counter.yadro.ru
Любопытно
27 июня 2024 | 10:23

Вандализм – тренд или бескультурье? Разбираемся с экспертами

Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Вандализм – тренд или бескультурье? Разбираемся с экспертами: 2024-06-27 10:23:55 - прочитайте Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

На днях в сети обсуждалась новость о том, что турист из Казахстана был задержан после того, как написал слово ALI на стене Дома Цеев в Археологическом парке Помпеи. Теперь мужчине придется заплатить за восстановление нанесенного ущерба. Tengri Life решил поговорить с экспертами, чтобы узнать возможные причины вандализма.


Иконка комментария блок соц сети

На днях в сети обсуждалась новость о том, что турист из Казахстана был задержан после того, как написал слово ALI на стене Дома Цеев в Археологическом парке Помпеи. Теперь мужчине придется заплатить за восстановление нанесенного ущерба. Tengri Life решил поговорить с экспертами, чтобы узнать возможные причины вандализма.

Как известно, вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека, в результате которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры.

Что толкает человека на такой поступок? Мы спросили у психологов.

Почему так поступает ребенок или подросток?

Психолог Юлия Демидова считает, что, если подросток что-то разрушает или портит, это может быть вызвано различными причинами.

"Возможно, это крик о помощи. Подросток не знает, что делать с новыми для него эмоциями. Ему кажется, что взрослые, стремясь поместить его в рамки норм и приличий, чрезмерно давят. Это крайние меры, чтобы обратить на себя внимание. Еще одна из возможных причин – самоутверждение. Подростковый возраст – это время, когда ребенок ищет себя и пробует разные модели поведения. Порой, чтобы показать свою успешность, подростки прибегают к вандализму", – считает она.

Еще одна из возможных причин, по мнению эксперта, – проверка границ.

"Вступая в очередной период взросления, ребенок начинает проверять границы взрослых, в первую очередь - родителей и учителей. Это то же, что и при кризисе 3 лет, только в гораздо большем масштабе. Он понимает, что уже не маленький, поэтому старые методы наказаний и запретов не работают. Ребенок как будто спрашивает: "Что вы сделаете, если буду вести себя неподобающим образом?" – добавила Юлия Демидова.

Также причиной может быть скука, считает эксперт.

"Городские пространства обычно предназначены для малышей и взрослых. В редком городе можно найти площадку или какое-то общественное место для подростков. Фактически они оказываются на улицах города, который не предназначен для них. Они не знают, чем себя занять, поэтому ломают, бьют и расписывают стены. Также непонимание. Многие (не только дети и подростки) уверены, что общественные пространства никому не принадлежат, поэтому нет ничего страшного в том, чтобы сорвать цветок с клумбы или расписать стену. Они занимаются вандализмом не оттого, что хотят причинить вред или что-то испортить, просто не понимают, что общественное имущество и общественные пространства – это чей-то труд и бюджетные деньги", – отметила она.

Еще одна возможная причина – гиперопека.

"Когда родители контролируют каждый шаг ребенка и вся его жизнь сопряжена с запретами, он, стараясь вырваться из-под этой опеки, начинает вести асоциальный образ жизни, пробовать алкоголь и наркотики", – продолжила психолог.

Также среди возможных причин психолог отмечает "пример родителей".

"Если взрослые обесценивают чужой труд, то ребенок усваивает эти модели поведения и в подростковом возрасте ведет себя в соответствии с теми принципами, которые вложили в него родители. Особенно часто вандализмом занимаются подростки из дисфункциональных и неблагополучных семей, в которых детьми не занимаются. Деструктивное поведение подростка редко несет в себе цель навредить или испортить. Им чаще движет непонимание и самоутверждение, поэтому нам как взрослым необходимо направить их энергию в мирное русло", – сказала Юлия Демидова.

Психолог Айсулу Булатбекова также высказала свое мнение по этому вопросу.

"Причины вандализма могут быть разные. К примеру, социальные: отсутствие возможностей для самореализации могут вызвать агрессию и желание выразить свою неудовлетворенность и протест через разрушение. Психологические, то есть личностные проблемы: низкая самооценка, желание привлечь внимание или выразить протест. А также влияние окружения: групповое давление, желание быть принятым в группе", – отметила она.

Фото: depositphotos.com

Как решать этот вопрос в семье и в школе?

