14 января 2021 | 11:00

Magnum запустил пилотный проект с использованием больших данных

Крупнейшие торговые сети мира используют большие данные в борьбе за покупателя. Современные технологии дают возможность отказаться от старой модели удовлетворения среднего спроса и сделать каждому покупателю персональное предложение. Достижения в этой сфере выглядят порой фантастически. Так, например, в Amazon настолько точно научились прогнозировать покупки, что высылают покупателю товар еще до поступления заказа. Когда клиент делает заказ, товар уже находится рядом с его домом и доставляется мгновенно.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Крупнейшие торговые сети мира используют большие данные в борьбе за покупателя. Современные технологии дают возможность отказаться от старой модели удовлетворения среднего спроса и сделать каждому покупателю персональное предложение. Достижения в этой сфере выглядят порой фантастически. Так, например, в Amazon настолько точно научились прогнозировать покупки, что высылают покупателю товар еще до поступления заказа. Когда клиент делает заказ, товар уже находится рядом с его домом и доставляется мгновенно.

Компания Walmart также старается не отставать от своего конкурента в погоне за покупателем: такие примеры, как увеличение закупок пива и клубничных пирогов перед ураганами, стали хрестоматийными. Walmart объявила курс на технологизацию и цифровизацию: в последние годы компания много инвестирует как в развитие внутренних ресурсов, так и покупку стартапов, разрабатывающих решений на BigData и искусственном интеллекте.

Реклама
Реклама

Подобные примеры есть и у других международных компаний. В Казахстане драйвером цифровизации в торговле является крупнейшая розничная сеть Magnum. Какие данные использует компания и что это дает покупателям, мы спросили у старшего менеджера проектного офиса Magnum Сакена Шаяхметова.

- Когда Magnum начал использовать большие данные?

- Мы давно работаем с большими данными. Но сейчас выходим на новый уровень. В 2019 году мы запустили программу лояльности. Покупатели оформляют карточку и скачивают мобильное приложение Magnum Club. Теперь мы можем более точно составить портрет покупателя: где и когда он делает покупки в нашей сети, как реагирует на акции и новинки, какие бренды предпочитает и т. д. Это помогает лучше подбирать ассортимент для каждого конкретного магазина. Более того, теперь мы анализируем историю покупок каждого покупателя и вскоре сможем делать персональные предложения. Например, если человек постоянно покупает вегетарианские продукты, мы предложим ему скидку на овощи и фрукты. Если регулярно приезжает за Pampers, порекомендуем детское питание или подгузники по специальной цене, какие-то новинки, если человек склонен пробовать что-то новое или реагирует на акции больше других.

Система персональных рекомендаций появится уже в этом году. Мы ее постоянно будем дорабатывать и развивать.

- Как вы будете сообщать покупателю о своем предложении?

- Мы отправляем в мобильном приложении пуш-уведомления об акционных товарах. Сейчас это уведомление одинаковое для всех покупателей. А в будущем будет для каждого своё. Кроме того, на главной странице приложения вскоре появятся персональные баннеры. Не заходя в раздел уведомлений, покупатель сразу будет видеть специальное предложение, сформированное на основе его предпочтений.

Если человек не пользуется приложением, но имеет нашу карту лояльности, мы отправляем ему SMS с такой же информацией.

Отправляя сообщение, важно правильно выбрать не только нужные человеку товары, но и удобное для него время. Например, мы видим, что в субботу утром вы обычно закупаете продукты на неделю. Поэтому отправим вам специальное предложение как раз к этому времени.

- Вы прямо по имени к каждому покупателю обращаетесь?

- Мы не запрашиваем у покупателей паспортные данные. Когда человек оформляет карточку, он может написать в графе "Имя" любой набор символов. Например, люди указывали в анкетах такие имена, как GGG, Gucci, Gif, Honeeeey, Ice Cream, It's Not Me, Lord Voldemort, Lol Roflov Lmaoevich и даже Magnum. Мы идентифицируем покупателя только по номеру телефона, к которому привязана его карточка, поэтому даже в персональных обращениях будем писать просто "Уважаемый покупатель!".

