Нередки случаи, когда дети по каким-либо причинам вынуждены жить отдельно от одного или обоих родителей. В таких ситуациях, согласно пункту 3 статьи 9 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, за ребенком остается право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, если это не противоречит его интересам.
Нередки случаи, когда дети по каким-либо причинам вынуждены жить отдельно от одного или обоих родителей. В таких ситуациях, согласно пункту 3 статьи 9 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, за ребенком остается право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, если это не противоречит его интересам.
Часто родители не могут продолжать жить вместе из-за семейных проблем, перерастающих в личные неприязненные отношения. Иногда это приводит к настраиванию ребенка против одного из родителей в попытке завоевать доминирующее положение. Такая обстановка в семье угрожает нормальному психологическому, нравственному и духовному развитию ребенка. Общественный фонд "Право", имеющий представительства в нескольких регионах страны, как раз и занимается помощью при взаимодействии таких родителей со своими детьми.
Очень важным моментом является привлечение к таким ситуациям профессиональных психологов, которые в своих заключениях раскрывают полный психологический портрет каждой проблемной семьи. Участие психолога и медиатора не только не позволяет существующему семейно-бытовому конфликту развиваться дальше, но и дает возможность корректировать новые детско-родительские отношения, возникшие после расторжения брака, как у родителей, так и у ребенка.
Психологи помогают сформировать новые отношения, когда уже нет супружеских обязанностей, но есть родители, проживающие отдельно или в новых семьях, но имеющие совместного ребенка. Ведь, к сожалению, как отмечают психологи фонда, уровень травматизации детей после развода родителей весьма высок.
Стоит отметить, что психологи ОФ "Право" при поддержке НАО "ЦПГИ" сейчас развивают сеть Центров ресурсной поддержки семьи при семейных судах "Бакытты отбасы", в рамках гранта по "Организация деятельности центров ресурсной поддержки семьи при семейных судах "Бақытты отбасы".
Один из таких Центров ресурсной поддержки семьи расположен при Специализированном межрайонном суде по делам несовершеннолетних города Алматы. В рамках этого проекта работают психологи, медиаторы, юристы, которые оказывают всем нуждающимся консультативную помощь на безвозмездной основе. Психологи, работающие с судом, предлагают обратившимся не просто найти выход из сложившейся кризисной ситуации, но и помогают пройти этот путь до самого конца, правильно сформулировав мотивирующие факторы.
Многие семьи уже на протяжении нескольких лет судятся в Специализированном межрайонном суде по делам несовершеннолетних города Алматы. Их тяжбы начались с расторжения брака, продолжились взысканием алиментов, определением места жительства детей, а потом затянулись из-за предъявления друг другу требований о разделе имущества, лишении родительских прав, определении порядка общения с детьми, признании брачного договора недействительным и так далее, - отмечает судья Ербол Ак-куов.
Ербол Ак-куов, Судья Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних города Алматы
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 8 августа 2002 года №345 "О правах ребенка в Республике Казахстан", государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на законодательном соблюдении прав ребенка и государственной поддержке семьи для обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, а также подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Второй абзац пункта 1 статьи 61 Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье" (КоБС) предусматривает права ребенка на общение с каждым из отдельно проживающих родителей, а также в случае их проживания в разных государствах.
Пункт 1 статьи 73 КоБС предусматривает права и отдельно проживающего родителя на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования и других важных для него вопросов.
Если в 2017 году по искам об определении порядка общения с ребенком судами республики с вынесением решений рассмотрено 359 гражданских дел, в том числе с удовлетворением требований - 331 и с отказом в иске - 28, то в 2022 году рассмотрено 543 иска, из которых удовлетворено 516, отказано в удовлетворении 27 исков (рост на 34 процента).
Прекращено производством в связи с утверждением мировых соглашений и соглашений об урегулировании споров в порядке медиации и партисипативных процедур в 2017 году 477 дел против 485 дел в 2022 году, или 37 процентов от общего количества оконченных производством дел за 2017-2022 годы (почти каждое третье).
Всего за 2017-2022 годы окончено производством 7 257 гражданских дел этой категории, в том числе с вынесением 2 565 решений, из которых об удовлетворении требований – 2 446, об отказе в иске - 119 дел.
Обоснованность требований исков составляет 95 процентов.
При изучении гражданских дел этой категории, рассмотренных Специализированным межрайонным судом по делам несовершеннолетних города Алматы, выяснилось, что абсолютное большинство исков было предъявлено в связи с тем, что родитель, с которым живет ребенок или несколько детей, игнорирует решение уполномоченного органа по поводу порядка общения другого родителя с ребенком.
То есть, в суд чаще обращаются не из-за несогласия с решением, а в связи с его несоблюдением. Так как это наверняка единственное решение государственного органа, которое не имеет властного полномочия и за неисполнение которого не предусмотрена какая-либо установленная законом ответственность. Такое правовое недоразумение приводит к безнаказанному нарушению прав отдельно живущего родителя и поощряет другого родителя препятствовать общению с ним ребенка.
Порядок вынесения уполномоченным органом решений по этому вопросу предусмотрен вторым абзацем пункта 3 статьи 73 КоБС и Правилами осуществления функций государства по опеке и попечительству, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года №382.
При этом существенной разницы между решениями уполномоченного органа и судебными актами по разрешению таких споров нет. Почти все решения этих двух ветвей власти выносятся так, что порядок общения с ребенком отдельно проживающего родителя определяется почти всегда в выходные дни. А отличаются они между собой лишь в редких случаях по часам посещения и некоторым особенностям условий жизни ребенка, его распорядка дня, возраста и других заслуживающих внимания семейных обстоятельств.
Поэтому часто считается, что пересмотр заявлений об определении порядка общения с ребенком в судебном порядке не нужен, поскольку об этом уже принято решение уполномоченным на то подразделением местного исполнительного органа.
Родителям остается лишь исполнять такое решение ради соблюдения таких конституционных понятий, как защита отцовства, материнства и детства, а в случае проявления правового нигилизма кем-то из них попытаться его принудить можно лишь путем вынесения судом соответствующего определения об исполнении решения уполномоченного органа.
В связи с этим порядок рассмотрения заявлений отдельно проживающего родителя следовало бы рассматривать на основе правительственных правил с участием обоих родителей, ребенка и школьного или дошкольного психолога. А также предусмотреть административную ответственность за неисполнение решения уполномоченного органа, - разъясняет судья Ак-куов.
В случае нарушения уполномоченным органом правил рассмотрения заявления несогласная сторона вправе заявить об этом, а суд уполномочен отказать в принудительном исполнении решения органа с постановкой вопроса о привлечении виновных должностных лиц к ответственности и пересмотру заявления в строгом соответствии с законом.