Интерес к реставрации классических автомобилей у людей, желающих приобщиться к миру автоэкзотики, растет с каждым днем. И тот факт, что уникальных экземпляров с каждым годом становится меньше, только подстегивает реставраторов. Ведь иметь очень редкий автомобиль в собственной коллекции – это особое удовольствие.
Интерес к реставрации классических автомобилей у людей, желающих приобщиться к миру автоэкзотики, растет с каждым днем. И тот факт, что уникальных экземпляров с каждым годом становится меньше, только подстегивает реставраторов. Ведь иметь очень редкий автомобиль в собственной коллекции – это особое удовольствие.
Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.
Желанная встреча
Моему знакомству с Мейрханом Карибаевым предшествовала интересная череда событий, и желание увидеться с этим человеком только усиливалось. Субботнее январское утро, за окном 18 градусов со знаком минус, мой автомобиль с "прихваченной" соляркой стоит в гараже, а я, сидя на диване, жду звонка.
"Выходи, я приехал на "Москвиче-408", ты меня сразу увидишь", – услышал я из телефонной трубки.
И в самом деле ярко-зеленый "четыреста восьмой" 60-х годов в этом заснеженном пейзаже было сложно не заметить. В автомобиле было холодно, но настроение от этого не ухудшалось, ведь мы ехали смотреть куда более интересные и эксклюзивные автомобили.
Фото: журнал QAZ-Auto
Первым из тех мест, где нам довелось побывать в тот день, стал двор частного дома, в котором меня встретил Willys МВ 1944 года. Этот армейский внедорожник песочного цвета был просто великолепен (хотя, возможно, у профессионалов к его реставрации могут возникнуть вопросы).
Фото: журнал QAZ-Auto
Его спартанская внешность вкупе с необходимыми атрибутами в виде прикрепленных к кузову лопаты, топора и топливной канистры намекала на то, что он не из простых работяг. И это действительно так: этот экземпляр один из пятидесяти двух тысяч Виллисов, поставленных в СССР за время Второй мировой войны по "Лэнд-лизу". Вопросы о том, как этот автомобиль попал на территорию бывшего КазССР, я задавать не стал.
Фото: журнал QAZ-Auto
Все и так ясно: по окончании войны большая часть автомобильной техники передавалась в колхозы, совхозы и так далее, где она служила до полного изнеможения, а затем хранилась на протяжении нескольких десятилетий в сараях. Мне показали несколько снимков, сделанных во время восстановительных работ, и вдруг на душе стало тепло. Оказывается, энтузиазм и стремление – это сильная вещь. Два года, потраченные на реставрацию, и груда ржавого железа превращается в полноценный автомобиль.
Расставаться с этим автомобилем мне не хотелось, но нужно было идти дальше, а точнее перейти дорогу и попасть в саму мастерскую Карибаева. Там, среди большого количества грузовых автомобилей, погрузчиков и САГов, моему взору предстал необычный трактор.
Открытые колеса, открытая кабина, вертикальное расположение рулевой колонки и встроенный рычаг кик-стартера. Увидев мой интерес, Мейрхан улыбнулся.
"Это ХТЗ-14. Я привёз его из Кызылординской области. Туда он был выделен после войны для освоения нетронутых земель, но почему-то не использовался".
Да, действительно состояние этой техники было сродни новому. Не считая того, что трактор пришлось полностью покрасить, никаких технических работ в нем не проводилось. Но и это не самое интересное.
Фото: журнал QAZ-Auto
Если кто знает, знаменитый трактор "Сталинец" имел бензиновый двигатель, который после непродолжительной работы запускал основной дизельный агрегат (иными словами, бензиновый двигатель служил стартером для дизельного). В этом тракторе всё куда серьезнее. Изделие Харьковского тракторного завода имеет только один двигатель, который способен работать и на бензине, и на дизельном топливе!
Для облегчения пуска в двигатель сначала подается легко воспламеняемое топливо, а после прогрева путем нехитрого переключения бензин заменяется соляркой. Созданный для страны в тяжелые годы, этот трактор символизировал очередную попытку технического прогресса. И неважно, что она провалилась, главное – люди старались.
Вторая встреча
С момента нашей первой встречи с Карибаевым прошло пять месяцев. Сегодня день особенный, – я должен увидеть еще что-то интересное. Поэтому все как обычно: сижу дома, жду звонка. Проходит время, и вот я на пассажирском кресле БМВ 340.
Этот автомобиль мне довелось увидеть еще тогда, зимой, когда он стоял на так называемой зимней консервации, поэтому познакомиться поближе не удалось. Однако Мейрхан заранее рассказал, как авто досталось ему в ужасающем состоянии в обмен на отреставрированный ГАЗ-М21.
Фото: журнал QAZ-Auto
Рассказал о том, как два долгих года потратил на его восстановление, как искал недостающие запчасти, про поездку в Китай для того, чтобы покрыть хромом ободок лобового стекла, и о том, как в 2002 году на нем занял первое место в конкурсе "Астана Моторс" в номинации "Лучшая сборка старинных автомобилей".
Фото: журнал QAZ-Auto
Но это было тогда, а сейчас я ехал и просто наслаждался впечатлениями. В это время на каждом перекрестке, где нам приходилось останавливаться или притормаживать, из окон проезжающих мимо машин виднелись торчащие руки – люди снимали раритетный БМВ на свои смартфоны и, не скрывая улыбок, радовались.
Кстати, мы ехали смотреть еще один экспонат, созданный на Баварском моторном заводе – мотоцикл BMW R-35. Данный экземпляр не имеет отношения ко второй мировой войне, так как выпущен значительно позже, в 1947 году, однако другие R-35, выпущенные с 1937 по 1940 год, обильно пополняли ряды немецкой армии.
Фото: журнал QAZ-Auto
История появления у Мейрхана этого уникального мотоцикла, на котором, как на музейном экспонате, сохранены абсолютно все оригинальные детали и заводские выштамповки, очень интересна. Когда-то его привез из ГДР (Германская Демократическая Республика) человек, проходивший там срочную службу.
Затем мотоцикл попал в семью этнических немцев, где за ним бережно ухаживали до тех пор, пока в конце 80-х ими не было принято решение о выезде на ПМЖ в Германию. Тогда-то мотоцикл и продали знакомому Мейрхана, который продержал его целых пятнадцать лет в своей квартире на пятом этаже. Разглядывая это чудо техники, понимание того, что всё в ней сбалансировано и качественно, приходит как-то само по себе.
Вроде все банально и просто, но в то же время практично и красиво. А то, что потускнел никель и выцвела краска, даже к лучшему: стало сильнее отдавать стариной.
Кинематограф
Побывать в уже знакомом по первой встрече месте – мастерской - довелось и на этот раз. Сегодня меня заинтересовал автомобиль, который отсутствовал зимой по причине съемок в фильме, а сейчас стоит при входе в мастерскую в ожидании восстановительных работ.
Это величественный ГАЗ-12, больше известный в народе как "ЗИМ". Подобные автомобили мне доводилось видеть и раньше, но только с приличного расстояния, так как дело было на выставках и автофестивалях. В связи с этим возможность познакомиться вплотную я не стал упускать.
Фото: журнал QAZ-Auto
Откинутый набок капот, распахнутые двери, стропонтены, шикарный задний диван, пепельницы в подлокотниках – те приятные ощущения, что появились у меня тогда, передать словами очень затруднительно.
Также меня заинтересовал факт, свидетельствующий о том, что этот ЗИМ снимался в кино не в первый раз. Его актерская карьера началась еще в семидесятых на киностудии "Кыргызфильм" в роли автореквизита для фильма "Волчья яма" с Талгатом Нигматулиным в главной роли.
Фото: журнал QAZ-Auto
Об этом Мейрхану поведал предыдущий владелец автомобиля, и, видимо, это стало решающим фактором при его покупке. Кстати, автомобиль снимался и в других фильмах, которые вышли в прокат совсем недавно или выйдут в скором будущем.
О владельце
Мейрхан Карибаев занимается восстановлением техники со второй половины 90-х. Тогда это модное на сегодняшний день явление никого не интересовало и даже считалось очень странным. Сейчас же этот человек восстанавливает не только собственные автомобили, но и помогает другим коллекционерам, причем основную часть работы он проделывает собственноручно.
Фото: журнал QAZ-Auto
Ранее в нашей рубрике мы писали:
- Построить джип самому: история алматинца Саната Салыкова
- Гараж, в котором живёт история: в гостях у коллекционера из Алматы
- 55 лет "Волге": личные воспоминания за рулем легенды
- "Премиум" в годах: тест единственного в Казахстане Mercedes 560 SL AMG
- Jeep Wagoneer: внедорожник, опередивший Range Rover