- Что это дает самой компании?

- Чем больше мы знаем о покупателе, тем лучше и точнее сможем сформировать продуктовое и ценовое предложение. Во всем мире аналитика больших данных помогает компаниям повысить финансовые показатели за счет более точного ответа на запросы покупателей. Например, в Amazon персонализированная система рекомендаций увеличивает доход компании до 30 % в год. Walmart заявляет, что их модель с рекомендациями исходя из данных социальных сетей повышает вероятность покупки на 10 %.

На первых пилотных проектах мы уже видим положительный результат. Надо еще проводить эксперименты, подтверждать результат и уточнять модель. Но уже сейчас мы можем говорить, что только от повышения информированности покупателей об акциях на конкретные товары рост трафика составляет до 0,3-0,5 процентного пункта. Это хорошие цифры для розницы.

Мы начинаем запускать первые пилоты по персональным предложениям. Пока мы тестируем одну механику - повышенный бонус на определенные товары, но будут и другие (например, скидка). Как это работает: вы получаете в приложении Magnum Club уведомление о том, что персонально вам до такого-то числа при покупке определённых товаров будут начислены повышенные бонусы. И мы сейчас работаем над тем, чтобы наша модель позволяла формировать такие предложения, от которых будет очень трудно отказаться. Так что я призываю всех регистрироваться в программе лояльности Magnum Club и ловить выгодные индивидуальные предложения.

- Какие данные использует Magnum?

- Ежедневно покупатели совершают в Magnum до 300-400 тысяч покупок. В месяц это до 12 миллионов чеков, или до 120-150 млн строк, даже без учета всех характеристик и параметров товаров, которые нам доступны. По чекам мы видим, когда, где, какие товары, в каком количестве, по какой цене, в каком сочетании были куплены. Это огромная база для анализа. Причем очень качественная и чистая, мало какая индустрия имеет такое преимущество, как необходимость минимальных усилий по очистке и подготовке данных для анализа.

У нас уже есть работающая система ценообразования, основанная на инструментах машинного обучения. Она позволяет рассчитать оптимальную величину наценки на товар. Если цена высокая, покупатель уйдет. Если слишком низкая, магазин будет работать в убыток. Золотая середина меняется в зависимости от истории покупок, региона, сезона, погоды, дня недели, промоакций партнеров, расположения магазина, мониторинга конкурентов и т. д. Мы еще не на уровне Walmart или Amazon (где цены меняются в среднем каждые 10 минут), но мы постоянно совершенствуем этот инструмент ценообразования, чтобы покупатель мог всегда совершать выгодные покупки в Magnum. Благодаря этому уже сейчас средняя потребительская корзина у нас на 5-7 % дешевле, чем в среднем по рынку. Это потрясающе интересная исследовательская работа, где мы закладываем разные параметры, тренируем модель с разными данными, уточняем, пробуем новое.

Вся информация хранится в защищенной базе данных Magnum на сервере, который физически находится на нашей территории. Мы никогда не передаем данные в облако, доступ к информации ограничен. Мы к информационной безопасности относимся очень ревностно и бдительно.

- Сейчас у вас два мобильных приложения – Magnum Club и Magnum Go. Какую информацию вы получаете из этих каналов?

- Изначально никто не собирался делать два приложения. В прошлом году мы запустили приложение Magnum Club (с программой лояльности) и планировали в это же приложение добавить интернет-магазин. Но весной грянул карантин, нужно было срочно обеспечить людям возможность делать покупки не выходя из дома. Технически было намного проще запустить отдельно Magnum Go отдельно, без интеграции с Magnum Club. Мы сделали это очень быстро, почти без подготовки, и вот уже больше полугода покупатели заказывают у нас продукты онлайн, с доставкой до дверей. Но в ближайшие месяцы мы, как и планировали, соберем все свои сервисы вместе, в одном омниканальном приложении.

