
Внедорожник марки "Москвич" стоял рядом с тольяттинской "Нивой", а вокруг него толпилось много людей, большинство из которых были военачальниками. Им предстояло сделать серьезный выбор. И они его сделали.
Внедорожник марки "Москвич" стоял рядом с тольяттинской "Нивой", а вокруг него толпилось много людей, большинство из которых были военачальниками. Им предстояло сделать серьезный выбор. И они его сделали.
Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже очень давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.
Дело было в первой половине 70-х, на государственном смотре полно приводных образцов для выявления лучшего претендента на роль будущего серийного авто. А началась вся эта история еще за двадцать лет до этих событий, когда на МЗМА (впоследствии АЗЛК и АО "Москвич") взялись за разработку собственного вездехода.
Первый образец вышел на заводские испытания в 1957-м. Это был внедорожник "Москвич 4х4", сильно походивший на американский "Виллис", что, в общем-то, было нормой - в те годы "Виллис" копировало много автопроизводителей (Toyota, Nissan и так далее).
Фото: журнал QAZ-Auto
Фото: журнал QAZ-Auto
Спустя два года было подготовлено еще десять образцов, которым доработали конструкцию и изменили внешность. Машины получились компактные, но вместительные – при длине 3,5 метра в некоторых образцах было по 6 посадочных мест.
Фото: журнал QAZ-Auto
Первые четыре "Москвича" имели индекс 415, остальные - 416. Основное отличие заключалось в том, что у одних был складной брезентовый верх, а у других - цельнометаллический, с задней распашной дверью и боковым креплением запасного колеса.
Фото: журнал QAZ-Auto
При создании внедорожника использовалось максимально возможное количество серийно выпускаемых деталей, а сердцем служил двигатель МЗМА-407 мощностью 45 лошадиных сил, который, может, не хватал звезд с неба, но все же справлялся со своими обязанностями.
В 1960-м году, после успешного прохождения всех испытаний, автомобили были представлены руководству страны, но решения о производстве не последовало – посчитали, что это не нужно.
Фото: журнал QAZ-Auto
Формально проект положили на полку, но на деле конструкторы АЗЛК продолжали совершенствовать свой внедорожник.
Так, к началу 70-х один из образцов 415-го был подвергнут модернизации, в результате чего получил индекс 415 С (С - сельскохозяйственный). На тот момент модель "Москвича" вновь никого не заинтересовала, но год спустя руководство СССР внезапно решает, что стране все-таки нужен внедорожник малого класса.
Фото: журнал QAZ-Auto
Иными словами, появилась надежда на запуск автомобиля в серию. Однако за подготовку внедорожников, помимо АЗЛК, взялись на Ижевском Автозаводе (ИЖ-Москвич) и Волжском (ВАЗ).
Фото: журнал QAZ-Auto
Осознавая серьезность намерений своих конкурентов, конструкторы АЗЛК решили основательно переработать предыдущую модель. Так, на 20 сантиметров была увеличена база, снижена степень сжатия нового 75 сильного двигателя, чтобы он смог работать на 76-м бензине (необходимость в условиях сельской местности, а также одно из требований). Автомобиль был укомплектован предпусковым подогревателем.
Фото: журнал QAZ-Auto
"Москвич" получил обновленный цельнометаллический шестиместный кузов и новый индекс - 2150. В салоне появилось много пластиковых элементов, позаимствованных у современной на тот момент модели 2140. Благодаря возросшим габаритам и колее машина стала более устойчивой и вместительной.
Фото: журнал QAZ-Auto
Схема салона была следующей: позади двух передних кресел, вдоль бортов, размещались лавки, на каждой из которых могло с легкостью разместиться по два человека.
Фото: журнал QAZ-Auto
Попасть в заднюю часть салона можно было через третью распашную дверь (тот же принцип, что и на модели 416).
Фото: журнал QAZ-Auto
Для удобства посадки под каждой дверью имелась аккуратная подножка, никак не влияющая на внедорожные качества, что было неоднократно доказано в ходе тяжелейших испытаний.
Фото: журнал QAZ-Auto
Фото: журнал QAZ-Auto
В целом "Москвич-2150" лучше всех подходил на роль малого внедорожника для села, города и армии: он увереннее справлялся с бездорожьем, мог работать в более тяжелых условиях, имел большую вместительность и обходился государству дешевле.
Фото: журнал QAZ-Auto
Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения… Раз о внедорожнике "Москвич" многие до сих пор не слышали, а имя "Нива" уже без малого пятьдесят лет на слуху, говорить о том, в пользу какого авто был сделан выбор, наверное, будет лишним.
Фото: журнал QAZ-Auto
Ранее в нашей рубрике мы писали:
- ГАЗ-М20: все мифы и малоизвестные факты о "Победе"
- Автомобиль как лицо армии: на чем открывают парады в разных странах
- От сафари до скорой помощи: самые неожиданные модификации легендарной "Нивы"
- Старые и потрепанные: как живет музей игрушечных авто времен СССР в Таразе
- Мы не полетим: о будущем летающих авто