ПОДЕЛИТЬСЯ
21 ноября 2011 | 13:58
Ислам в Казахстане может войти во властные структуры
Сложившаяся ситуация в религиозной сфере Казахстана и Центральной Азии (ЦА) в целом показала неготовность обществ и государств ЦА к новым тенденциям развития ислама в регионе, считает эксперт по Центральной Азии и директор фонда региональных исследований "Кунсейит" Нурлан Альниязов. Об этом он сообщил на организованной деловым журналом Exclusive и Фондом Фридриха Эберта международной пресс-конференции в Алматы "Новые тенденции в развитии ислама и их воздействие на стабильность в Центральной Азии", передает корреспондент Tengrinews.kz. "Можно выделить две новые тенденции касательно развития мусульманской религии в Казахстане: интеграция религиозных групп (в том числе экстремистских) во властные структуры и формирование религиозными группами альтернативных проектов государства и попытка участвовать в политической жизни страны", - предполагает эксперт. Альниязов отмечает, что заметная в последнее время радикализация религиозных групп подводит к выводу о возможности дальнейшей интеграции большинства экстремистских групп Казахстана и ЦА в единой цели проведения джихада: "Самыми крайними экстремистами, представляющими угрозу для Казахстана и ЦА в целом, являются салафитские группы, придерживающиеся идеологии "такфира". Именно с ними связывают последние теракты в Казахстане против правоохранительных органов и КНБ". По мнению эксперта, причины неготовности обществ и государств ЦА к новым тенденциям развития ислама в регионе кроются как в историческом прошлом, так и современной эволюции ислама в ЦА. Последние столетия обстоятельства способствовали локальному формированию религии и мусульманской общины Центральноазиатского региона, создавая собственную религиозную и культурную идентичность. С появлением независимых государств Центральной Азии началась хаотичная, бесконтрольная самоорганизация мусульманской общины ЦА и ее интеграция в мусульманский мир. "Последнее привело к распространению в регионе множества религиозных течений и движений. Вследствие данных факторов религия превратилась в бизнес или политический инструмент различных групп и сил, содействуя развитию конфликта внутри мусульманской общины и разногласию между светскими институтами государства и религией", - рассказывает спикер. Еще в 90-е годы исследователи отмечали ряд новых тенденций в развитии ислама в Казахстане. Тогда говорилось о разделении мусульманской общины на официальные и неофициальные структуры - противостояние между ДУМК и мусульманскими организациями, то есть джамаатами и мечетями, не находящимися под влиянием Духовного управления, отмечает Альниязов. "На сегодняшний день борьба перешла в политическую плоскость, где неофициальные мусульманские структуры представляют собственные проекты развития государства, как альтернативу действующей системе. Ситуация усложняется совершенно новым, в каком-то смысле искусственным явлением, как конфликт между суннитскими правовыми школами (мазхабами), что ведет к дроблению религиозной общины на множество противостоящих друг другу групп и джамаатов, позволяя делать религиозную сферу нерегулируемой", - сообщает спикер. Докладчик считает, что беспокойство по этой проблеме отразилось даже в последнем проекте казахстанского закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", где отмечено о признании государством исторической роли для региона ханафитского мазхаба. "Мусульманская община Казахстана, разделенная на множество общин по территориальным и прочим признакам, получила неуправляемое религиозными и государственными институтами развитие. Вследствие чего мы наблюдаем рост экстремистских идей и деструктивных религиозных групп в стране. Только по данным органов прокуратуры за 2008 год, на специальном учете стоят порядка 40 тысяч приверженцев экстремистских религиозных идеологий, не признающих авторитет и роль центральной религиозной организации", - сообщает спикер, который решение проблемы видит в возрождении традиционных исламских институтов при адекватном контроле государством. Для этого, по его мнению, для начала следует сделать ДУМК действенной авторитетной организацией, централизованно регулирующей деятельность всей общины мусульман.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Сложившаяся ситуация в религиозной сфере Казахстана и Центральной Азии (ЦА) в целом показала неготовность обществ и государств ЦА к новым тенденциям развития ислама в регионе, считает эксперт по Центральной Азии и директор фонда региональных исследований "Кунсейит" Нурлан Альниязов. Об этом он сообщил на организованной деловым журналом Exclusive и Фондом Фридриха Эберта международной пресс-конференции в Алматы "Новые тенденции в развитии ислама и их воздействие на стабильность в Центральной Азии", передает корреспондент Tengrinews.kz. "Можно выделить две новые тенденции касательно развития мусульманской религии в Казахстане: интеграция религиозных групп (в том числе экстремистских) во властные структуры и формирование религиозными группами альтернативных проектов государства и попытка участвовать в политической жизни страны", - предполагает эксперт. Альниязов отмечает, что заметная в последнее время радикализация религиозных групп подводит к выводу о возможности дальнейшей интеграции большинства экстремистских групп Казахстана и ЦА в единой цели проведения джихада: "Самыми крайними экстремистами, представляющими угрозу для Казахстана и ЦА в целом, являются салафитские группы, придерживающиеся идеологии "такфира". Именно с ними связывают последние теракты в Казахстане против правоохранительных органов и КНБ". По мнению эксперта, причины неготовности обществ и государств ЦА к новым тенденциям развития ислама в регионе кроются как в историческом прошлом, так и современной эволюции ислама в ЦА. Последние столетия обстоятельства способствовали локальному формированию религии и мусульманской общины Центральноазиатского региона, создавая собственную религиозную и культурную идентичность. С появлением независимых государств Центральной Азии началась хаотичная, бесконтрольная самоорганизация мусульманской общины ЦА и ее интеграция в мусульманский мир. "Последнее привело к распространению в регионе множества религиозных течений и движений. Вследствие данных факторов религия превратилась в бизнес или политический инструмент различных групп и сил, содействуя развитию конфликта внутри мусульманской общины и разногласию между светскими институтами государства и религией", - рассказывает спикер. Еще в 90-е годы исследователи отмечали ряд новых тенденций в развитии ислама в Казахстане. Тогда говорилось о разделении мусульманской общины на официальные и неофициальные структуры - противостояние между ДУМК и мусульманскими организациями, то есть джамаатами и мечетями, не находящимися под влиянием Духовного управления, отмечает Альниязов. "На сегодняшний день борьба перешла в политическую плоскость, где неофициальные мусульманские структуры представляют собственные проекты развития государства, как альтернативу действующей системе. Ситуация усложняется совершенно новым, в каком-то смысле искусственным явлением, как конфликт между суннитскими правовыми школами (мазхабами), что ведет к дроблению религиозной общины на множество противостоящих друг другу групп и джамаатов, позволяя делать религиозную сферу нерегулируемой", - сообщает спикер. Докладчик считает, что беспокойство по этой проблеме отразилось даже в последнем проекте казахстанского закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", где отмечено о признании государством исторической роли для региона ханафитского мазхаба. "Мусульманская община Казахстана, разделенная на множество общин по территориальным и прочим признакам, получила неуправляемое религиозными и государственными институтами развитие. Вследствие чего мы наблюдаем рост экстремистских идей и деструктивных религиозных групп в стране. Только по данным органов прокуратуры за 2008 год, на специальном учете стоят порядка 40 тысяч приверженцев экстремистских религиозных идеологий, не признающих авторитет и роль центральной религиозной организации", - сообщает спикер, который решение проблемы видит в возрождении традиционных исламских институтов при адекватном контроле государством. Для этого, по его мнению, для начала следует сделать ДУМК действенной авторитетной организацией, централизованно регулирующей деятельность всей общины мусульман.
Показать комментарии
Читайте также