• facebook
  • twitter
  • telegram
  • whatsapp
поделились
Кадр из фильма "Дос-Мукасан"
Кадр из фильма "Дос-Мукасан"

Мнение кинокритика: 7 казахстанских фильмов, о которых говорили в 2022 году

30 декабря 2022 11:01
Image
3

В конце года традиционно подводятся главные итоги в различных сферах. Tengri Lifestyle поговорил со столичным кинокритиком Александрой Поршневой, чтобы вместе с ней разобраться, о каких казахстанских кинолентах говорили в этом году больше всего.

"Паралимпиец" (режиссер - Алдияр Байракимов)

Кадр из фильма "Паралимпиец"

История о лыжнике Максате (Аскар Ильясов), мечтающем выиграть Олимпийские игры. Из-за серьезной аварии он лишается ноги и, кажется, главной цели в жизни. Спортсмен не может долгое время прийти в себя и понять, что же ему делать дальше… Однажды его приглашают попробовать свои силы в паралимпийской сборной. И жизнь молодого человека снова меняется.

Член FIPRESCI и Ассоциации кинокритиков Казахстана Александра Поршнева отмечает, что эта спортивная драма – настоящий прорыв для национального кинематографа.

"Картина - победитель уже нескольких международных кинофестивалей. (К примеру, Гран-при на XI Международном кинофестивале "Кино без барьеров" - прим.) Уместный юмор, крепкая драматургия, более чем искренняя актерская игра - все это определенно стоило и стоит внимания", - говорит она.

"Дос-Мукасан" (режиссер – Айдын Сахаман)

Кадр из фильма "Дос-Мукасан"

Музыкальный байопик о легендарной группе определенно полюбился многим казахстанцам.

"Если авторы с любовью снимают кино, то у них получается такой драйвовый портрет поколения. За редкими спорными моментами, а именно временными скачками истории, трудно придраться к этой картине", - отмечает Александра.

Актерскому составу удалось передать атмосферу того периода и воссоздать образы легендарной группы на экране.

"Схема" (режиссер - Фархат Шарипов)

Кадр из фильма "Схема"

Еще одна картина, о которой говорили в 2022 году. Эта кинолента казахстанского режиссера Фархата Шарипова завоевала Гран-при в секции Generation на 72-м Международном Берлинском кинофестивале.

"Жаль, что картина не получила долгую прокатную жизнь в нашей стране. Хочется, чтобы эту историю посмотрело как можно больше современных родителей. Важный поколенческий вопрос и потрясающая операторская визуализация почти стирают эту снобскую границу между авторским и зрительским кино. Этим фильмом можно ознаменовать возвращение темы подростков на большие экраны", - отмечает Александра Поршнева.

"Голиаф" (режиссер - Адильхан Ержанов)

Кадр из фильма "Голиаф"

Картина, по мнению критика, определенно важная веха для всего актерского состава кинопроекта. Александра Поршнева отмечает, что этот фильм должен понравиться и тем, кому не нравится авторское кино.

"Многие считают, что авторское кино — это только сложные и монотонные истории, "Голиаф" смело стирает этот миф. Фильм сделал очередной важный шаг в сторону зрителя, не потеряв при этом самобытности авторского языка. Истерн с замечательным актерским составом смотрится увлекательно", - добавляет кинокритик.


"Каш" (режиссер - Айсултан Сеитов)

Кадр из фильма "Каш"

Многие казахстанцы с нетерпением ждали полнометражного дебюта Айсултана Сеитова. Однако после премьеры картины мнения разделились, кто-то полюбил эту историю, кому-то она показалась недостаточно убедительной. Однако ясно то, что картина определенно заслуживает внимания.

"Сколько споров и различных мнений было вокруг этого фильма. Сложно сказать и то, сколько внутреннего сопротивления было лично у меня по поводу получившегося фильма. В первую очередь это связано с ожиданиями, которые нам продавали. Дебютная полнометражная картина Айсултана Сеитова, на мой взгляд, не получилась в плане истории, авторской мысли. Но есть неплохие визуальные решения. Например, открывающаяся вертикальная панорама, охватывающая три мира тюркской мифологии. Да, красиво, но чаще всего только красиво. Хотелось бы, чтобы все было больше проработано", - говорит Александра.

"Зима в рехабе" (режиссер - Кана Бейсекеев)

Кадр из фильма "Зима в рехабе"

Истории из реабилитационного центра под Павлодаром. В центре картины – рассказы людей, проходящих лечение от наркозависимости и алкоголизма.

"Определенно эта работа – прецедент. Казахстанский документальный фильм в прокате, хоть и ограниченном. Насколько мне известно, его могли посмотреть зрители в Астане и Алматы. Насколько нужно было выпускать этот фильм на широкий экран - большой вопрос. И в первую очередь это связано с визуальным несоответствием фильма широкому экрану, то есть, на мой взгляд, снята история без учета того, как это будет смотреться в кинотеатрах. На мой взгляд, картина вполне могла существовать и в пространстве YouTube. Но этот важный шажок казахстанской документалистики в сторону широкого проката определенно заслуживает внимания", - подмечает Александра.

"Скоро кончится лето" (режиссер - Яна Скопина)

Кадр из фильма "Скоро кончится лето"

"Фильм Яны Скопиной все-таки не про актерское кино. История про поколение начала 90-х годов XX века, его кумиров и стиль жизни, отношение к любви, это реверанс в сторону мастера режиссера. В фильме много Цоя, много дворовых пейзажей. Но мне запомнилась картина филигранностью художника-постановщика - хороша атмосфера. Были, конечно, и разные киноцитаты. И все же фильм сложно назвать полностью живым. Скорее играющим в жизнь", - резюмирует Александра.

Читайте также: Фильм Адильхана Ержанова "Голиаф" получил приз на кинофестивале в Венеции

Читайте также: "Голливудская картинка и вопросы к сюжету". Как зрители оценили казахстанский хоррор "Қаш"




ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
"Искусственная красота": ИИ-модели поборются за звание самой горячей красавицы
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Тело - в дело: как негативные эмоции влияют на здоровье

Похожие новости

counter.yadro.ru