icon auto
Все о китайских авто
arrow
Блоги
02 ноября 2025 | 09:34

Citroёn DS: “Как машину назовете, так она и….“

Олег Зотов
Олег Зотов Главный редактор журнала QAZ-Auto

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: журнал QAZ-Auto Фото: журнал QAZ-Auto

Неспроста названием для данной статьи послужила слегка перефразированная строчка из песни, которая прозвучала в очень популярном старом мультфильме о капитане Врунгеле. Она, как ни одна другая, в точности описывает судьбу поистине уникального автомобиля, чей образ долгие годы служил вдохновением для дизайнеров и вожделением для автолюбителей всего мира.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Неспроста названием для данной статьи послужила слегка перефразированная строчка из песни, которая прозвучала в очень популярном старом мультфильме о капитане Врунгеле. Она, как ни одна другая, в точности описывает судьбу поистине уникального автомобиля, чей образ долгие годы служил вдохновением для дизайнеров и вожделением для автолюбителей всего мира.

Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.

Создатель

Автором первого семейства модели DS, которое при произношении созвучно французскому слову desse и переводится как "богиня", был Фламинио Бертони, приехавший во Францию в начале 20-х годов, чтобы реализовать себя как живописец и скульптор.

Фото: журнал QAZ-Auto

К нашему счастью, это было не единственным его увлечением, отчего в 1935 году он уже числился среди сотрудников фирмы "Ситроен". Разумеется, работал он не в сборочном цехе, а в отделе, который занимался разработкой дизайна, где под его началом были спроектированы такие модели, как Traction Avant и 2CV.

Фото: журнал QAZ-Auto

Скульптуру будущего автомобиля маэстро Бертони уточнял несколько лет и только в 1955 году представил окончательный образ, который в октябре того же года смел всех конкурентов на своем пути. Достаточно сказать, что за первый день демонстрации поступило около 12 тысяч заказов, а к закрытию автосалона - более 80 тысяч.

Начинка

DS значительно опередил свое время не только благодаря дизайну, но и внутренней составляющей. Его регулируемая по высоте подвеска просто ввела всех в ступор (напомню, на дворе стоял 1955-й).

Фото: журнал QAZ-Auto

Благодаря этому нововведению машина обзавелась изумительной плавностью хода и автоматически выравнивающимся относительно дороги положением кузова. "Дэ Эс" стал намного приятнее и удобнее в управлении, чем большинство представительских автомобилей того времени.

Кстати, благодаря пневматической подвеске машина обладала одной замечательной особенностью – менять спущенное колесо можно было без домкрата.

Фото: журнал QAZ-Auto

Выглядело это так:

  • при работающем двигателе кузов нужно было поднять на максимальную высоту;
  • после этого откидывался специальный упор;
  • двигатель глушился;
  • давление в гидросистеме шасси исчезало, и кузов опускался "на брюхо", в то время как нужное колесо оставалось подвешенным в воздухе.

Версии

Изначально модель DS 19 (так называлась первая версия этого автомобиля) предназначалась для состоятельных покупателей, и ее конструкторы не рассчитывали на статус создателей народного автомобиля.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Журнал QAZ-auto (@oleg_kaz_auto)

Но вскоре из-за поднявшегося ажиотажа руководство компании решило пересмотреть этот вопрос. Так появилась версия ID 19 ("идэ" по-французски означает "идея"). Она отличалась менее современным двигателем, и, главное, из всех гидросистем осталась только подвеска, да и то с урезанными функциями.

Фото: журнал QAZ-Auto

Основные же версии DS тоже не являлись самыми-самыми, ведь подобными автомобилями желал владеть не только преуспевающий средний класс, но и куда более серьезные люди, среди которых был и президент Франции Шарль де Голль.

Фото: журнал QAZ-Auto

А посему по спецзаказам изготавливались дооборудованные и бронированные DS 19, DS 21, а затем и DS 23. Модели "двадцать один" и "двадцать три" являлись модификациями последних лет. Особых внешних изменений они не претерпели, за исключением сдвоенных фар, которые скрывались под единым стеклянным колпаком.

Кстати, те из них, которые находились ближе к центру, поворачивались в сторону движения вместе с колесами, улучшая тем самым освещение.

Высший класс

Высочайший уровень комфорта, без которого не могли обойтись банкиры, директора предприятий, а также чиновники, был достигнут при выходе в свет DS23 в версии Prestige (см. фото).

Фото: журнал QAZ-Auto

Для начала все автомобили этой серии окрашивались в темные цвета, что придавало им респектабельности. В "фартук" под передним бампером устанавливались противотуманные фары, которые по общей стилистике накрывал прозрачный колпак.

Фото: журнал QAZ-Auto

Вместо стальных колесных дисков и декоративных колпаков устанавливались "легкосплавные" с изящным и в то же время строгим рисунком.

Фото: журнал QAZ-Auto

В салоне рабочее место водителя ничем не отличалось от обычной DS-ки, а вот вотчина задних пассажиров представляла собой нечто особенное. Во-первых, два этих мира разделяла звукоизолирующая убирающаяся перегородка. Во-вторых, к спинкам передних кресел крепилось некое подобие барной стойки, в которой среди всевозможных ящичков для документов, откидывающихся письменных столиков, кондиционера и холодильника находился работающий телефонный аппарат!

Фото: журнал QAZ-Auto

Удивляться здесь есть чему, ведь в 1972-1975 годах (именно тогда производился DS23 Prestige) телефонная связь в автомобиле была такой же диковинкой, как пару лет назад – система помощи при экстренном торможении Brake Assist.

Фото: журнал QAZ-Auto

P. S. Рассматривая два последних поколения флагманских моделей "Ситроен" - ХМ и С6, можно понять, насколько велико желание французов поймать еще хотя бы раз удачу за хвост.

Фото: журнал QAZ-Auto

Да, возможно, пока это не получается, но кто знает, что случится с обывателями при виде их нового люксового детища, премьера которого уже не за горами.

Ранее в нашей рубрике мы писали: