Активные рассуждения об одном из величайших казахских писателей не утихают уже многие десятилетия. В мельчайших деталях вспоминается каждая сторона пути Мухтара Ауэзова: творчество, карьера, личная жизнь…
Активные рассуждения об одном из величайших казахских писателей не утихают уже многие десятилетия. В мельчайших деталях вспоминается каждая сторона пути Мухтара Ауэзова: творчество, карьера, личная жизнь…
К нашему счастью, до сегодняшнего дня нетронутой оставалась лишь тема, которая напрямую связана с основной спецификой нашего журнала - автомобилями Мухтара Омархановича.
Tengri Auto совместно с Республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает цикл материалов про автомобили известных личностей.
Ауэзов: жизнь, творчество, автомобили
История первая. Неудачная попытка
Думаю, ни для кого не секрет, что для Ауэзова изучение творчества видного казахского поэта Абая Кунанбаева стало важной вехой в его биографии. С такой скрупулезностью к изучению трудов великого мыслителя, да и жизни в целом, до Мухтара Омархановича никто не подходил. Такая работа требовала много сил и терпения. Чего стоили одни только поездки, отнимавшие огромное количество времени, но без которых работа не шла.
Во всем этом неоценимую помощь мог оказать собственный автомобиль, который Ауэзов решил приобрести в 1947 году. На тот момент в СССР на выбор было доступно всего два автомобиля: "Москвич-400" (автомобиль малого класса) и "Победа" (автомобиль среднего класса).
В те годы каждый из этих автомобилей являлся символом светлого и безоблачного будущего - можно сказать, мечтой! Но если "Москвич" на момент начала производства был устаревшей моделью, так как являлся копией довоенного Opel Kadett, то ГАЗ-М20 (такой заводской индекс имела "Победа") для конца 40-х был вполне современным автомобилем и легко мог составить конкуренцию многим европейским одноклассникам.
"Победа" на фоне "Москвичей" и прочих трофейных авто была настолько хороша, что стала героиней множества фильмов и народных анекдотов. А сколько она породила небылиц… Согласно самой известной из них, во время проектирования автомобиль сначала назвали "Родиной", и это привело к конфликту со Сталиным, который при осмотре ходового образца задал вопрос: "… и за сколько будете продавать Родину?".
Но оставим байки и вымыслы для других материалов, а сейчас вернемся к основной теме.
Выбор Мухтара Омархановича тоже пал на "Победу", как на лучшее из того, что можно было купить. Необходимая сумма в размере шестнадцати тысяч рублей, а также документ, в котором говорилось, что для продажи автомобиля М. Ауэзову препятствий нет, были отправлены на автозавод в город Горький (Нижний Новгород). После оставалось только ждать известия о том, что автомобиль собран, купить билеты, поехать на завод и гнать машину домой своим ходом - иного пути приобретения тогда не было.
Но именно в этот момент в историю с приобретением автомобиля вмешался случай, больше известный как "Первая послевоенная денежная реформа". Суть реформы заключалась в следующем: в течение 14 дней, начиная с момента объявления, все граждане Советского Союза должны были обменять имеющиеся на тот момент у себя деньги на деньги нового образца. Курс обмена оказался по-настоящему грабительским! Для людей, обменивавших сумму менее трех тысяч рублей, старые деньги на новые менялись по принципу один к одному. При обмениваемой сумме от трех до 10 тысяч давали только по два новых рубля за каждые три старых. А сумму, превышающую 10 тысяч, и вовсе меняли по курсу: один новый рубль за три старых. При этом все цены в стране оставались на прежнем уровне. В результате этого деньги Мухтара Ауэзова, находившиеся к тому времени на заводе, но еще не успевшие воплотиться в новый автомобиль, утратили две трети.
История вторая. Долгожданное приобретение
После завершения реформы деньги, которых теперь было недостаточно для покупки "Победы", были высланы бухгалтерией автозавода обратно в Казахстан - Мухтару Омархановичу. Вопрос о приобретении автомобиля Ауэзовым был отложен. Время для очередной попытки купить себе машину наступило лишь через два года - в 1949-м. Этому предшествовало знаковое событие, произошедшее годом ранее.
Несмотря на трения с властями, в 1948 году Мухтар Омарханович получил одну из высших наград в СССР - Сталинскую премию первой степени (немыслимую по тем временам сумму в размере ста тысяч рублей) за роман "Абай", который впоследствии ляжет в основу эпопеи "Путь Абая". Эта книга переводилась с казахского на другие языки мира, ее отрывки публиковались в прессе, а Ауэзов, который к тому времени уже являлся доктором филологических наук, профессором и академиком, получил всесоюзную известность.
