Tengri FM МИКС Победители Панфиловцы Законы Казахстана UIB & Tengri Open EXPO 2017 Путешествия
KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 330.22
EUR / KZT - 388.07
CNY / KZT - 49.93
RUB / KZT - 5.60

Половина коррупционных нарушений в сфере образования совершается при финансировании дошкольных организаций - АДГСПК РК

12 декабря 2016, 11:18
9
Фото Турар Казангапов ©
Фото Турар Казангапов ©

50 процентов коррупционных правонарушений в сфере образования совершаются при финансировании дошкольных организаций, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Агентство РК по делам госслужбы и противодействию коррупции.

Согласно результатам социологических исследований, сфера образования занимает высокое место по индексу восприятия коррупции в Казахстане.

"Более 50 процентов коррупционных правонарушений совершается при финансировании дошкольных организаций. Проведенный анализ показал, что в основном они связаны с хищением, злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом. К примеру, в Махтааральском районе Южно-Казахстанской области выявлены факты хищений бюджетных средств в размере более 100 миллионов тенге при реализации госпрограмм "Балапан" и "Развитие образования на 2016-2019 годы", - говорится в пресс-релизе ведомства.

Сообщается, что акимы сельских округов Алиев, Ибрагимов, Калдыбаев, Туршаев, Еримбетов, Бектурсынов, Сатыбалдиев состояли в сговоре с руководителями аффилированных дошкольных учреждений, искусственно увеличив количество воспитанников, перечисляли на их содержание денежные средства, которые впоследствии расхищались.

По данным ведомства, только за период с 2013 по 2015 год выявлено свыше тысячи детей, одновременно числящихся в нескольких дошкольных учреждениях. Наряду с этим выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических норм, практически все детсады не соответствовали установленным требованиям, использовались подложные заключения санитарно-эпидемиологических органов, что в конечном итоге поставило под угрозу жизни и здоровье детей.

"Аналогичные коррупционные преступления пресечены в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской и Костанайской областях. Анализ показал, что основной причиной совершения этих и других преступлений послужило несовершенство правовых механизмов реализации программ. Так, на сегодняшний день отсутствуют единые подходы при размещении госзаказа в дошкольных организациях, что позволяет должностным лицам местных исполнительных органов по своему усмотрению определять порядок конкурсного отбора", - добавили в агентстве.

Также, согласно сообщению ведомства, не регламентированы правовой статус и состав комиссии, порядок ее создания, а также механизмы проведения конкурсов. "К примеру, в Костанае приказ о создании конкурсной комиссии по размещению госзаказа в дошкольных организациях подписан руководителем отдела образования города. При этом в его состав включены исключительно должностные лица отдела без участия общественности и депутатов. Такая ситуация сложилась и в других регионах страны, где составы комиссий утверждаются руководителями различных уровней", - рассказали в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции.

"Анализ реестра госуслуг показал, что вопросам социальной защиты ребенка (рождение и опекунство, воспитание, образование, досуг, содержание и обеспечение) посвящена 31 услуга. Из них предоставляются только в бумажной форме 15 услуг, в электронной и (или) бумажной – 16, исключительно в электронной - 0. Прямой контакт населения с услугодателями способствует системным нарушениям прав граждан и является причиной совершения коррупционных правонарушений", - говорится в пресс-релизе.

Еще одним коррупционным фактором, по данным агентства, является существующая система формирования списка очередности в детские сады.

"В настоящее время постановка ребенка в очередь автоматизирована через веб-портал "Электронного правительства" либо Государственную корпорацию "Правительство для граждан", которые выполняют лишь посредническую функцию. Список до сих пор формируется и контролируется территориальными подразделениями образования и сельскими акимами самостоятельно, что дает им возможность злоупотреблять должностными полномочиями", - сообщает ведомство.

"Другой немаловажной проблемой являются "поборы" в учреждениях образования. Так, на сегодняшний день в детских садах и школах активно функционируют "родительские комитеты", которые занимаются организационными вопросами, в том числе сбором денежных средств. При этом цели, сроки и размеры сборов устанавливаются по усмотрению работников организаций образования", - заключили в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции.

В агентстве подчеркивают, что вопросы защиты прав ребенка, регулируются в основном подзаконными нормативными правовыми актами. "В законе "Об образовании" насчитывается более 250 отсылочных норм, из них порядка 100 касаются дошкольного воспитания и обучения. Это противоречит закону "О правах ребенка", где четко предусмотрено, что государственная политика в интересах детей должна быть основана на законодательном обеспечении прав ребенка, включая право на образование. Более того, закон "Об образовании" с 2007 года претерпел многочисленные изменения и дополнения (более 40 раз), что указывает на несовершенство законодательства", - отметили в АДГСПК РК.

В этой связи агентство настоятельно рекомендует Министерству образования и науки и местным исполнительным органам разработать единый нормативный правовой акт, регламентирующий порядок размещения государственного образовательного заказа, планирования и финансирования дошкольного воспитания и обучения, кардинально пересмотреть механизмы формирования списка очередности в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев максимальную прозрачность и исключение возможности манипулировать внесенными данными, оказывать государственные услуги в сфере дошкольного образования только в электронной форме, публиковать на своих сайтах полную информацию о финансировании учреждений образования, рассмотреть вопрос об упразднении родительских комитетов с активной и широкой реализацией института попечительских советов, а также в целях исключения выявленных коррупционных рисков, повышения качества и конкурентоспособности национального образования, систематизации норм права разработать и принять Кодекс об образовании.

АДГСПК РК считает целесообразным проведение глубокого внутреннего анализа и последующего устранения коррупционных рисков в деятельности дошкольных учреждений.


Нравится
Поделиться
Показать комментарии (9)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц