Общественный совет при Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции обсудил результаты реализации Отраслевой программы по противодействию коррупции в РК на 2011-2015 годы. Участники заседания пришли к выводу: профилактика коррупции зачастую носит формальный характер, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
Общественный совет при Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции обсудил результаты реализации Отраслевой программы по противодействию коррупции в РК на 2011-2015 годы. Участники заседания пришли к выводу: профилактика коррупции зачастую носит формальный характер, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
"В одной области был удивительный факт: за год опубликовали 10 тысяч антикоррупционных материалов. Но когда мы разобрались, у них две государственные газеты, которые выходят только по субботам. Это надо посчитать, сколько можно печатать эту антикоррупционную тему, чтобы набрать 10 тысяч", - привел пример депутат Мажилиса Парламента Толеген Ибраев и объяснил это формальным подходом местных чиновников, которые, возможно, написали лишний ноль.
Такие же неточности были в вопросе освоения средств на профилактику коррупции. "В одном сельском округе на антикоррупционные дела, по данным акимата, не освоено 48 миллионов тенге. В другом сельском округе не освоено 36 миллионов тенге. Когда разобрались, оказывается все это взяли с потолка, даже в бюджетах этих районов нет столько денег - 36 миллионов", - сказал докладчик и пояснил корреспонденту Tengrinews.kz, что речь идет о гораздо меньших суммах. "Просто тот, кто отчитывался, два нуля приписал и еще запятую поставил", - сказал Ибраев.
Он не стал конкретизировать регионы, потому что, по его словам, результаты проверок по всем областям почти одни и те же. "Рядовые сотрудники пишут что попало, я больше слов не могу подобрать. А руководитель подписывает не глядя, потому что они знают, что эти художества никто не читает и тем более не спрашивает. Это все от того, что работа акимата области никем не контролировалась, вследствие чего аким области не спрашивал у своих подчиненных. То есть нет контроля и спроса по вертикали от самого верха до самого низа", - констатировал участник заседания Общественного совета.
Он отметил, что мнение экспертов четырехлетней давности о том, что принимаемые меры по борьбе с коррупцией не дают значимых результатов, и сегодня актуально. За 2012-2014 годы средний ежегодный уровень регистрации коррупционных преступлений - больше чем на 200 по сравнению с уровнем 2011 года. Рост к уровню первого года реализации программы составляет почти более 10 процентов. Количество зарегистрированных коррупционных преступлений в таможенных органах возросло почти в два раза до 44 в 2013 году. Как и пять лет назад наиболее коррумпированными сферами остаются госзакупки, земельные отношения и образование.
"Мероприятия, запланированные акиматами, зачастую проводятся без должной подготовки. Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции назвало их "созданием акиматами видимости агитационной работы". Я думаю, это точная оценка работы акиматов", - заявил Ибраев.
По его информации, удельный вес преступлений, совершенных должностными лицами акиматов, занимает в среднем половину от общего числа коррупционных преступлений. "При этом удивляло нас утверждение одного областного акимата о том, что исполнение региональной программы из-за ненадобности не обсуждалось на протяжении всего периода реализации, за все четыре года", - отметил депутат.
Председатель Общественного совета Каирбек Сулейменов реализацию программы охарактеризовал так: "Я со всей ответственностью заявляю, эта программа по сути дела выполнена наполовину, и она выполнялась формально, и ничего конструктивного эта программа не дала".