Фото с сайта vesti.kz
Директор бюро представителя ОБСЕ по вопросам СМИ Андрей Рихтер считает, что новая версия законопроекта "О телерадиовещании" по-прежнему утверждает монопольное положение государства на рынке электронных СМИ, сообщает КазТАГ. Как указывается в его докладе, после проведения предыдущей экспертизы указанного законопроекта в апреле 2011 года в него были внесены незначительные положительные изменения по смягчению режима регулирования электронных СМИ. "Я полагаю, что в случае принятия в настоящем виде проект закона "О телерадиовещании" ухудшит ситуацию со свободой электронных СМИ. Следует заметить, что предлагаемые ранее исправления (общественностью и медийными организациями - КазТАГ) проекта фактически игнорируются, а вносимые в проект поправки либо вообще изымают те или иные отношения из сферы действия закона, передавая их на усмотрение правительства, либо несут малозначительные перемены", - сказал он на заседании круглого стола по обсуждению законопроекта "О телерадиовещании". Вместе с тем Рихтер считает, что в число принципов госрегулирования не входят базовые положения, которые "говорили бы о стремлении Казахстана соответствовать в национальной политике положениям собственной конституции и международным обязательствам в сфере регулирования СМИ". "В документе не предусмотрено обеспечение политического плюрализма в сфере телерадиовещания, не планируется преобразования государственного телерадиовещания в общественное. Кроме того, не налагаются какие-либо обязательства на государственное телерадиовещание, не предполагает независимости лицензирующего органа, критерии присуждения лицензии размыты, срок действия выдаваемой лицензии, и условия ее пролонгации не указаны. Отчетность лицензирующего органа перед парламентом или населением не предусмотрена", - отметил эксперт. Так же он подчеркнул, что предполагаемая система лицензирования подчинена правительственному департаменту и управляется им. При этом нет каких-либо гарантий независимости деятельности этого органа, а роль создаваемой правительством комиссии по вопросам развития телерадиовещания "является декоративной". "Законопроектом создаются правовые условия для находящихся под контролем государства монополий по распространению общенациональных эфирных теле-радио-каналов без достаточных ограничительных мер по недопущению злоупотребления национальным оператором телерадиовещания свои положением, а также не предусматривается (расщепление) монополиста на группу частных компаний, работающих в конкурентной среде при условии обязательности взаимного присоединения", - заметил Рихтер. Эксперт считает, что законопроект вторит действующему закону "О СМИ" в ограничении использования вещателями, в том числе частными, других языков, помимо государственного. Это правило действует также на всех платформах распространения программ. В противовес, он предлагает привести законопроект в соответствие с международными обязательствами Казахстана и существующей в странах ОБСЕ положительной практике регулирования телерадиовещания. В этой связи, продолжил он, в проект закона необходимо внести ряд поправок, в частности, предусмотреть конкретные правовые механизмы реализации политического плюрализма. Помимо этого, указать на конкретные способы обеспечения провозглашенной в проект свободы добросовестной конкуренции; прописать в нем нормы по недопущению негативных последствий монополизма национального телерадиовещания; правила взаимовыгодного сотрудничества частными операторами, правила присоединения с целью свободного потока информации. "Следует пересмотреть ограничение на ретрансляцию зарубежных программ и каналов; предусмотреть нормы по прозрачному и открытому для общественного контроля формированию пакетов цифровых обязательных теле-, радиоканалов и каналов свободного доступа; следует отменить ограничение использования других языков, кроме казахского", - сказал Рихтер.
Директор бюро представителя ОБСЕ по вопросам СМИ Андрей Рихтер считает, что новая версия законопроекта "О телерадиовещании" по-прежнему утверждает монопольное положение государства на рынке электронных СМИ, сообщает КазТАГ.
Как указывается в его докладе, после проведения предыдущей экспертизы указанного законопроекта в апреле 2011 года в него были внесены незначительные положительные изменения по смягчению режима регулирования электронных СМИ. "Я полагаю, что в случае принятия в настоящем виде проект закона "О телерадиовещании" ухудшит ситуацию со свободой электронных СМИ. Следует заметить, что предлагаемые ранее исправления (общественностью и медийными организациями - КазТАГ) проекта фактически игнорируются, а вносимые в проект поправки либо вообще изымают те или иные отношения из сферы действия закона, передавая их на усмотрение правительства, либо несут малозначительные перемены", - сказал он на заседании круглого стола по обсуждению законопроекта "О телерадиовещании".
Вместе с тем Рихтер считает, что в число принципов госрегулирования не входят базовые положения, которые "говорили бы о стремлении Казахстана соответствовать в национальной политике положениям собственной конституции и международным обязательствам в сфере регулирования СМИ". "В документе не предусмотрено обеспечение политического плюрализма в сфере телерадиовещания, не планируется преобразования государственного телерадиовещания в общественное. Кроме того, не налагаются какие-либо обязательства на государственное телерадиовещание, не предполагает независимости лицензирующего органа, критерии присуждения лицензии размыты, срок действия выдаваемой лицензии, и условия ее пролонгации не указаны. Отчетность лицензирующего органа перед парламентом или населением не предусмотрена", - отметил эксперт.
Так же он подчеркнул, что предполагаемая система лицензирования подчинена правительственному департаменту и управляется им. При этом нет каких-либо гарантий независимости деятельности этого органа, а роль создаваемой правительством комиссии по вопросам развития телерадиовещания "является декоративной". "Законопроектом создаются правовые условия для находящихся под контролем государства монополий по распространению общенациональных эфирных теле-радио-каналов без достаточных ограничительных мер по недопущению злоупотребления национальным оператором телерадиовещания свои положением, а также не предусматривается (расщепление) монополиста на группу частных компаний, работающих в конкурентной среде при условии обязательности взаимного присоединения", - заметил Рихтер.
Эксперт считает, что законопроект вторит действующему закону "О СМИ" в ограничении использования вещателями, в том числе частными, других языков, помимо государственного. Это правило действует также на всех платформах распространения программ. В противовес, он предлагает привести законопроект в соответствие с международными обязательствами Казахстана и существующей в странах ОБСЕ положительной практике регулирования телерадиовещания. В этой связи, продолжил он, в проект закона необходимо внести ряд поправок, в частности, предусмотреть конкретные правовые механизмы реализации политического плюрализма.
Помимо этого, указать на конкретные способы обеспечения провозглашенной в проект свободы добросовестной конкуренции; прописать в нем нормы по недопущению негативных последствий монополизма национального телерадиовещания; правила взаимовыгодного сотрудничества частными операторами, правила присоединения с целью свободного потока информации. "Следует пересмотреть ограничение на ретрансляцию зарубежных программ и каналов; предусмотреть нормы по прозрачному и открытому для общественного контроля формированию пакетов цифровых обязательных теле-, радиоканалов и каналов свободного доступа; следует отменить ограничение использования других языков, кроме казахского", - сказал Рихтер.