По мнению Айсулу Булатбековой, в семье важно обращать внимание на воспитание, уделять время детям.

"Давать им любовь, поддержку, учить уважать собственность и правила, принятые в обществе, и контролировать окружение ребенка. Например, показывать, как правильно обращаться с имуществом, объяснять последствия вандализма", – сказала она.

В школах и образовательных учреждениях стоит уделить время на внедрение программ, направленных на развитие социального и эмоционального интеллекта, обучение детей навыкам разрешения конфликтов и управления гневом, продолжила Айсулу Булатбекова.

"Также важно сотрудничество с родителями. Работать вместе с ними над проблемами поведения детей. И, конечно, не стоит забывать о поддержке. То есть предоставлять психологическую помощь и поддержку учащимся, которые испытывают трудности или находятся в сложных жизненных ситуациях", – считает психолог.

Психолог Юлия Демидова отмечает, что важно постоянно разговаривать с детьми, и, конечно, подростками. Порой наладить контакт с ребенком непросто, но это необходимо.

"Да, это бывает сложно, потому что подросток считает себя достаточно взрослым, чтобы самому принимать решения. Но он все равно остается ребенком и не может полностью просчитать последствия своих действий. И мы, как взрослые, должны запастись терпением и постараться найти подход к сыну или дочери. Если не получается разговорить ребенка, обращайтесь к психологу", – советует она.

Также взрослым стоит отслеживать свое поведение.

"Проанализируйте, как вы ведете себя в сложных ситуациях. Скандалите в магазинах? Кричите на ребенка, если он схватил двойку? Если у ребенка нет конструктивных примеров, он ведет себя так, как принято в семье. Возможно, его вандализм – это отражение вашего поведения. Важно учить детей выражать чувства конструктивно. То, что переживает ребенок в подростковый период, напоминает шторм. На него обрушиваются новые, неизвестные ему эмоции. И он не знает, как с ними справляться. Научите его разбираться в себе и своих эмоциях, помогите выражать их безопасным для себя и окружающих способом. Например, в случае агрессии можно дышать, считать, заняться спортом или уборкой, танцевать, петь", – добавляет она.

Психолог также рекомендует показывать детям работу других. К примеру, попробуйте записаться вместе с ребенком волонтером на городской субботник или фестиваль. По мнению эксперта, это поможет понять, что любое общественное мероприятие и пространство базируется на труде других людей.

"Когда ребенок своими руками покрасит лавочку или уберет мусор, он 10 раз подумает перед тем, как написать то самое слово на заборе. Также думаю, стоит показать ребенку, что вы ему доверяете. Обсудите разные ситуации и их последствия. Договоритесь о том, как подросток будет вести себя, если попадет в неприятную ситуацию. Обязательно скажите, что в любом случае придете ему на помощь, а взрослым считается тот человек, который не только принимает решения, но и отвечает за эти решения", – продолжила Юлия Демидова.

Эксперт также отмечает, что школам и другим образовательным учреждениям также стоит активно включаться в процесс, рассказывая детям о вандализме и его правовых последствиях.

"Нужно воспитывать у детей уважительное отношение к национальному и культурному наследию, историческим ценностям, продуктам человеческого труда и творческой деятельности. На мой взгляд, это является основой предупреждения актов вандализма. Также стоит подключать родителей, проводить беседы, ведь, как известно, нормализация обстановки в семье и коллективе во многом способствуют снижению агрессии и протеста, выраженным в разрушительных формах поведения. Кроме того, наиболее эффективным способом воздействия на потенциальных вандалов остается проявление внимания к каждому случаю и разбору последствий", – отметила психолог.

Фото: depositphotos.com

Почему так поступает взрослый?

По мнению психолога Айсулу Булатбековой, причины, по которым взрослые совершают акты вандализма, у каждого человека могут быть свои, но чаще всего это совокупность факторов.

"Одна из возможных причин – отсутствие реализации или социального признания. Например, безработица или накопленная агрессия, нехватка поддержки и чувство фрустрации могут привести к желанию выразить свое недовольство внешними действиями. Также личностные расстройства, низкая самооценка или депрессия могут быть причинами такого поведения. Вандализм может стать формой протеста против социальной несправедливости или неудовлетворенности. Нередко люди под воздействием алкоголя или наркотиков ведут себя импульсивно и агрессивно", – отметила эксперт.

