icon auto
Все о китайских авто
arrow
Блоги
14 декабря 2025 | 09:21

Гибрид истребителя и Porsche: история LADA, которая стоила как два S-klasse

Олег Зотов
Олег Зотов Главный редактор журнала QAZ-Auto

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: журнал QAZ-Auto Фото: журнал QAZ-Auto

Возможно, это прозвучит странно, но когда-то в большом автоспорте имя LADA звучало громко. И вовсе не благодаря Ниве, как многие могут подумать.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Возможно, это прозвучит странно, но когда-то в большом автоспорте имя LADA звучало громко. И вовсе не благодаря Ниве, как многие могут подумать.

Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.

Первые попытки "зарядить восьмёрку"

К середине 80-х годов прошлого столетия руководство советского автоспорта решает выйти на большую арену. Принимается решение об участии во всевозможных мировых ралли. На доработку гоночных авто подряжают "Экспериментальный вильнюсский завод", который уже успел прославиться своими наработками в области автоспорта. 

Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto

И вот к 1987-у был представлен прототип LADA EVA, который готовился не для чего-то второсортного, а для самого нашумевшего ралли тех времен — группы "Б". Но вот незадача — в том же году международная федерация автоспорта FIA запрещает "группу Б", как самый небезопасный вид спорта на планете. После чего невероятный проект так и останется нереализованным.

Заявка на "Дакар"

Однако создание спорткаров на основе ВАЗ-2108 не прекратилось, ведь кроме "группы Б" в раллийном спорте были и другие соревнования. Например, знаменитая гонка на выносливость "Париж-Дакар". 

Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto

Из-за разного рода разногласий "Экспериментальный вильнюсский завод" (новое название ВФТС) не взялся за подготовку "восьмёрки" к "Дакару", в связи с чем доводкой автомобилей занялась компания POSH — дистрибьютор автомобилей LADA во Франции.

Над именем для новой машины мудрить не стали, назвав её просто — LADA SAMARA T3. На прототипе деталей от ВАЗа осталось немного — даже двигатель был уже не советский, а немецкий: оппозитный мотор от Porsche объёмом 3,6 литра, развивающий мощность до 300 лошадиных сил! Плюс полноприводная трансмиссия от Porsche 959.

Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto

Подвеска была спроектирована в "Конструкторском бюро Туполева" на основе подвески, применяющейся у шасси истребителей. Кузов же раллийного болида, сделанный из сверхлёгких композитных материалов, одевался на пространственную раму-каркас.

Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto

В общем, получился своеобразный гибрид истребителя и Porsche, внешне весьма и весьма похожий на "восьмёрку". Эдакий волк в овечьей шкуре, разгоняющийся до 220 километров в час и ценой 150 000 долларам. По тем временам сумма просто огромная — невероятно престижный Mercedes 560 SEL w126 стоил порядка 80 тысяч долларов.

Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto

К слову, построено было всего три экземпляра LADA SAMARA T3.

Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto

Технические характеристики:

  • Длина: 4315 мм
  • Ширина: 1800 мм
  • Высота: 1690 мм
  • Масса: 1375 кг
  • Двигатель: V6, объем 3.6 литра, 300 лошадиных сил
  • Коробка передач: 6-МКПП
  • Максимальная скорость: 220 км/ч

Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto 

Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto

LADA SAMARA T3 имеет в своём арсенале следующие спортивные достижения:

  • 2-е место в общем зачёте в ралли Париж – Москва – Пекин 1995 года протяженностью 16 000 километров и 6-е место в ралли 1996 года;
  • 7-е место в общем зачёте в ралли Париж — Дакар" 1990 года и 5-е место в ралли 1991-го;
  • 2-е место в "Ралли Туниса" 1990 года;
  • 1-е место в "Ралли Фараонов" 1991 года.

Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto

Закат истории

Дальше всё было куда хуже — прототип ежегодно требовал технических доработок и усовершенствований, которые бы позволили на равных состязаться с другими участникам ралли. Но средств для дальнейшей борьбы не было, а руководство ВАЗа в помощи отказало.

Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto

В середине 90-х "Т3" ещё раз приняла участие в Париж — Дакаре, но результатами, пусть даже и не выдающими, похвастаться не смога. Так и закончилась история советского Дакара и LADA SAMARA T3.

Фото: журнал QAZ-Auto

Ранее в нашей рубрике мы писали:

TAG Cadillac Sbarro — редкий премиум-универсал, не получивший заслуженного признания

История автомобиля, который раздавали бесплатно

Конкурент для Mercedes и BMW: как Fiat пытался сделать свой “бизнес-класс“ и что из этого вышло

Самый таинственный автомобиль планеты: партийный лимузин Китая