Лучшего времени для осуществления давней мечты просто не придумать! И уже меньше чем через год новенькая "Победа" бежевого цвета с регистрационным номером "ШВ 50-43" стала собственностью писателя. Кстати, на этот раз за машиной не пришлось ехать на завод, ведь к 1949 году в городе Алма-Ата (Алматы) был открыт первый автомагазин. Еще одним плюсом приобретения автомобиля со второй попытки стало то, что в 1948 году "Победа" прошла серьезную модернизацию, в ходе которой были устранены многие технические недоработки, присущие автомобилям первых лет выпуска. Машина стала надежнее, легче в управлении, проще в обслуживании и обзавелась полезными новшествами, вроде отопителя салона (в ранних "Победах" обогревать салон было нечем).
История третья. Ничего не боясь
Несмотря на признание таланта и заслуженную известность, жизнь писателя спокойной назвать было трудно. Некоторым людям, с которыми Мухтар Омарханович был вынужден регулярно пересекаться, не давал покоя творческий успех Ауэзова. Многие просто завидовали его образу жизни. И это не удивительно. Человек, у которого была хорошая квартира, новый большой дом, собственный автомобиль, сильно выделялся и, следовательно, вызывал зависть. По этим причинам в 1952 году тучи над головой Мухтара Омархановича начали сгущаться. Сначала была опубликована обвинительная статья в газете "Правда". За ней последовало увольнение из университета и лишение всех званий. А точку в этой истории должен был поставить арест, которого писатель избежал, успев покинуть Казахстан.
Следующие два года он скрывался в Москве – самом густонаселенном городе Советского Союза. Там же, в Москве, он завершил работу над продолжением своего главного произведения. Ситуация для писателя в корне изменилась в 1953 году. После смерти Иосифа Джугашвили, известного под псевдонимом Сталин, и ареста его ближайшего соратника Берии все уголовные дела в отношении деятелей культуры, науки и медицины были прекращены. На родину Ауэзов вернулся в 1954 году. Здесь писателя ждали восстановление в прежних должностях, а также избрание депутатом Верховного Совета Республики. Пришло время налаживать быт и начинать вести спокойную жизнь, пользуясь плодами своего труда
Так, в 1956 году Мухтар Омарханович решает приобрести уже второй автомобиль (не продавая "Победу"). Выбор падает на машину, которая на протяжении длительного времени стояла в автомагазине и сводила с ума всех автолюбителей столицы Казахстана, но при этом не могла найти себе владельца. Речь идет о престижном автомобиле "ЗИМ".
Стоит сказать, что "ЗИМ" – он же ГАЗ-М12 – стоял всего на одну ступень ниже партийного лимузина "ЗИС", и по статусу был значительно выше "Победы". На автомобилях "ЗИМ" возили секретарей обкомов, генералов, руководителей самых крупных предприятий. Но самое любопытное: небольшая партия этих машин официально предназначалась для розничной продажи. Это был единственный советский автомобиль премиум-класса, который когда-либо поступал в продажу. Правда, и цена у столь престижного авто была немаленькой. При средней зарплате в стране от 450 до 600 рублей "ЗИМ" стоил 40 000! За такие деньги в середине 50-х годов можно было купить две "Победы" и один "Москвич".
Но почему "ЗИМ", попавший в автомагазин, не мог долго найти себе владельца? В Казахстане не только Ауэзов мог позволить себе такое приобретение – ведь были и другие ученые и академики, которые имели необходимые средства и связи. Ответ на этот вопрос до банальности прост: страх. "Кровавые сталинские времена" оставались свежи в памяти людей. К тому же столь величественное авто могло дать повод для людской молвы и пересудов, которые в итоге навлекли бы беду, даже в относительно спокойный "хрущевский период".
Мухтар Омарханович все это прекрасно понимал и, покупая машину, отдавал отчет своим действиям. Что до страха – возможно, пережив то, что происходило с ним за последние двадцать пять лет, он с ним распрощался. Теперь стоило бояться только того, что большая часть жизни прожита, а впереди по-прежнему много важных дел.
История четвертая. Последняя машина
В 1958 году, в дни казахской декады в Москве, имя Мухтара Ауэзова вновь было на слуху. Его двухтомный роман-эпопея "Путь Абая" вместе с книгой Бауыржана Момышулы "За нами Москва" были в центре внимания общественности. Уже в следующем году за свое произведение Ауэзов был удостоен второй наивысшей награды – Ленинской премии первой степени. Ауэзова вновь избирают депутатом, и в 1960 году он включен в группу советских писателей, которые посещают США.
