Председатель Национального Банка Данияр Акишев прокомментировал предложение депутата забрать у Нацбанка функцию валютного контроля, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Председатель Национального Банка Данияр Акишев прокомментировал предложение депутата забрать у Нацбанка функцию валютного контроля, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Напомним, депутат Мажилиса Омархан Оксикбаев предложил передать функцию валютного контроля от Нацбанка правительству Казахстана.
"Сейчас валютный контроль находится у Нацбанка. Нацбанк - опреатор валютных операций. Он сам осуществляет эти валютные операции, и при этом на него возложена регуляция этой деятельности. А мы еще и контроль на него возложили. Раньше правительство само осуществляло эти функции. Почему правительство теперь дистанцировалось от этого - для меня большой вопрос. Мне кажется, пришло время решать эту проблему. Раньше этим занималось Министерство финансов. Если бы мы решили этот вопрос, обеспечили бы прозрачность в этой сфере..." - сказал Оксикбаев.
Акишев, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что функция валютного контроля никогда не была у Минфина полностью.
"В свое время в Комитете таможенных доходов, который существовал ранее, до 2007 года, осуществлял отдельные функции, однако многочисленными жалобами, в том числе в отношении таможенной службы, эти функции были переданы Национальному Банку", - отметил Данияр Акишев.
"Я здесь хотел бы вопрос прокомментировать следующим образом. Мне кажется, неважно, какой орган занимается валютным регулированием и валютным контролем, а важно, насколько эффективны эти валютный контроль и валютное регулирование. Тот режим валютного регулирования, который существует сейчас в Казахстане, он был принят и реализован в 2007 году, когда существовала благоприятная экономическая ситуация. Цены на нефть были выше 100 долларов за баррель. Соответственно, мы ввели принцип максимальной валютной либерализации", - добавил он.
По словам главы Нацбанка, это означает, что субъекты внешнеэкономической деятельности вправе держать валюту за рубежом, вправе, исходя из особенностей своих валютных контрактов, возвращать валютную выручку по тем срокам, которые установлены в валютных контрактах.
"Если вы знаете, ранее эти сроки прямо устанавливались в законодательстве. Это все отнесено на уровень контрактных обязательств. Поэтому в этих условиях мы сейчас живем - в условиях максимальной валютной либерализации. Это обеспечивает привлекательность Казахстана с точки зрения инвестиционного режима", - сказал Акишев.
Данияр Акишев также прокомментировал вопрос о дополнительном контроле за валютным регулированием.
"Это вопрос, мне кажется, не подведомственности, вопрос, вообще, связанный с тем, необходимо ли пересматривать парадигму валютного регулирования в Казахстане. Нужно ли ужесточать, какие-то элементы, связанные с выводом капитала. Очевидно, что здесь необходима большая координация между Национальным Банком и Министерством финансов, связанная с ужесточением отдельных норм противодействия отмыванию доходов, полученных преступных путем, в связке с валютным контролем. Вот эту работу мы сейчас как раз и ведем", - отметил глава Нацбанка.
Он также прокомментировал слова депутата о том, что дебиторская задолженность Казахстана составляет пять миллиардов долларов.
"Я не очень знаю, что это за цифра. Скорее всего, она не соответствует реальности и непонятно, о чем идет речь. Что такое дебиторская задолженность - и я не могу сказать. У нас существует задолженность как по контрактам по экспорту - когда идет невозврат валютной выручки, также и по импорту - возврат товаров Казахстана. Такие цифры присутствуют, однако это все в пределах закона", - заключил Данияр Акишев.