08 сентября 2021 | 11:50

В Казахстане нет прозрачной системы повышения минимальной зарплаты - депутат

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

Депутат Мажилиса Ерлан Смайлов заявил, что пассивность министерств в вопросе определения минимальной заработной платы приводит к росту бедности и неравенства в Казахстане, в стране нет прозрачной системы повышения МЗП, передает корреспондент Tengrinews.kz.


Депутат Мажилиса Ерлан Смайлов заявил, что пассивность министерств в вопросе определения минимальной заработной платы приводит к росту бедности и неравенства в Казахстане, в стране нет прозрачной системы повышения МЗП, передает корреспондент Tengrinews.kz.

В депутатском запросе на имя вице-премьера Ералы Тугжанова мажилисмен напомнил, что в Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев озвучил решение с 1 января 2022 года увеличить минимальную заработную плату с текущих 42 500 до 60 000 тенге.

"Хотя повышение МЗП должно было стать результатом постоянной системной работы правительства в лице министерств труда и социальной защиты населения, а также национальной экономики, как мы видим, такая работа не велась. И, более того, нет даже фундамента такой работы: на сегодня в Казахстане отсутствует методологически обоснованная, прозрачная и ясная система принятия решения о повышении МЗП в привязке к социально-экономическим реалиям и потребностям казахстанцев.

Если спросить чиновников и многочисленных специалистов министерств и ведомств, почему МЗП равняется именно 42 500, 60 000 тенге или иной другой сумме, какой расчет лежит в основе определения этим сумм, мы вряд ли услышим внятный и аргументированный ответ. И наверняка они не смогут однозначно ответить на вопрос, почему МЗП повышается раз в три года, а продукты питания и услуги, коммунальные тарифы и в целом жизнь дорожают ежедневно", - отметил Ерлан Смайлов на заседании Мажилиса.

Как заявил депутат, "пассивность и бездействие Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства национальной экономики, бессистемность и ситуативность их подхода к этому вопросу имеют как результат ухудшение социально-экономического положения населения, рост бедности и неравенства".

При этом, по словам Смайлова, министерствам и в целом правительству не нужно самостоятельно искать выход из ситуации.

"Решение этой системной проблемы очевидно, давно известно и заключается в необходимости скорейшей ратификации Конвенции Международной организации труда № 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран", принятой в 1970 году. Эта конвенция закладывает систему защиты наемных работников от неоправданно низкой заработной платы, кроме того, содержит предложения о процедуре установления минимальной заработной платы.

Статья 3 данной конвенции гласит, что при определении уровня МЗП должны учитываться потребности не только самих работников, но и их семей, также должны быть приняты в расчет общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп. Помимо этого, в работе по определению уровня МЗП должны присутствовать экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости", - добавил он.

Депутат предложил два варианта расчетов.

"Один вариант - брать за основу расчетов достаточную потребительскую корзину. Говоря просто, в этом варианте, считая размер МЗП, министерства будут брать в расчет не только свои планы, но и нужды людей, и тогда мы можем получить совсем другую сумму - ближе к реальности. Например, наш отечественный Институт исследований современного общества провел социологический опрос и выявил, что на потребности одного человека в Казахстане необходимо 89 318 тенге в месяц.

Второй вариант - при расчетах МЗП использовать индекс Кейтца (Kaitz index). Это экономический показатель, который представляет отношение установленной законом минимальной заработной платы к усредненной (медианной) заработной плате. Международный валютный фонд предлагает считать средним значение индекса Кейтца для стран ЕС на уровне 60 процентов, и в большинстве стран Евросоюза индекс имеет такое значение. Более низкий показатель свидетельствует о занижении официального минимального уровня оплаты труда по сравнению со средней заработной платой", - сказал Ерлан Смайлов.

Депутаты Народной партии Казахстана предлагают:

  • правительству в лице Министерства труда и социальной защиты населения в кратчайшие сроки инициировать ратификацию Конвенции Международной организации труда № 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран";
  • правительству разработать и внедрить в качестве показателя эффективности работы Министерства труда и социальной защиты показатель системности и методологической обоснованности работы по повышению МЗП в соответствии с социально-экономической ситуацией в стране;
  • правительству разработать и внедрить в качестве показателя эффективности работы Министерства национальной экономики показатель ежегодного реального роста доходов населения страны и повышения качества его жизни. Разработанные показатели должны стать одними из ключевых при оценке работы вышеуказанных министерств. В случае безынициативности МТСЗН и затягивании сроков ратификации Конвенции Народная партия Казахстана инициирует ратификацию 131-й Конвенции МОТ при поддержке профсоюзов и объединений работодателей.

Подпишись на наши новости в Instagram. Самые интересные видео, а также сотни комментариев казахстанцев в твоей ленте!

У Tengrinews.kz есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо на твой телефон.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 491.74   538.64   5.05 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети