным Минздрава, за последние семь лет частные расходы населения на медицинские услуги выросли более чем в три раза. Причем немалая сумма - это прямые платежи "из кармана". При этом растет стоимость лечения, появляются новые медицинские технологии, а расходы на медицину в среднем остаются на прежнем уровне. Это влечет за собой негативные последствия - проблемы с доступностью и часто качеством медицинской помощи. Все эти моменты и послужили предпосылками к внедрению в 2020 году системы медицинского страхования ОСМС и новой модели ГОБМП.

TN : С источниками финансирования теперь понятно, но что касается зарплаты врачей, закупки медикаментов, медоборудования - на это повлияет внедрение ОСМС?
Айгуль Касымова:

Обязательно! Ведь эта система как раз-таки внедряется для того, чтобы государственные клиники стали конкурентоспособными. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас, также как и в частных клиниках, работали компетентные специалисты, которых выбирают пациенты. У нас улучшается возможность постоянно повышать уровень своих сотрудников и возможность приобретения необходимого оборудования.

TN : Как, на ваш взгляд, система медстрахования готова уже к внедрению?
Айгуль Касымова:

Готовность системы есть, я могу это с уверенностью сказать о своей поликлинике. У нас внедрены информационные системы, которые интегрированы с платежными системами, то есть при обращении пациента мы будем видеть, к какой категории он относится, какой объем медицинской помощи он может получить. На сегодня у каждого пациента в информационной системе имеется свой паспорт здоровья, где фиксируется вся медицинская информация о приемах, анализах, выписках и так далее. С 1 сентября система в тестовом режиме внедряется в Карагандинской области, что позволит нам увидеть все практические нюансы и к следующему году, отработав все риски и шероховатости, обеспечить полный переход к системе медстрахования.

Что нужно знать о медицинском страховании в Казахстане

TN : Ежедневная работа с пациентами в поликлинике - это кропотливый труд, который требует моральных и физических вложений от врача. Как вы и ваши коллеги справляетесь с таким грузом ответственности?
Айгуль Касымова:

Имеются риски профессионального выгорания, поэтому здесь очень важно отношение самого специалиста. При трудоустройстве молодых врачей я советую им, чтобы они в первую очередь для себя понимали, насколько они любят людей, насколько могут сопереживать им. Только тогда доктор будет помогать людям с максимальной отдачей. Ведь наша задача - научить людей доверять участковым врачам. Ну и, конечно, чтобы с удовольствием приходить на работу, должны быть комфортные условия труда.

TN : Завершающий и не особо серьезный вопрос: почему у врачей такой плохой почерк?
Айгуль Касымова:

Во время учебы студентам-медикам, а далее работы приходилось писать очень большие объемы информации, и, возможно, после этого он видоизменился. Но в настоящее время в связи с внедрением цифровых технологий, безбумажного документооборота понятие "плохого" почерка врача не так актуально (смеется).

Получить короткую ссылку


  • Подписаться на канал новостей TengriNews:

  • Google News
  • Yandex News
  • Yandex Zen

Нравится Поделиться
Хотите больше статей? Смотреть все
Показать комментарии (5)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц