15 июля 1970 года был пущен в серию автомобиль ГАЗ-24 "Волга". Легендарный автомобиль во всех смыслах, разошедшийся тиражом почти 1,5 миллиона экземпляров (включая все модификации и ГАЗ-2410). Безусловно, знатоки автомобильной истории, взглянув на дату, могут возразить, так как первые "двадцать четверки" вышли на дороги еще в 68-м. И будут правы. Но не во всем!
15 июля 1970 года был пущен в серию автомобиль ГАЗ-24 "Волга". Легендарный автомобиль во всех смыслах, разошедшийся тиражом почти 1,5 миллиона экземпляров (включая все модификации и ГАЗ-2410). Безусловно, знатоки автомобильной истории, взглянув на дату, могут возразить, так как первые "двадцать четверки" вышли на дороги еще в 68-м. И будут правы. Но не во всем!
Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже очень давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.
Да, "новые волги" производились и раньше 1970 года, но лишь мелкими товарно-опытными партиями.
Фото: журнал QAZ-Auto
А вот полноценное производство стартовало именно 55 лет назад. Тогда в торжественной обстановке на заводе "ГАЗ" был выпущен последний экземпляр "ГАЗ-21", за которым по конвейеру пошёл первый серийный "ГАЗ-24".
Фото: журнал QAZ-Auto
Обойти стороной такую дату — для меня автожурналиста — было просто невозможно. Поэтому 19 июля 2025 года я стоял перед белоснежной "двадцать четверкой". Правда, не 1970 года, а уже 1983-го. Но сути это не меняло — "ГАЗ-24" прожил долгую конвейерную жизнь и, по правде говоря, за все это время сильно не менялся.

Фото: журнал QAZ-Auto
Открывая дверь, взявшись за хромированную ручку "под естественный хват", я вспомнил детство — у отца по службе была такая же "Волга" и тоже белая. Даже помню номер — "10-44 ДЖА".
Фото: журнал QAZ-Auto
За руль меня, конечно же, никто не пускал ввиду малого возраста. Но это было и не нужно – в те редкие моменты, когда удавалось прокатиться с отцом, мне доставляло удовольствие одно то, что я уже нахожусь в салоне этого автомобиля. А сейчас у меня есть возможность не только сесть за руль, но и поездить на этом прекрасном автомобиле по городским улицам.

Фото: журнал QAZ-Auto
Дверь закрылась с характерным металлическим звоном. Тонкий обод рулевого колеса, чей диаметр, как мне показалось, равен ширине моих плеч, прекрасно лёг в руки. Нахожу "нейтраль" при помощи "размашистой" кулисы механической коробки передач.
Фото: журнал QAZ-Auto
Поворачиваю ключ небольшого размера в замке зажигания и по совету хозяина машины — Ахмета — начинаю "подгазовывать" (прерывисто давить на педаль газа). Вот он — запуск бензинового четырехцилиндрового сердца, звук которого не спутать со звуками других советских авто.
Хромированная рукоять стояночного тормоза, расположенная под передней панелью справа от руля, повернута вниз и задвинута вглубь. Можно ехать!
На первой передаче нужно только трогаться, после чего сразу переходить "на вторую". Тахометра нет, поэтому переключения нужно делать, опираясь либо на изменение звука работающего двигателя, либо на показания спидометра. Я выбрал второе, ведь машина для меня новая. Третью передачу лучше включать уже на 30 километров в час, а четвертую (она же последняя) – на 50-ти.
Фото: журнал QAZ-Auto
Работать рулём приходится больше обычного — для полного выворота руля в одну сторону (от центрального положения) нужно сделать три оборота. От упора до упора — шесть оборотов. Но это не страшно. Да, нужно больше крутить, но это же не "кирпичи таскать". Даже при условии, что нет усилителя. Передачи включаются чётко.
"Перегазовки" и дополнительные выжимы педали сцепления не нужны. Поначалу я передвигал кулису коробки по нужной траектории резкими рывками (по привычке делал так, как приходилось делать на Lada Niva), но потом понял, что можно делать всё то же самое спокойно.
Обзорность у "Волги" великолепная — если говорить о зоне остекления. Если же о зеркалах — то не очень. С пассажирской стороны зеркала заднего вида нет — не предусмотрено конструкцией. С водительской есть, но оно небольшое.

Фото: журнал QAZ-Auto
Салонное зеркало выручает, но не сильно. В таких машинах нужно приучать себя чаще крутить головой. Что тоже неплохо — небольшая зарядка для шеи.
Посадка за рулём, которую часто критикуют из-за рулевой колонки, слегка смещённой влево, лично мне неудобной совсем не показалась. Да, хотелось, чтобы продольная регулировка кресла была чуть больше (чтобы ещё немного вытянуть ноги), но в остальном – всё нормально.
Кстати, хозяин машины пользуется "Волгой" повседневно и говорит, что пересаживаться с неё на другие свои автомобили не хочет. А пересаживаться ему есть на что: Hyundai Palisade и Mercedes-Benz C-klasse.
Про динамику сорокадвухлетнего авто сказать нечего — больше 55 километров в час не разгонялся. Уверен, "Волга" без труда сможет и 80, и 100 километров в час, но передвигались в городской черте по дорогам с загруженным трафиком.
Фото: журнал QAZ-Auto
Кто-то обгонял, с кем-то ехали вровень. Главное – никому не мешали, да и нам помех никто не создавал. Водители в соседних машинах с пониманием относятся к таким авто: кто-то посигналит, кто-то поднимет большой палец вверх. Чувствуется, что такие машины поднимают настроение.
Фото: журнал QAZ-Auto
Хотелось ездить ещё и ещё. Но отвлекать и дальше Ахмета от его повседневных дел, для которых он использует ретро-автомобиль, было бы неправильно. Вот впереди кольцо дорожной развязки — сначала по нему, а затем назад к месту, где мы договаривались о встрече. Возвращаясь, ехал гораздо увереннее. Как-то быстро я нашёл общий язык с "Волгой". Возможно, потому что мы ровесники. А может, потому что "Волга" — это очень хороший и покладистый автомобиль!
В заключение хочу выразить благодарность всем тем, кто хранит, восстанавливает и поддерживает в исправном состоянии классические автомобили. Немецкие, советские или американские – не важно. Ведь все они – это часть времени, ставшего историей. Того времени, когда мы были молоды или были молоды наши родители.
Фото: журнал QAZ-Auto
Ранее в нашей рубрике мы писали:
- Тест-драйв очень редкого внедорожника в Казахстане Willys MB
- ГАЗ-21: тест-драйв самого легендарного советского автомобиля
- Cadillac из пенопласта и диван из Mercedes: невероятная история энтузиаста из Тараза
- Построить джип самому: история алматинца Саната Салыкова
- Гараж, в котором живёт история: в гостях у коллекционера из Алматы