Общественные деятели и представители НПО Казахстана высказались по поводу ситуации с приемным ребенком, которого могут забрать у алматинской семьи в пользу биологической матери, передает корреспондент Tengrinews.kz. В частности, руководитель Добровольного общества "Милосердие" Аружан Саин уверена, что данная ситуация может негативно сказаться на усыновлении детей в Казахстане.
Общественные деятели и представители НПО Казахстана высказались по поводу ситуации с приемным ребенком, которого могут забрать у алматинской семьи в пользу биологической матери, передает корреспондент Tengrinews.kz. В частности, руководитель Добровольного общества "Милосердие" Аружан Саин уверена, что данная ситуация может негативно сказаться на усыновлении детей в Казахстане.
"Приемные родители Казахстана и потенциальные приемные семьи, а также НПО, работающие в сфере помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, крайне озабочены сложившейся ситуацией вокруг приемной семьи Килибаевой Гульжан и Бакыта Менлибаева и выражают категорическое несогласие с решениями ювенального суда города Алматы", - сказала Аружан Саин.
Фото tengrinews.kz
В начале 2017 года стала известна история семьи Гульжан Килибаевой и Бакыта Менлибаева, которые уже почти год судятся за право усыновить взятого ими еще в мае 2015 года под опеку ребенка, которому на тот момент было пять месяцев. Малышу Женису сейчас два года, он считает Гульжан и Бахыта своими родителями, в их семье он растет более полутора лет.
Как считают общественники, в интересах ребенка жить и воспитываться в семье, единственно родной, которую он знает. Изъятие ребенка из семьи категорически противоречит интересам ребенка.
Сообщается, что приемные родители ребенка на протяжении года прошли все возможные инстанции, стучатся во все двери. Протесты на решения судов вносились прокуратурой города Алматы, органы опеки выступают на стороне приемной семьи, но суды всех инстанций не принимают это во внимание, и ситуация не решается. В отчаянии мать и отец обращаются за помощью к общественности, в Генеральную прокуратуру.
Известно, что биологическая мать трижды официально отказывалась от ребенка. Первый раз - в роддоме, и два последующих, когда мальчик находился в Доме ребенка.
"Это означает, что по своему статусу он мог быть усыновлен. Процесс усыновления проходит в суде и требует некоторого времени. Чтобы забрать ребенка поскорее в семью и как можно быстрее начать необходимое лечение, было решено взять ребенка под опеку, с последующим усыновлением. (Разрешение на опеку подписывается уполномоченными органами опеки, утверждается акимом и не требует решения суда.) За все это время биологическая мать ребенка ни разу не навестила малыша и не пыталась узнать о его здоровье и благополучии. Женис попал в свою семью в конце мая 2015 года. У малыша были сильно воспалены бронхи, все усилия родителей были направлены на выздоровление малыша. После того как состояние стабилизировалось, Гульжан занялась процессом усыновления сына. Сбор всех справок и документов по причине отпусков сотрудников органов опеки и Дома малютки затянулся до сентября", - говорят общественники.
Они считают, что ситуация, которая сложилась на сегодня, началась с процесса в ювенальном суде. Хронология событий, по версии общественников, следующая:
"02.10.2015 Килибаева Г.Ж. с супругом подали иск в Специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних города Алматы об усыновлении Жениса. У супругов имелось положительное заключение комиссии органа опеки и попечительства при Управлении образования города Алматы. Однако суд необоснованно рекомендовал сначала обратиться с вопросом о лишении родительских прав биологической матери.
При этом суд нарушил требования статьи 94 Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье" (далее Кодекс РК), где указано, что "при наличии оформленного в установленном законодательством Республики Казахстан порядке письменного заявления об отказе от ребенка в медицинской организации матери, не состоящей в браке (супружестве), суд не вправе истребовать другие документы, подтверждающие согласие родителей на усыновление".
16.10.2015 года Килибаева Г.Ж. обращается в суд с иском о лишении родительских прав биологической матери, ссылаясь на отсутствие у последней не только жилья, но и регистрации в городе Алматы. Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 75 Кодекса РК родители лишаются родительских прав, если они отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения).
Уже после начала судебного разбирательства биологическая мать оформляет регистрацию у своей сестры. Зная о том, что Килибаевой Г.Ж. инициирована процедура о лишении ее родительских прав, биологическая мать обращается к психологу и заявляет о наличии послеродовой депрессии, спустя 11 месяцев после оставления ребенка в роддоме.
При вынесении решения судья, в нарушение требований процессуального права, выходит за рамки заявленных исковых требований и выносит решение о передаче ребенка биологической матери. При этом не отменяя опеку над ребенком со стороны Гульжан. Создается абсурдная ситуация. Это решение суда нельзя исполнить, не нарушив закон, и нельзя не исполнить, не нарушив закон. Опекун не имеет права передавать ребенка кому бы то ни было без прекращения опеки!" - заявила общественный деятель Хорлан Касен.
Участники пресс-конференции уверены, что ювенальный суд обязан действовать в интересах ребенка. "Двухлетний Женис с пятимесячного возраста живет в семье Гульжан и Бахыта и именно их считает своими родителями. Передача ребенка его биологической матери крайне отрицательно скажется на состоянии ребенка, для него это будет предательством со стороны его родителей. В сложившейся ситуации совершенно непонятна позиция городского и Верховного судов. Несмотря даже на апелляционные протесты прокуратуры, решение ювенального суда оставляют в силе все судебные инстанции", - отметили они.
По официальным данным, в Казахстане 33 000 детей, оставшихся без попечения родителей, из них около 8 000 детей находятся в детских домах и других интернатных учреждениях.