Сообщение о самоубийстве двух школьниц в Астане и участившиеся в последнее время случаи суицида в других регионах республики заставляют в очередной раз задуматься о причинах этих трагедий. Наш информационный портал неоднократно рассказывал об исследовании вопросов, связанных с суицидом, которые казахстанские специалисты проводили вместе с зарубежными экспертами. По итогам одного из таких исследований был опубликован отчет. Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с заместителем директора Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии Николаем Негаем. Психиатр рассказал о том, было ли это исследование полезным, а также в очередной раз напомнил родителям о важности живого общения со своими детьми.
Сообщение о самоубийстве двух школьниц в Астане и участившиеся в последнее время случаи суицида в других регионах республики заставляют в очередной раз задуматься о причинах этих трагедий. Наш информационный портал неоднократно рассказывал об исследовании вопросов, связанных с суицидом, которые казахстанские специалисты проводили вместе с зарубежными экспертами. По итогам одного из таких исследований был опубликован отчет. Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с заместителем директора Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии Николаем Негаем. Психиатр рассказал о том, было ли это исследование полезным, а также в очередной раз напомнил родителям о важности живого общения со своими детьми.
- В последнее время мы наблюдаем большое количество самоубийств в разных регионах Казахстана. Можно ли говорить о всплеске случаев суицида?
- На сегодняшний день о всплеске суицида говорить нельзя. У нас, конечно, это было серьезной проблемой, мы на лидирующих позициях были в 2009-2010 годах. На сегодняшний день, наоборот, идет снижение случаев суицида, может быть, не такое, как мы бы хотели, но оно более-менее стабильное. Другое дело - отношение средств массовой информации. СМИ раньше как-то на это не обращали серьезного внимания, а сейчас пресса о каждом случае суицида достаточно широко информирует общественность, что тоже является одним из больших минусов. Мы вообще всегда просим СМИ о том, чтобы не было ажиотажа вокруг этого дела. Потому что детская психика, психика несовершеннолетнего, тем более подростка, она очень восприимчива к любым сообщениям извне. И, к сожалению, у них есть такая модель, как копер-поведение. То есть они начинают копировать поведение, и вот эта информация, постоянно нагнетающая, конечно, она крайне отрицательно влияет на них. И если смотреть чисто по цифрам, то, наоборот, идет снижение всех показателей по суициду.
- На Ваш взгляд, в чем причина подросткового суицида в Казахстане?
- На самом деле это комплекс причин. Одна причина, как правило, не всегда является основным пусковым моментом. По проведенным нами исследованиям, в Казахстане у одного подростка наблюдается несколько видов причин. Одни из основных - биологические причины, то есть наличие каких-то расстройств биологического плана. Второе - психологические проблемы - проблемы взаимоотношений. И социальные - это окружение, в том числе макро- и микроокружение. Если говорить конкретно, было около 20 причин, которые мы выявляли. Одно из первых мест занимают ситуационно-депрессивные или тревожные расстройства. Они обусловлены взаимоотношениями как со сверстниками, так и с учителями и родителями. Также одной из причин было употребление психоактивных веществ, начиная от алкоголя и табака, которые способствуют более импульсивным поступкам.
- Сейчас в обществе есть мнение, что все-таки на школьников каким-то образом отрицательно влияет ЕНТ, подавляет их. Вы разделяете эту точку зрения?
- Если говорить конкретно об ЕНТ, скажу так: любой стрессовый фактор, он в той или иной степени будет влиять, но он должен упасть на благодатную почву. Если личность достаточно неустойчивая, незрелая, любой фактор - будь то ЕНТ или какой-то другой - они, конечно, скажутся. То есть нельзя конкретно выделять отдельным списком ЕНТ или какой-то другой государственный экзамен.
- Вы ранее поднимали проблему страниц о самоубийствах в социальных сетях. Эта проблема актуальна до сих пор?
