Ряд нацкомпаний в Казахстане уличили в коррупции
Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции выразило обеспокоенность участившимися фактами коррупции в квазигосударственном секторе, передает Tengrinews.kz.
Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции выразило обеспокоенность участившимися фактами коррупции в квазигосударственном секторе, передает Tengrinews.kz.
В результате проведенного мониторинга Агентством выявлены серьезные коррупционные риски в квазигосударственном секторе.
Анализ показал рост коррупционных правонарушений в данном направлении почти в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом (с 143 до 202).
Здесь в основном преобладают факты хищения, злоупотребления должностными полномочиями, взяточничество при осуществлении закупок и реализации госпрограмм.
К примеру, Антикоррупционной службой изобличены заместитель председателя правления АО "Байтерек Devolopment" Джакупов, руководитель Дирекции по реализации госпрограмм Айтимбетов, управляющий директор Сариев, которые наладили преступную схему по получению взяток от 13 организаций в городах Уральск, Кокшетау, Атырау, Актобе, Тараз, Талдыкорган за лоббирование их интересов при строительстве арендного жилья в рамках госпрограммы "Нұрлы жол".
Коррупционные преступления руководителями "Байтерек Devolopment" совершались в течение длительного времени на системной основе, при этом каждому из них отводилась определенная роль.
В рамках госпрограммы "Нұрлы жол" "Байтерек Devolopment" определен основным оператором по строительству арендного и кредитного жилья для социально уязвимых слоев населения.
По данным агентства, одним из главных предпосылок создания коррупционных рисков в АО "Байтерек Devolopment" являлось право самостоятельно устанавливать порядок отбора застройщиков и определять им соответствующие требования.
Анализ выявил целый ряд дискреционных и коррупциогенных норм в деятельности "Байтерек Devolopment": прием заявок от застройщиков осуществляется исключительно напрямую путем обращения в АО (в бумажном формате); необоснованно определен значительный перечень представляемых документов (всего 43); процесс рассмотрения документов сведен к прохождению многочисленных этапов, при этом оператор наделен правом отправить проект на доработку либо вообще отказать в его рассмотрении; состав Комиссии по отбору проектов состоит исключительно из руководителей и представителей заинтересованных подразделений АО.
Искусственно созданные барьеры, отсутствие открытости, широта дискреционных полномочий безусловно явились условиями для коррупции.
"Аналогичные преступления с участием первых руководителей пресечены в госкорпорациях "Астана ЭКСПО-2017", АО "НК"СПК "Астана", СПК "Жетысу", АО "КТЖ", АО "Казахтелеком", АО "Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос", АО "КазМұнайГазӨнімдері" и другие", - говорится в сообщении агентства.
Анализ показал, что из всех зарегистрированных коррупционных преступлений в квазигосударственном секторе 55 процентов (112) совершается в рамках закупок. Первопричиной сложившейся ситуации стало отсутствие единых подходов при осуществлении закупок, информационно-аналитической платформы, недостаточный уровень прозрачности, преобладание административных способов регулирования.
Вместе с тем документы не проходят процедуры публичного обсуждения, согласования, проведения экспертизы, регистрации в органах юстиции как нормативные правовые акты. Их разработка и утверждение отданы на откуп самим холдингам и компаниям.
В системе закупок квазигоссектора практически отсутствуют механизмы контроля, не отслеживается ход их проведения и не публикуются результаты, заявки в отдельных компаниях по-прежнему принимаются в бумажном формате.
"Учитывая изложенное, в целях исключения коррупционных рисков в данной сфере предлагается: кардинально пересмотреть подходы по проведению закупок в квазигосударственном секторе с разработкой отдельного нормативного правового акта и внедрением современных механизмов электронных закупок; провести масштабную ревизию всех внутренних документов национальных холдингов и компаний, регламентирующих порядок расходования государственных средств, путем создания специальной рабочей группы из числа представителей заинтересованных госорганов, субъектов квазигосударственного сектора и НПП "Атамекен".
А также распространить нормы закона "О правовых актах" о порядке разработки, обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие и опубликования на внутренние документы квазигосударственного сектора; рассмотреть вопрос о проведении аудита финансово-хозяйственной деятельности всех субъектов квазигосударственного сектора, комплексного анализа национальных компаний и их дочерних организаций на предмет эффективности, прибыльности и результативности; внести соответствующие изменения в Правила отбора и финансирования проектов жилищного строительства в рамках программы "Нұрлы жол", исключающие коррупционные и дискреционные нормы, предусмотреть механизмы открытости и прозрачности принимаемых решений с внедрением института общественного контроля.