Трое суток без сна, рожающие в машинах женщины, мат от "благодарных" водителей и требование от застрявших на трассе пассажиров немедленно привезти деньги – корреспондент Tengrinews.kz рассказывает о нелегкой работе спасателей во время буранов, охвативших несколько дней назад весь Казахстан.
Трое суток без сна, рожающие в машинах женщины, мат от "благодарных" водителей и требование от застрявших на трассе пассажиров немедленно привезти деньги – корреспондент Tengrinews.kz рассказывает о нелегкой работе спасателей во время буранов, охвативших несколько дней назад весь Казахстан.
Говорят, что на третий день без сна у человека начинают разрушаться клетки головного мозга, появляются галлюцинации. А вот начальник Управления по ЧС города Темиртау Арман Алпысбаев после такого испытания планирует не просто упасть в кровать, но и поиграть с маленьким сыном. Мальчик выучил шесть новых слов, пока папа с коллегами раскапывал застрявшие на трассах авто.
"С 26-го по 29-е число мы работали без перерывов. Жена даже не сказала, что ребенок приболел, знала, что буду переживать. Я видел их только во время коротких видео-звонков", - рассказывает Арман Алпысбаев.
Спасателем он работает 23 года и говорит, что таких метелей в Казахстане не было много лет.
"Жол жоқ". Как Казнет шутит про снежную зиму
"Наша главная проблема – это люди, выезжающие на трассы несмотря на все предупреждения, просьбы, SMS-оповещения. Самое страшное, что с детьми ездят, ничего не боятся. В эти дни самому маленькому пассажиру, спасенному нами из затора на трассе, было всего полгода. А вот самой пожилой женщине – 96 лет. Кажется, она ехала на той в соседнее село", - вспоминает мужчина.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Не нам судить о том, насколько той мог стать уважительной причиной, чтобы рисковать своей жизнью. Но факт остается фактом: вместо спасибо на спасателей часто сыплются угрозы, обвинения и нецензурная брань. Порой она исходит от взрослых и состоятельных мужчин на джипах, которым пытаются объяснить, что в приоритете у ЧСников дети, женщины и старики.
"В ночь с 26 на 27 января на трассе в нескольких километрах от Темиртау образовалась колонна из 25 фур и примерно такого же числа легковушек. Причина была в грузовой машине, которая попала в перемет и загородила дорогу остальным. Мы с трудом к ней пробились. Пытались вытащить, но только вспотели и оборвали все тросы. Тогда решили эвакуировать людей. Конечно, начали с ближайшего края, не могли же мы метаться от начала к концу, потом бежать в середину. Вывозили всех по очереди. В это время в Instagram стали публиковать посты о том, что за погибающими якобы никто не едет. Люди проклинали нас, просили забрать их первыми. Но мы ведь не боги. У нас нет оленей и собак, чтобы бегать по снегам", - делится Арман Алпысбаев.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Операция по вызволению автомобилистов заняла пять-шесть часов, всего в тот день с трассы эвакуировали 113 человек. Трудно представить, каково пришлось водителям спасательной техники, которые наматывали во время бурана сотни километров в день, чтобы вывозить людей.
Троих заблудившихся в буране водителей нашли в Туркестанской области
МВД ищет казахстанцев, застрявших на трассах из-за буран
"В другом случае на номер 112 стали звонить пассажиры рейсового автобуса. Они приказным тоном требовали, чтобы им сейчас же привезли еду, солярку и деньги. Последний пункт совсем непонятен", - пожимает плечами Арман.
А вот мужчина на сломавшейся "Ниве" сначала просил эвакуировать его и 12-летнего ребенка в ближайший населенный пункт. Когда к нему приехали, он заявил, что не может бросить машину. Ее успешно отбуксировали в Темиртау.
"Мы привезли их в самый недорогой хостел на окраине города, ночь стоила около тысячи тенге. Но мужчина стал возмущаться и требовать отвезти его в Караганду либо дать "бабло" на ночевку. Именно так он и говорил".
В отдельную категорию людей начальник управления выделяет тех, кто сначала просит о помощи, а потом говорит, что она ему не нужна.
35 километров до столицы: женщина совершила рискованную поездку в буран
"Мужчина по телефону слезно просил забрать его, говорил, что погибает. Мы кое-как добрались до места, а там его нет. Звоним, а оказывается, его вытащил проезжавший мимо джип. Почему нельзя было сообщить об этом? Мы потратили время, в течение которого могли выехать к другим", - говорит Арман Алпысбаев.
Для Управления по ЧС города Темиртау этот период закончился благополучно: не было ни пострадавших, ни погибших. А вот в ВКО жертвами непогоды стали два человека. Они замерзли в степи, когда попытались добраться пешком до трассы. Еще двоих заблудившихся вовремя нашли. Одного человека в сугробах ищут вторые сутки.
"Несмотря на метель, люди выходят с зимовок, начинают блуждать, - устало говорит руководитель оперативного спасательного отряда службы пожаротушения ДЧС Игорь Лапенлавский. – Прямо перед Новым годом был также случай. Мужчина пошел с зимовки в сельский магазин за продуктами к праздничному столу. Видимость была нулевой, но он рискнул. До трассы не дошел буквально два километра".
Привыкнуть к такому нельзя, но за 26 лет службы мужчина увидел многое. Он признается, что тяжелее всего переживать трагедии, касающиеся детей. Чаще всего в их гибели виноваты взрослые.
"В 2017 году тоже были бураны. По вызову мы приехали к семье, застрявшей на трассе. Машину замело почти по самую крышу. В салоне было двое детей. Водитель, увидев нас, начал жаловаться на запах гари, от которого болит голова. Все это время машина была включена", - вспоминает Игорь Лапенлавский.
Метели в стране прекратились, но сейчас спасатели борются с их последствиями.
"А потом начнутся паводки, за ними – природные пожары. А там снова подготовка к зиме и бураны", - говорят они.