Через приложения мы получаем дополнительную информацию о предпочтениях. Это еще один ключик к пониманию того, чего хотят покупатели. Например, мы видим, что средний чек онлайн-покупок выше, чем чек в обычном магазине. Больше доля непродовольственных товаров в общем объеме покупок. Часто заказывают онлайн с доставкой на дом что-то тяжелое, объемное, в больших упаковках или просто в большом количестве.

Но люди по-прежнему приходят в обычные магазины, чтобы лично выбрать овощи, фрукты, мясо и другие продукты на развес. Кроме того, в офлайне люди лучше реагируют на акции. Потому что в торговом зале промоактивности заметнее и интереснее, чем на экране смартфона.

Что самое интересное, не происходит разделения покупателей на онлайн и офлайн. Люди используют оба канала в зависимости от ситуации. С Magnum Go покупатели получили еще один удобный способ совершения выгодных покупок с Magnum.

- Как вы начали заниматься большими данными? У вас есть специальное образование?

- Я учился в гимназии в Костанае, любимым предметом была геометрия. В геометрии много логики, мне нравилось находить разные пути решения одной и той же задачи. После школы поступил в МГИМО (Московский государственный институт международных отношений), на факультет международного бизнеса и делового администрирования. Но там мне быстро стало скучно, и я перевелся на факультет международных экономических отношений, где было больше математики и статистики.

Сразу после института устроился в московский офис PricewaterhouseCoopers. Сначала работал в налоговом отделе, где нужно было поглощать большой объем информации, делать расчёты и предлагать решение, оптимальное с точки зрения как права, так и экономики. Но эта работа была довольно однообразной, мне хотелось чего-то более интересного. Поэтому после перехода в казахстанский офис PWC я переключился на финансовый анализ и консалтинг. Это был интереснейший опыт, я вел самые разнообразные проекты, работал со многими публичными и частными компаниями.

Через несколько лет я поступил на MBA в Университет Дьюка и на два года уехал учиться в США. От всего процесса обучения там я получал огромный кайф! Старался брать максимальную нагрузку и, по сути, за два года получил знания как на четырехгодичной программе обучения. Попутно получил STEM-сертификат: для этого изучил несколько технических дисциплин, освоил языки программирования и инструменты анализа данных, занимался анализом временных рядов, продвинутой статистикой, эконометрикой. Причем все эти курсы были бизнес-направленности, мы решали реальные задачи бизнеса, применяя эти аналитические инструменты.

- Где вы нашли применение этим знаниям?

- Я снова отправился в Москву, работал в компании Boston Consulting Group (BCG). Это была очень сильная школа. Но я практически жил на работе и однажды понял, что не готов совсем не видеть свою жену и детей и постоянно летать по командировкам. Поэтому стал рассматривать работу в других сильных компаниях. Партнеры из BCG рассказали мне о Magnum, меня заинтересовала компания и ее масштабные задачи.

В Magnum я работаю уже больше года. За это время, чтобы лучше узнать компанию, работал над разными проектами, в разных отделах. Я увидел, что в некоторых случаях нам трудно понять, почему, например, снизился или вырос трафик в определенном магазине. Какие-то вещи порой кажутся совершенно необъяснимыми, но я уверен, что все это можно просчитать. Поэтому я предложил программу развития BigData.

- Судя по вашей биографии, у вас есть постоянная тяга к новым знаниям. Планируете дальше учиться анализу данных?

- Да, у меня есть потребность учиться, постоянно загружать мозг новыми трудными задачами. Я посмотрел, какие университеты в мире дают именно фундаментальные знания в части анализа больших данных, технологий, инжиниринга. Выбрал для себя один из топовых технологических американских университетов - Georgia Tech - и поступил на онлайн-программу Master of Science in Computer Science, направление Machine Learning. Этот университет одним из первых в мире еще в 2014 году запустил онлайн-обучение, чтобы сделать топовое образование доступным. Поэтому я смогу учиться удаленно, в свободное от работы время.

Я вижу огромный потенциал для применения этих знаний в крупнейшей казахстанской розничной сети. Уверен, что в перспективе ближайших десяти лет здесь точно не будет скучно!

Партнерский материал
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная