Казахстанцев обманули при организации паломничества: десятки человек остались без денег и жилья в Мекке, передает Tengri Travel.
Что рассказали казахстанцы
На наш редакционный WhatsApp-номер обратились читатели, якобы пострадавшие от действий турфирм, обещавших организовать поездки на умру - малое паломничество в Мекку и Медину. Люди доверились рекламе, заплатили крупные суммы и в итоге столкнулись с обманом.
Qazaq Travel
Один из паломников, попавших в сложную ситуацию с турами в Саудовскую Аравию, рассказал о схеме, по которой, по его словам, были обмануты десятки людей. Айбек Нурмуханов утверждает, что он и его брат оплатили тур в Мекку через компанию Qazaq Travel, однако поездка так и не состоялась, а деньги до сих пор не возвращены.
"Нас было около 40–50 человек, которые собирались лететь на умру через компанию Qazaq Travel. Но нас так никуда и не отправили, а деньги до сих пор не вернули. Компания частично вернула только около 20 процентов от всей суммы - и то после того, как директор был задержан. Остальные деньги по сей день не возвращены", - рассказал Айбек.
По его словам, отец директора компании известный айтыскер. Пострадавшие опасаются, что из-за известной фамилии дело может быть замято.
"Мы боимся, что из-за публичности этой семьи дело могут "прикрыть", а справедливости не будет. Мы обращаемся через СМИ, потому что сами не можем добиться результата", - добавил мужчина.
Айбек уточнил, что тур был оплачен заранее, в полном объеме - за двоих человек он перевел 1 миллион тенге.
"Мы должны были лететь в апреле. Деньги собрали с нас заранее. В первую очередь, ты думаешь о вере, о паломничестве, и не предполагаешь, что можешь стать жертвой мошенников", - поделился он.
Как уточнил мужчина, он сам находится в Атырау, а его брат - в Алматы. Тур должен был стартовать из Алматы, поэтому многим пострадавшим из других городов, по его словам, сложно лично приезжать и разбираться на месте.
"Мы создали группу из пострадавших, где собрали информацию о потерянных деньгах. Общая сумма, по нашим подсчетам, - около 23 миллионов тенге. Но это, скорее всего, не окончательная цифра. В группе могут быть не все пострадавшие. Некоторые люди просто не знали о нашем чате", - отметил он.
По его словам, у многих имеются чеки, а у некоторых - и подписанные договоры. Сам он передал деньги двумя частями: 200 000 тенге - по договору, и еще 800 000 - без договора, но с подтверждением перевода.
"К сожалению, на оставшуюся сумму договор мне не выдали. Я просто поверил. Но, как потом выяснилось, многие оказались в той же ситуации. При этом представители компании тогда уверяли: если есть чек, этого достаточно для возврата", - рассказал Айбек.
Мужчина утверждает, что в апреле пострадавшие начали собираться у офиса турфирмы и требовать объяснений. На встрече, по его словам, лично присутствовал известный айтыскер.
"Он пришел сам и сказал: если есть чек - деньги вернут. Пообещал, что в течение нескольких дней все получат возвраты. Но прошел уже почти месяц, и никто ничего не получил. Сейчас никто из них даже не выходит на связь", - добавил Айбек.
Он также отметил, что многие пострадавшие, особенно из Алматы, уже обратились в полицию - в частности, в Ауэзовское РОВД. По его информации, заявления начали поступать примерно с 12 апреля. Однако часть паломников, проживающих в других городах, таких как Шымкент, Астана, Актау и Атырау, пока не подали официальные жалобы.
M&M Travel
История другого читателя, Романа, подтверждает масштабы проблемы. Он с группой из 40 человек воспользовался услугами турфирмы ИП M&M Travel, также базирующейся в Алматы. Условия тура выглядели привлекательно: прямые перелеты, 4-звездочный отели, трансфер, питание, экскурсии, визовая поддержка и даже специальный набор паломника. Стоимость составляла от 600 до 900 тысяч тенге. Семья Романа заплатила за двоих 2400 долларов (около 1,2 миллиона тенге).
По его словам, вылет переносился несколько раз - с 20 на 21, а затем на 22 марта. Несмотря на сложности, паломники все же прибыли в Медину.
"Однако сразу начались проблемы - отель оказался не оплачен. Мы ждали в холле несколько часов, пока нас заселят. В Мекке - такая же ситуация. А под конец поездки нас просто выселили из номеров за неуплату. Мы ночевали в холле. Среди нас были пожилые, одна бабушка - незрячая", - рассказал Роман.
Представители турфирмы, по его словам, на связь не выходили. Некоторым пришлось обращаться к родственникам за деньгами, чтобы купить обратные билеты.
"Нас спасло только то, что подключились представители Генерального консульства Казахстана в Джидде. Благодаря им мы смогли вернуться домой", - поделился он.
Несмотря на испытания, Роман отметил, что паломничество состоялось.
"Но опыт сотрудничества с турфирмой стал настоящим уроком. Мы хотим предостеречь других: тщательно проверяйте компанию, заключайте официальный договор, не доверяйте рекламе без подтверждений", - подчеркнул он.
Чтобы уточнить информацию о жалобах казахстанцев на неудачные поездки в Саудовскую Аравию, организованные Qazaq Travel и ИП M&M Travel, мы отправили официальные запросы в компетентные органы.
Что рассказали в полиции
Пресс-служба Министерства внутренних дел Казахстана подтвердила, что по данному факту ведется расследование, однако в соответствии со статьей 201 Уголовно-процессуальное законодательства Казахстана подробности не разглашаются.
Что рассказали в Министерствах
Комитет индустрии туризма
В комитете индустрии туризма Министерства туризма и спорта сообщили, что ТОО Qazaq Travel действительно числится в государственном реестре как туроператор с лицензией, охватывающей выездной, въездной и внутренний туризм. Однако на фоне обращений граждан Управлением туризма города Алматы подан иск о прекращении туроператорской деятельности компании. Судебное разбирательство по этому делу продолжается.
"В комитете отсутствуют сведения касательно ИП M&M Travel", - добавили в ведомстве.
Комитет также отметил, что ранее, благодаря их взаимодействию с правоохранительными органами, были инициированы уголовные преследования руководителей Zam Zam Qazaqstan (Zam Zam Store) и Kausar Travel, которые занимались схожей деятельностью.
Комитет по делам религий
В Комитете по делам религий Министерства культуры и информации отметили, что в соответствии с принципом светскости, организация хаджа осуществляется через Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). С ним ежегодно заключаются соглашения с Министерством хаджа и умры Саудовской Аравии, где определяются квоты, порядок отбора туроператоров и иные требования.
"На 2025 год КСА выделило Казахстану 4500 квот. Учитывая, что хадж совершают более двух миллионов человек в короткие сроки, особое внимание уделяется вопросам безопасности и соблюдению установленных процедур", - отметили в ведомстве.
По результатам конкурса определен перечень лицензированных туроператоров, допущенных к организации хаджа. В список включены 15 компаний:
- "Хикмет Тревел";
- "Аль-Маруа";
- "Атлас Туризм";
- "Хидаят-Нур";
- Qazaq Sapar;
- Tawaf Travel;
- Mina Travel;
- "Сембекова И К";
- Nurkhan Travel;
- Sanabl Kz;
- Delta Tour;
- Robinzon Kz;
- "Ордабасы - НЖ";
- "Қызмет Саяхат";
- "Иман Travel Тур".
Отметим, что Qazaq Travel и M&M Travel в этом списке не значатся.
"ДУМК проводит обязательный инструктаж паломников по правильному совершению ритуалов хаджа. Организация паломничества осуществляется с соблюдением законодательства Казахстана и международных норм", - поделились в ведомтсве.
Что касается умры, то ее организация не регулируется так строго, как хадж, и осуществляется частными компаниями. Вся ответственность в таких случаях ложится на туроператора.
Министерство иностранных дел
Министерство иностранных дел отметило, что в случае затруднений за рубежом казахстанцы могут рассчитывать на помощь консульских служб. Контактные данные размещены на сайте МИД.
"Вопросы обеспечения защиты прав и интересов граждан Казахстана за рубежом - одно из приоритетных направлений работы нашего ведомства. В случае попадания в затруднительную ситуацию соотечественники могут обратиться в ближайшее загранучреждение Казахстана, где им будет оказана необходимая консульско-правовая помощь.
Граждане Казахстана, планируя выезд за рубеж, должны самостоятельно изучать правила пребывания иностранных граждан на территории той или иной страны, и, в особенности, с действующими в них ограничениями. При поступлении обращений от соотечественников, попавших в затруднительную ситуацию за рубежом, им своевременно оказывается необходимая консульско-правовая помощь в рамках законодательства Казахстана", - поделились в ведомстве.
Что делать туристам
Эксперты напомнили: при возникновении конфликтных ситуаций с турфирмами граждане могут:
- требовать возврата средств или перебронирования тура на основании договора;
обращаться в суд по гражданско-правовому порядку; - в случае подозрения на мошенничество - подавать заявления в полицию.
Также на сайте Министерства туризма и спорта доступны актуальные реестры туроператоров и турагентов, с которыми можно свериться перед покупкой тура.
В МВД дали рекомендации по мерам безопасности, чтобы не стать жертвой мошенников и не потерять деньги:
- Проверьте лицензию и репутацию фирмы. Официальные туристические фирмы, занимающиеся организацией таких поездок, должны иметь государственную лицензию. Изучите отзывы клиентов. Туроператоры должны предоставлять туркод каждому туристу.
- Не доверяйте слишком низким ценам. Если предложение выглядит слишком заманчиво, скорее всего, оно связано с мошенничеством. Сравните цены у разных турфирм и убедитесь, что стоимость соответствует рыночным расценкам.
- Проверка документов и договора. Тщательно читайте все контракты, прежде чем подписывать их. Внимание к мелким деталям поможет избежать неприятных сюрпризов в будущем. Если вам что-то непонятно, не стесняйтесь проконсультироваться со специалистом.
- Обратите внимание на контактные данные. У надежной турфирмы всегда есть контактные телефоны, электронная почта и действующий адрес. Мошенники могут скрываться за виртуальными страницами без четкой контактной информации.
- Подробно изучите программу тура. Узнайте, что входит в стоимость тура (перелет, жилье, транспорт, питание, медицинская страховка и прочие услуги). Убедитесь, что все необходимые расходы учтены и не будет скрытых платежей.
Ранее семьдесят паломников из Алматы и Шымкента не попали на хадж, они заплатили миллионы за поездку в Мекку и Медину, туристическая компания неожиданно объявила себя банкротом.
Читать также: МИД ответил на сообщения о “дискриминации казахстанцев“ в Грузии