По возвращении из-за границы Мухтар Омарханович садится за цикл очерков "Американские впечатления". Возможно, именно эта работа натолкнула его на мысль о смене автомобиля. Ведь доподлинно известно, что в 50-е и 60-е годы прошлого века автомобильная индустрия США была на вершине олимпа. В Америке выпускали самые красивые, самые мощные и самые комфортные автомобили в мире. Мухтар Ауэзов, которого во время визита возили на Cadillac, Imperial и Plymouth, просто не мог упустить это из виду.
А что в это время производили интересного в СССР? В "союзе" делали ЗИЛ-111 и "Чайку", которые и по красоте, и по мощности не уступали заокеанским образцам, но которые ни при каких обстоятельствах не поступали в розничную продажу. Самым роскошным автомобилем, который можно было приобрести в "шестидесятых", была "Волга" - ГАЗ-21.
Эта машина имела очень современный европейский дизайн. Салон отличался простором и качественной отделкой. Под капотом располагался тяговитый мотор. А за дополнительную плату предлагалась возможность дооснастить автомобиль автоматической коробкой передач (!) – и это не выдумка!
Разумеется, "Волга" становится тем самым автомобилем, который Мухтар Омарханович решает приобрести. Место в гараже для новой машины черного цвета с номерным знаком "ШД 73-39" освободила ранее проданная "Победа", а компанию ей составил вполне престижный, но уже снятый с производства "ЗИМ" (который, кстати, имел регистрационный номер "ШД 30-90"). Стоит отметить, что "Волга" была из так называемой второй серии (всего их было три) и называлась она ГАЗ-М21И. От первой серии данная модель отличалась, прежде всего, внешним оформлением: иная радиаторная решетка, другие бамперы и задние плафоны фонарей. Технически, это был более совершенный автомобиль.
К сожалению, Мухтар Омарханович не успел в полной мере оценить все положительные особенности этого автомобиля. 27 июня 1961 года сердце писателя перестало биться. Ему было 63 года. Уже на следующий день тысячи людей выстроились в огромные очереди на площади театра оперы и балета имени Абая, чтобы проститься с великим писателем, талантливым драматургом и выдающимся ученым. Еще большее количество людей стояло вдоль улиц, по которым проходил маршрут траурной процессии, состоящей из сотен автомобилей. Процессия проходила неспешно, автомобили двигались с невысокой скоростью, а впереди всех ехала та самая "Волга" – последняя машина Мухтара Ауэзова.
История пятая. "Эмка"
Пытаясь найти в архивах семьи Ауэзовых фотоподтверждения тому, что вы прочли на страницах нашего журнала, мне повстречалась одна интересная фотография. Мухтар Ауэзов в окружении своей семьи стоит рядом с довоенным автомобилем ГАЗ-М1 (в народе "эмка").
По информации, полученной от членов семьи, этот автомобиль находился в семье Ауэзовых с 1947 по 1949 год. Однако являлся ли он собственностью писателя или же был предоставлен Союзом писателей как служебный - выяснить не удалось. Ни та, ни другая информация не имеет подтверждений или опровержений. Можно лишь предположить, что после неудачной попытки приобрести "Победу" в 1947 году М. Ауэзов решил купить подержанный автомобиль. Широкого распространения такие действия в те годы не получили, но для особенных людей делались исключения. К тому же именно в тот период во всех государственных учреждениях устаревшие ГАЗ-М1 заменялись современными "Победами", и, теоретически, человек имел право на выкуп списанного авто.
История последняя. Судьбы машин
Мухтар Ауэзов никогда лично не управлял своими автомобилями - на них он передвигался с водителем. Водитель остался в семье Ауэзовых и после ухода Мухтара Омархановича из жизни. В основном он возил семью на "ЗИМе", а на "Волге" ездил сын писателя - Эрнар Ауэзов.
Однажды, проводя техническое обслуживание, водитель поставил "ЗИМ" на стояночный тормоз перед гаражом, а сам спустился в смотровую яму. Спустя полминуты машина покатилась внутрь гаража и провалилась одним боком в яму, прижав водителя. Травмы оказались достаточно серьезными - водитель получил инвалидность. "ЗИМ" пришлось серьезно ремонтировать. После восстановления автомобиль решили продать. "Волга" пробыла в семье Ауэзовых примерно до середины 70-х, после чего ее также продали.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала: Кунаева Д. А.; Ауэзова М. М. (скончался); Кунаева Э.А.; Ауэзову О. Н.; Ауэзову Л. Э.; Серикбаеву Ж. Д.; Сундетпаеву А. А.