- Сейчас социальные сети очень популярны, и они раздувают, то есть кто-то вбрасывает определенную информацию, из этого идеализируются какие-то отрицательные вещи. То есть идет какой-то перекрест. Это, к сожалению, тоже влияет и оказывает значительное влияние на психику подростка и совершение суицида. Вы знаете, что, допустим, в семье, где был суицид, в несколько раз чаще совершают самоубийство другие родственники. То есть от самой информации очень многое зависит именно для подростка. А социальные сети, они, конечно, играют одну из больших ролей.
- Какой совет Вы можете дать родителям?
- На сегодняшний день родители выделяют своему ребенку в лучшем случае 20 минут в сутки. А подростку, которому 15-17 лет, и того меньше. И они даже не видят тех проблем, которые бывают у подростка и которые можно увидеть невооруженным взглядом. То есть необходимо обращать внимание на любое изменение в поведении ребенка, любое. То есть стал поздно возвращаться домой, одежда стала какая-то грязная, например, как-то изменился подросток - заходит и закрывается в комнате. Родители обычно на сегодняшний день с учетом бешеного ритма не обращают, к сожалению, внимания. Но это уже колокола. Должно быть живое общение, с глазу на глаз. Сейчас они в основном общаются и с родителями уже и по whatsapp, и по телефону, SMS. То есть нет абсолютно живого общения, когда родитель может прямо посмотреть в глаза ребенку или на внешность ребенка и понять, что с ним что-то происходит. А по телефону этого просто не поймешь. Поэтому это тоже одна из таких больших проблем, и не только у нас. Это большая проблема, когда родители просто не разговаривают с детьми, не общаются с ними, интересуются только какими-то насущными проблемами, приоритетными для самих родителей, а не для ребенка.
- Во вчерашнем случае немного удивило видео, снятое очевидцами. Как можно объяснить действия тех, кто включает камеру и начинает снимать, вместо того чтобы попытаться как-то предотвратить трагедию, помочь?
- К сожалению, да, сейчас один из современных трендов - это равнодушие, черствость. Модно стало снимать все эти вещи, а не предотвращать их. Это вообще вопиющие факты, они начались несколько ранее в Западной Европе, об этом очень много говорилось. Это так называемая "соофилия", когда не оказывается помощь первоначально, а вместо этого сначала снимается происшествие на сотовой телефон, и только потом, может быть, они могут оказать какую-то помощь или даже проходят просто рядом. То есть ценности совершенно поменялись, ценности в том, чтобы показать то, что интересно, а не в том, чтобы помочь человеку. Инверсия ценностей произошла полностью.
- То исследование, которое проводили наши специалисты совместно с ЮНИСЕФ по выяснению причин суицида среди подростков, оно вообще дало какие-то результаты?
- Да, оно дало большую методологическую базу для нас. Мы для себя поняли вообще, что и как, куда нам необходимо двигаться, что разрабатывать. Данный проект мы начали в Кызылорде после Восточного Казахстана, и сейчас будем продолжать эту работу совместно с ЮНИСЕФ в Кызылорде и в Астане. В Кызылорде это исследование дало неплохие результаты: после 2013 года среди несовершеннолетних там в разы уменьшились случаи суицида. Это очень сильно помогло. Сейчас мы привлекаем также специалистов из Италии и Швейцарии. В конце мая мы начинаем большое обучение в Кызылорде, где будут получать знания мастера - сотрудники здравоохранения и образования, которые будут потом весь этот опыт распространять на всю республику. Астана тоже задействована в этом проекте, там эта работа начнется чуть позже. Это не только обучение специалистов. Также будут отрабатываться и выявляться факторы, группы риска среди подростков. Эта работа подразумевает и наглядные агитационные буклеты, другую информацию, которая будет размещаться в школах. Еще один пункт - отработка межведомственного взаимодействия. Потому что суицид на самом деле проблема не только здравоохранения. И, наверное, даже совсем не здравоохранения, потому что к нам обращаются уже после попыток или уже когда это свершилось. Все-таки это межведомственная проблема. Будут отрабатываться межведомственные связи, чтобы все было незамедлительно, в любое время дня и ночи. Соответственно, будет нагружаться функционал, то есть должностные обязанности и инструкции тех специалистов, которые будут за это отвечать.