
О том, что в городе Таразе открылось место, в котором среди множества экспонатов есть достойная коллекция классических игрушечных автомобилей, я узнал сравнительно недавно. Да и место это стало открытым для посетителей не так давно. Речь идет о частном музее, который на территории своего домашнего участка организовал школьный учитель Платов Михаил.
О том, что в городе Таразе открылось место, в котором среди множества экспонатов есть достойная коллекция классических игрушечных автомобилей, я узнал сравнительно недавно. Да и место это стало открытым для посетителей не так давно. Речь идет о частном музее, который на территории своего домашнего участка организовал школьный учитель Платов Михаил.
Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже очень давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.
В двухэтажном здании, которое прилегает к дому Михаила, представлена экспозиция, состоящая из нескольких тысяч экспонатов, каждый из которых со своей уникальной историей.
Рассказать обо всем не удастся даже вкратце – такое лучше один раз увидеть, попутно выслушав историю из уст основателя данного места. Я же остановлюсь на том, что меня – как автомобильного журналиста - привлекло больше всего в этом музее.
Фото: журнал QAZ-Auto
Как журналисту, мне часто доводилось посещать частные собрания автомобилей, техники и прочих экспонатов, отображающих тот или иной период в истории. При этом мне никогда не встречался "случай открытых дверей".
Безусловно, Казахстан богат коллекционерами, и коллекции эти богаты на содержание. Но доступ к ним крайне ограничен. Объяснение этому простое: подготовить себя к тому, что на регулярной основе начнут приходить толпы незнакомых людей, сможет далеко не каждый.
Фото: журнал QAZ-Auto
И, я – будь у меня что-то подобное – наверно, был бы из числа людей, которые не решились. Но Михаил это осилил. Он не только открыл двери для всех желающих, но и не берет за это никакой платы.
О маленьких автомобилях
Первый стеллаж по левую руку, встречающий посетителей музея, отведен под фотоаппараты и металлические детские автомобили.
Фото: журнал QAZ-Auto
Причем автомобили есть на педальном ходу, то есть предназначенные для того, чтобы ребенок самостоятельно управлял данным транспортным средством, сидя внутри. Как и автомобили в гораздо меньшем масштабе - те, что когда-то детвора возила за собой на веревочках.
Фото: журнал QAZ-Auto
Убежден, у каждого взрослого мужчины (возрастом от 35 и выше) увиденное вызовет массу воспоминаний. Были вызваны они и у меня.
Фото: журнал QAZ-Auto
Металлический ГАЗ-52 с кабиной бежевого цвета и синим кузовом, чей масштаб близок к 1:12, был привезен моим отцом из командировки в конце 80-х. Он долго был у меня, и я очень дорожил этой игрушкой, так как она мне казалась максимально приближенной к настоящему грузовику: точные пропорции кузова, двойная ошиновка сзади, резиновые покрышки с протектором, надетые на стальные диски.
Фото: журнал QAZ-Auto
Да, в музее экспонат попроще - колеса уже пластмассовые, но производитель тот же. Кстати, делали эти "ГАЗоны" у нас в Казахстане на Павлодарском тракторном заводе, в отдельном цехе.
Фото: журнал QAZ-Auto
И когда я об этом узнал, то сразу понял, кто помог сотрудникам тракторного завода выполнить столь точный макет производимого ими трактора ДТ-75М "Казахстан" в масштабе 1:18, который впоследствии был подарен главе республики Динмухамеду Кунаеву (данная модель по сей день экспонируется в музее Д.А. Кунаева).
Фото: журнал QAZ-Auto
Что до темы производства игрушек на столь серьезных предприятиях, то, скорее всего, это была дополнительная нагрузка из разряда полезных обществу. К примеру, на заводе АЗЛК (впоследствии АО "Москвич") выпускали игрушки-грузовики ЗИЛ-130 – тоже из металла и в том же масштабе.
Фото: журнал QAZ-Auto
А на заводе ЗИЛ выпускали холодильники, причем не игрушечные. Оба описанных выше экспоната (игрушечный ЗИЛ-130 и настоящий холодильник "ЗИЛ"), также хранятся в музее Михаила Платова.
Фото: журнал QAZ-Auto
О прочих экспонатах…
Как по мне, фотоаппараты, выставленные в музее, идеально подходят на роль предметов, которые способны отобразить весь путь технического прогресса в прошлом веке. Есть как самый ранний – складной пластиночного типа, так и огромное множество пленочных, по которым можно отследить эволюцию создания фотоснимков до цифрового периода.
Фото: журнал QAZ-Auto
Не менее интересно представлены технические и электротехнические изделия по передаче звука и изображения – от патефонов, проигрывающих виниловые пластинки, сквозь ранние телевизоры и радиоприемники, до стереомагнитофона японского производства 70-х годов прошлого столетия.
Есть катушечный диктофон той самой модели, которой пользовались во время записи голоса первого космонавта планеты. Нашла свое место в частном музее уникальная печатная машинка производства Германии середины 30-х, чей шрифт - кириллица.
Фото: журнал QAZ-Auto
Любопытным в ней оказалось не только то, что она была из ограниченной экспортной партии для СССР, но и ее название – Mercedes! А сколько предметов быта, уже ставших историей, в этом музее - не перечесть и не перефотографировать.
Фото: журнал QAZ-Auto
В общем, будете в гостях или проездом в Таразе – обязательно посетите это место. Увиденное и услышанное в музее с лихвой окупит потраченное время.
Ранее в нашей рубрике мы писали:
- Тюнинг-безумие 80-х: невероятные перевоплощения Mercedes W126
- LAF: первый и забытый автобренд Казахстана
- ГАЗ-М20: все мифы и малоизвестные факты о "Победе"
- Автомобиль как лицо армии: на чем открывают парады в разных странах
- От сафари до скорой помощи: самые неожиданные модификации легендарной "Нивы"