Время, когда автомобильный бренд "Татра" перестал быть на слуху в Казахстане, наступило совсем недавно, в 2016-м году. Именно тогда закончился трехлетний контракт между командой Astana Motorsport и чешским производителем грузовиков.
Время, когда автомобильный бренд "Татра" перестал быть на слуху в Казахстане, наступило совсем недавно, в 2016-м году. Именно тогда закончился трехлетний контракт между командой Astana Motorsport и чешским производителем грузовиков.
Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже очень давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.
Так была поставлена последняя точка в истории, которая берет свое начало с середины прошлого века – именно тогда в Казахстан пришли первые грузовики марки "Татра", которые впоследствии очень полюбились водителям.
Однако стоит отметить, что наши водители любили не только грузовики, но и легковые "Татры".
О легковых "Татрах"
Первый легковой автомобиль на одной из старейших и знаменитых компаний восточной Европы собрали еще летом 1897 года. И был это не просто какой-то трехколесный самодвижущийся экипаж, а спецтранспорт для графа Поттинг-Першинга – главы австрийского автоклуба.
Машина получилась отличная, отчего на фабрике, специализирующейся до того на выпуске вагонов, решили перенаправить все усилия в новое русло – в автомобилестроение. За последующие тридцать пять лет ворота предприятия "Татра" покинуло много интересных моделей, среди которых были модели Т11, Т70 и Т80.
Но на выпуске обычных гражданских моделях компания не хотела останавливаться, и поэтому в 1934 году миру был представлен первый лимузин компании - "Татра Т77". Это был первый серийный автомобиль в мире с аэродинамическим кузовом. А учитывая, что у новой "Татры" была заднемоторная компоновка, двигатель воздушного охлаждения и стоимость как у "Роллс-Ройса" – авто сразу приковало к себе взгляды.
Спустя пару лет выпустили усовершенствованную версию этой же модели - Т87, которая продержалась на производстве до 1950 года.
Следующий виток в истории выпуска представительских автомобилей случился в 1956-м, когда на всеобщее обозрение была представлена "Татра" Т603, – модель, получившая известность далеко за пределами родной Чехословакии (тогда Чехия и Словакия были одним государством).
Чешский взгляд
Если говорить о Т603 как об автомобиле, то следует отметить факт, свидетельствующий о том, что люди, увидев это творение инженерной и дизайнерской мысли не могли оставаться к нему равнодушными.
Слегка перефразировав и немного утрируя, можно сказать так: новая "Татра" либо покоряла сердца людей, либо наносила им душевные травмы.
И дело здесь не в чем-то конкретном, как может показаться, а картине в целом: конструкция имела хребтовую раму (такое в автомобилестроении больше никто не применял), заднемоторную компоновку (необычное явление для премиума класса), довольно странную заднюю подвеску, качающуюся на полуосях.
При этом благодаря округлым формам Т603 обладала очень низким коэффициентом аэродинамического сопротивления, что позволяло разгоняться двухтонной махине до ошеломительных, для середины "пятидесятых", 160 километров в час.
Именно последнее подтолкнуло чешское руководство выдвинуть эти машины в раллийный и кольцевой автоспорт, где они впоследствии, будут показывать неплохие результаты и вновь напомнят всему миру о великом европейском автопроизводителе.
Не для народа
Широкой мировой публике новоиспеченный автомобиль из Чехословакии был представлен на выставках Италии, Франции и США, где по задумке руководства страны должны были отыскаться потенциальные покупатели.
Но ожидаемого ажиотажа вокруг необычной "Татры" не произошло, - за последующие годы там было продано считаное количество "шестьсот третьих". Оценили данное транспортное средство только в странах бывшего соцлагеря, а на выставке в западногерманском Висбадене даже наградили Золотой лентой за стиль, концепцию и элегантность.
Не лучшим образом обстояли дела со спросом в самой Чехословакии - там этот автомобиль не поступал в розничную продажу, отчего предприятию оставалось довольствоваться мизерными заказами от госучреждений и верхушек власти.
Хотя при всем этом стоит отметить, что у себя на родине и в других дружественных странах рекламная компания модели Т603 разворачивалась невероятно широко. Было огромное количество плакатов, на которых правительственный лимузин, окрашенный в яркие цвета, находился в окружении прекрасных особ женского пола, причем иногда полуобнаженных.
Постоянно транслировались видеоматериалы о технических особенностях автомобиля, которые позволяют добиваться успехов в автоспорте и так далее. Для чего это делалось, до сих пор неясно.
Т-603 у нас
Чешские лимузины поставлялись в СССР наряду с грузовиками этой же марки. Однако их количество было значительно меньше. Немало "шестьсот третьих" было и в Казахстане – кое-где до сих пор встречаются останки этих уникальных лимузинов.
Что до конкретных примеров, эти автомобили приходили к нам как служебный автотранспорт для партийных и политических руководителей взамен денег, которые Чехословакия должна была за наши природные ископаемые.
Также многим директорам крупных заводов, которые заказывали самосвалы "Татра" для нужд предприятия, присылалось по одному легковому автомобилю (разумеется, не бесплатно).
Нельзя сказать, что для заказчиков это было большой радостью, ведь обслуживание и ремонт были недешевыми. Кстати, о цене: модель Т603 обходилась вдвое дороже горьковской "Чайки", хотя выглядела несколько хуже, была меньше в размерах и не такой удобной!
По этой причине многие "Татры" сразу же передавались в МВД и КГБ - там внешность и удобства мало кого интересовали, а вот динамические показатели чешского лимузина, наоборот, вызывали уважение.
P. S. за девятнадцать лет на производстве модель Т603 дважды получала обновление. Первое - в 1962-м - тогда заводчане избавились от странной головной оптики, состоящей из трех элементов, которые заменили обычной формулой из двух сдвоенных блок фар.
Второе - в 1968-м - на автомобиль наконец-то начали устанавливать дисковые тормоза.
Ранее в нашей рубрике мы писали:
- Автомобиль как лицо армии: на чем открывают парады в разных странах
- От сафари до скорой помощи: самые неожиданные модификации легендарной "Нивы"
- Старые и потрепанные: как живет музей игрушечных авто времен СССР в Таразе
- Мы не полетим: о будущем летающих авто
- Внедорожный "Москвич": история с печальным концом