По ее словам, не стоит забывать и об окружении: оно тоже существенно влияет на действительность индивидуума.

"Если человек находится в окружении, где вандализм является нормой, он может не придавать этому особого значения. Кроме того, отсутствие навыков самоконтроля и уважения к общественному и частному имуществу, заложенных в детстве, может привести к вандализму во взрослом возрасте", – считает Айсулу Булатбекова.

Эксперт также напоминает, что со взрослыми людьми данный вопрос решается более сложно, но есть несколько подходов. Это комплексная проблема, считает психолог.

"Стоит постоянно напоминать о правовой ответственности. Также стоит не забывать о реабилитации и терапии. Важно обеспечивать доступность психологической помощи и реабилитационных программ. Еще один момент - социальная поддержка. Важно, на мой взгляд, предоставлять возможности для самореализации и трудоустройства, особенно в регионах и отдаленных районах. Стоит уделять внимание и образованию. То есть проведение образовательных и информационных мероприятий, направленных на повышение осведомленности о последствиях вандализма и важности уважения к общественному и частному имуществу. Эти подходы требуют комплексного и системного подхода, чтобы эффективно справиться с проблемой вандализма", – добавила она.

Кадр bfmtv.com

Это проблема не региональная, а мировая

Периодически в СМИ появляются новости о том, что те или иные шедевры мирового искусства были "испачканы". К примеру, в конце января 2024 года стало известно, что двое активистов-экологов распылили суп на бронированное стекло, защищающее "Мону Лизу", выставленную в Лувре. Тогда министр культуры Франции заявил, что картина "принадлежит будущим поколениям и никакая причина не может оправдать нападение на нее". Многие пользователи соцсетей отмечали, что такое поведение – также акт вандализма.

В середине февраля стало известно, что экоактивистки организации Riposte Alimentaire облили супом картину Клода Моне "Весна", представленную в Музее изящных искусств Лиона. Отмечалось, что подобные акции протеста направлены на привлечение внимания к проблемам экологии. Тем не менее власти тогда отказались оправдывать нападки на произведение искусства, которое является частью мирового наследия.

По мнению младшего научного сотрудника отдела Искусствоведение в Национальном музее, Маржан Мұсатай, вандализм на культурных памятниках Казахстана является серьезной проблемой, вызывающей беспокойство.

"Этот феномен может быть обусловлен различными факторами. Если разбирать их, то можно выделить низкий уровень культурного и исторического образования - порой люди не осознают важность охраны архитектурных памятников. Психологические мотивы, включающие поиск острых ощущений, желание быть замеченным и другое. У некоторых людей, вне зависимости от возраста, может быть недостаток уважения к общественным нормам или отсутствие понимания культурного наследия. Вандализм может быть проявлением социального протеста. В некоторых случаях это может иметь политическую подоплеку. Недостаток охраны, отсутствие камер видеонаблюдения и прочие недочеты в системе защиты памятников делают их легкой мишенью для вандалов", – отметила она.


Маржан Мұсатай считает, что решение проблем вандализма на культурных памятниках требует комплексного подхода.

"В качестве профилактической меры нужно осведомлять людей в образовательных (школы, колледжи, университеты) и культурных учреждениях (музеи) посредством брошюрок, плакатов, интерактивных мониторов, проведением лекций и тогда появиться возможность охватить все возрастные категории. Важно отметить, что самым эффективным и важным методом борьбы является образование", – добавила она.

Напомним, выступая с Посланием народу Казахстана в прошлом году, Президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что все провокации, направленные на подрыв общественного порядка, должны жестко пресекаться. Также пару месяцами ранее Глава государства призвал молодежь бороться с вандализмом.

"Мы должны гордиться своей страной. Бережно относиться ко всему, будь это улица, двор или подъезд. Решительно бороться с вандалами. Я уже говорил, что с ними будем поступать жестко и по закону. А то где-то натворят дел, а потом просят прощение. Порядок должен быть в стране. Мы должны соблюдать законы", - заявил Президент.

О том, какое наказание грозит в Казахстане за вандализм по новому закону читать по ссылке.

Читайте также: Вандалы раскрасили больше 30 новеньких электрокаров Tesla Cybertruck

Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная