В мире есть автомобили, про которые трудно сказать однозначно: красавец он или страшило, утилитарная рабочая лошадка или пафосный люксовый шаттл. Mercedes GL - как раз из таких. В нём всё сразу. Это серьёзный немец для семьи и некогда имиджевая машина для бизнесмена. Также это полноценный внедорожник на пневме и… потенциальная мозоль на вторичке. Но не будем забегать вперед.
В мире есть автомобили, про которые трудно сказать однозначно: красавец он или страшило, утилитарная рабочая лошадка или пафосный люксовый шаттл. Mercedes GL - как раз из таких. В нём всё сразу. Это серьёзный немец для семьи и некогда имиджевая машина для бизнесмена. Также это полноценный внедорожник на пневме и… потенциальная мозоль на вторичке. Но не будем забегать вперед.
При подготовке материала автор использует реальные отзывы владельцев, которые есть в открытом доступе на тематических форумах и в клубных Тelegram-каналах.
GL появился ровно в тот момент, когда рынок буквально требовал больших машин. Особенно в США - именно там его и ждали. Местные автогиганты давно уже продавали по две тонны металла с кожей, хромом и V8 под капотом, а Mercedes с их ML и G-классом слегка выпадал из игры.
Один - слишком компактный и "мамский" (если не говорить про топовую версию), второй - слишком квадратный, дорогой и… культовый.
Так родился GL - нечто среднее, но в то же время совершенно самостоятельное.
Как GL пытался заменить гелик, и, к счастью, этого не произошло.
Забавно, но изначально GL разрабатывался как замена G-классу. Да-да, тому самому гелику, который военные гоняют по пескам, а блогеры по Instagram.
Однако в какой-то момент в Daimler поняли: G - это легенда на колесах. И его просто нельзя вот так взять и заменить чем-то более "мягким" и комфортным. G остался в строю, а GL ушел по другой дорожке - более гладкой, но не менее амбициозной.
GL построили на удлиненной платформе от ML.
Казалось бы - тот же кроссовер, только больше. Но по факту получилась совсем другая машина. Во-первых, размеры: GL выходит за отметку 5 метров в длину (да, вам придется привыкать парковаться с запасом), но при этом выглядит удивительно сбалансированно.
Фото: Spartfan71
У него короткие свесы, строгие линии, и даже в базовых версиях он не кажется раздутым или неуклюжим. Особенно если не попадётся машина в унылом серебре на "младших" 18-х дисках - тогда, конечно, гламура не хватает, и GL рискует потеряться среди старых минивэнов.
Но стоит посмотреть на правильную комплектацию - с широкими колесами, тонировкой, хромом и чёрным кузовом - GL сразу вырастает в классе.
Большой, но не тяжёлый
Один из главных вопросов к GL - как он ведет себя в реальной жизни? Все-таки масса за 2,5 тонны, пневмоподвеска, семь мест - не каждый день с таким сталкиваешься. Так вот: по ощущениям — это большой, но абсолютно понятный и предсказуемый автомобиль.
Да, сидите вы высоко. Да, лобовое стекло — словно витрина ресторана. Но управляется GL уверенно: крены минимальные, обзор отличный, а благодаря парктроникам спереди и сзади (а в некоторых версиях ещё и камере) парковка не превращается в мучение.
На трассе он удивляет плавностью - будто вы едете не по асфальту, а скользите по маслу. Подвеска - пневмо, работает корректно, без лишней раскачки. Кстати, она может регулироваться по высоте, так что в условиях проселка или легкого бездорожья GL умеет приподниматься, открывая вполне честные дорожные просветы.
Кожаный зал на колёсах
Открываешь тяжёлую дверь, садишься и понимаешь: это бизнес-класс. Особенно если перед вами американская версия GL, собранная в Алабаме, с отделкой деревом, кожей Texas и всеми возможными опциями. Тут тебе и память сидений, и климат на все ряды, и мультимедиа, и люки в крыше (два, если что), и электропривод всего, что может двигаться. Комфорт - на уровне.
Фото: Spartfan71
Второй ряд вообще как в S-классе. А вот третий - и тут Mercedes сделал то, что не удаётся многим: он полноценный. Не для детей, не для наказания, а реально для взрослых. Заход через складывающийся средний ряд (удобно), места для ног - на уровне B-класса, не больше, но и не меньше. В дальнюю поездку сядет человек 180 сантиметров и даже не будет бухтеть.
Фото: Spartfan71
Когда третий ряд не нужен, он складывается в пол электроприводом, как полагается. Электропривод, кстати, работает шустро, и при сложенных сиденьях открывается такой багажник, что туда спокойно влезают и коляска, и чемоданы, и ещё останется место под недельный запас продуктов.
Габариты габаритами, но едет как легковой
С первого взгляда на GL думаешь: "Ну всё, впереди коровьи бега". Огромные повороты, качка, как на катере, и парковка исключительно на удачу.
А потом садишься, трогаешься — и вдруг понимаешь: спокойно. Да, машина огромная, но в городе она не кажется ни тяжелой, ни валкой. Секрет в конструкции: несущий кузов (привет рамным внедорожникам), полностью независимая подвеска и грамотная развесовка.
Фото: Spartfan71
Это не утилитарный G-класс, а комфортабельный дорожный корабль, который умеет удивлять мягкостью и отзывчивостью на руле.
На трассе GL раскрывается по полной. Идет очень уверенно, без рысканий, я бы даже сказал - плывет по асфальту с той степенной плавностью, за которую покупают немецкие седаны, а тут - внедорожник.
Шумоизоляция выше похвал в стоке: мотор, ветер, колеса – все гасится добротно. Можно спокойно болтать с пассажирами на скорости 130 километров в час и не повышать голос. А главное - он не чувствуется перегруженным. Наоборот: на скорости ты забываешь, что управляешь пятиметровым танком весом под 2,5 тонны.
Но GL не любит, когда с ним обращаются как со спорткаром - и не надо. Но если вдруг судьба закинет вас на серпантин или узкую просёлочную дорогу с поворотами, Mercedes не подведёт.
Кренов почти нет, подвеска работает по-взрослому, и даже если резко закладывать вираж, система стабилизации вмешивается мягко, а не в режиме "паническая атака".
Пневмоподвеска - один из главных козырей GL, хотя её до сих пор все боятся. Тут она входит даже в базовую комплектацию, а это уже о многом говорит.
В городе - это комфорт бизнес-седана: все кочки, неровности и лежачие полицейские глотаются без звука. На трассе – стабильность без раскачек.
Бездорожье – не его стихия
Не надо питать иллюзий - GL не создан для жесткого оффроуда. Тут нет блокировок, короткой передачи, лебёдки и прочих атрибутов "гордого дикого крузака". Но есть кое-что другое: умная электроника, дорожный просвет до 307 миллиметров (в максимально поднятом положении) и правильная геометрия.
Фото: Spartfan71
Система полного привода 4MATIC работает постоянно. При пробуксовке она моментально перераспределяет крутящий момент между осями, а при наличии Offroad-пакета добавляется помощник при спуске и внедорожный режим трансмиссии.
GL спокойно переваривает неровности, камни, песок.
Проблемы начинаются только там, где банально не пролезешь по ширине - вот тут уже габариты играют против. Узкие тропы, лесные дорожки или каменистые серпантины - это тот случай, когда длина кузова и 3,1 метра колёсной базы превращаются в головную боль.
И да, чем выше комплектация, тем больше страха за обвесы, пороги и дорогущие фары.
Коробка передач - скрытая звезда немецкого телешоу
О коробке передач в GL говорят мало. А зря. Здесь установлена 7-ступенчатая автоматическая коробка 7G-Tronic - и это одна из тех вещей, за которые хочется похвалить Mercedes.
Во-первых, она не тормознутая. Переключения быстрые, без резких рывков. Во-вторых, коробка адаптивная - она "учится" под стиль вождения. Начали ездить спокойно - переключения происходят на 2,5-3 тысячи оборотов.
Поддаете газу, ездите агрессивно - коробка начинает держать передачу до 4000, а иногда и до красной зоны, если нужно ускорение. При этом нет ощущения, что машина "задумывается". Это особенно важно для такого тяжёлого и большого автомобиля, чтобы не ловить паузы на обгонах и не нервничать в потоке.
Ну и не забудем про то, что семь передач = экономия. По трассе GL на этой коробке может ехать на 1500–1800 оборотов в минуту даже на скорости 120–130 километров в час. Это помогает снизить расход и шум.
Стало жарко
Но чтобы не показалось, что GL - это идеал, надо быть честным. У машины есть и странные решения.
Например - климат-контроль. Да, он трехзонный. Да, мощный. Но вот лобовое стекло размером с билборд превращает салон в миниатюрную теплицу, особенно в жару.
И если летом в Казахстане за окном плюс 38, как было прошлым летом, передние пассажиры ощутят жару быстрее, чем хотелось бы. Кондиционер спасает, но на это уходит время.
А учитывая, сколько тут стекла и как много света проникает внутрь - парктроники и зеркала тут не единственные нужные опции. Тут бы не помешал двойной стеклопакет или более агрессивная тонировка с завода.
Немецкий уют с американским акцентом
Если снаружи GL может напоминать японский кроссовер, натянувший на себя строгий костюм, то внутри - это полноценный Mercedes, но с нюансами. Все-таки машину собирали не в Штутгарте, а в американском Вэнсе, штат Алабама.
И этот "привет из Штатов" чувствуется: здесь больше упора на комфорт, чем на премиальный лоск. Больше дерева, больше кожи, больше простора - и немного меньше немецкого перфекционизма в мелочах.
Сам салон производит впечатление уже с первых секунд. Входишь, как в бизнес-класс: мягкие кресла, широкие подлокотники, кожаная отделка буквально повсюду. Даже дерево здесь настоящий шпон, пусть и немного американский по тону. В лучших комплектациях вся передняя панель, торпедо, двери и даже рулевое колесо обтянуты кожей с прострочкой - видно, что старались.
Почти всё удобно, но не всё логично
С водительского места GL ощущается как настоящий флагман. Перед тобой - крупный руль с удобными кнопками, цифровая приборка с огромным экраном (для тех лет), массивная центральная консоль. Всё на своих местах… почти.
Фото: Spartfan71
Система управления мультимедиа COMAND — одна из тех вещей, за которые инженеров Mercedes можно одновременно похвалить и пожурить. Да, для 2000-х это была вершина: навигация, музыка, настройки машины, всё в одном блоке.
Но спустя годы меню кажется перегруженным, интерфейс - устаревшим, а навигация - вообще пережитком эпохи до Google Maps.
Что смотреть с рук
На казахстанской "вторичке" чаще всего попадаются версии GL450 и GL320 (о моторах поговорим чуть позже). Причём даже в пределах одного года выпуска комплектации могут сильно отличаться. Поэтому при выборе важно обратить внимание на несколько моментов:
- Пневмоподвеска. На бумаге "вечная", но в реальности требует внимания. Проверьте, как машина поднимается и опускается, нет ли ошибок и не проседает ли нос после ночи. Замена компрессора или стоек — удовольствие не из дешёвых.
- Люки. Должны работать оба, без протечек и ошибок по приводу.
- Сиденья. В богатых версиях — с памятью и вентиляцией, но встречаются и простые кресла без этих функций.
- Навигация и мультимедиа. Штатный экран часто устарел, поэтому владельцы ставят Android-головы. Иногда это плюс, а иногда — чистая "колхозщина".
- Камеры и парктроники. При таких габаритах лучше, чтобы работало всё. Особенно если речь идёт о системе кругового обзора (её ставили на топовые версии ближе к 2009 году).
Запчасти — отдельная история. Оригинальные детали стоят дорого, и камеры кругового обзора тут в лидерах по стоимости.
Теперь главное – моторы
Когда речь заходит о Mercedes-Benz GL первого поколения и конкретно о тех машинах, что продаются на "вторичке" в Казахстане, то реальный выбор двигателей сводится всего к двум - оба бензиновые, оба V8 и оба из одного и того же семейства M273.
Это либо GL 450 с мотором 4.7 литра (индекс M273 KE46), либо GL 500 с объёмом 5.5 литра (M273 KE55). Вроде бы - выбор есть. На деле - практически одинаковые, по сути, моторы, но с немного разным настроем.
Сами по себе эти двигатели - это доработанная и увеличенная версия более младшего V6 M272, и на бумаге всё очень красиво. Большой V8, 4 клапана на цилиндр, DOHC, алюминиевый блок, фазовращатели на впуске и выпуске, впускной коллектор с изменяемой геометрией, электронный термостат, Bosch ME9 с двумя микроконтроллёрами - все звучит технологично и премиально.
Моторы действительно едут: 4.7-литровый GL разгоняется с места до 100 км/ч примерно за 7.5–8 секунд, и это при его весе. Едет уверенно, тянет с низов и не теряет напора даже при обгонах на трассе. В плане поведения - классика большого V8, никаких сюрпризов.
Но вот в вопросе надёжности M273 - совсем не та история, когда можно сказать "сел и поехал". Это один из самых обсуждаемых моторов Mercedes того времени и, увы, далеко не по причине безупречной репутации.
Самая известная и печально популярная проблема - это износ промежуточной шестерни в газораспределительном механизме. При нормальном подходе цепь и всё, что с ней связано, должны ходить за 200 тысяч километров, но у M273 бывает и по-другому: у кого-то шестерня умирает на 80–100 тысячах, и цепь приходится менять вместе с кучей обвеса.
При этом шум цепи может проявиться не резко, а постепенно, особенно на холодном запуске. Если его игнорировать - последствия дорогостоящие.
Есть и другие хронические слабые места. Например, очень часто этот мотор страдает от масляных подтеков. Самая частая зона - это пластиковые заглушки на головке блока цилиндров. Проблема мелкая, но противная, потому что масло собирается в свечных колодцах, а дальше - выходят из строя катушки зажигания.
Нередко встречается закисание заслонок во впускном коллекторе, что приводит к неровной работе на холостом ходу, падению мощности и ошибкам по смеси. Причина - нагар, который скапливается внутри коллектора и создает нагрузку на пластиковый привод заслонок. В какой-то момент пластик просто не выдерживает, и тогда уже придется менять весь коллектор, а это, опять же, очень дорого.
Еще один фактор риска - это перегрев. В теории, у M273 стоит умная система охлаждения, которая следит за температурой при помощи электронного термостата и должна удерживать мотор в рабочем диапазоне 90–95 градусов.
Но на практике, особенно в Алматино-Шымкентском климате, когда температура воздуха переваливает за плюс 35 градусов Цельсия, мотор может прогреваться до 105 и выше. А если радиатор подзасорен или вискомуфта работает не на 100 процентов, то при движении в пробках на небольших оборотах перегрев не просто возможен - он практически гарантирован.
В свою очередь, перегрев ведёт к детонации, а детонация - к разрушению стенок камеры сгорания. Капремонт здесь стоит как половина GL.
Теперь про расход топлива. Если верить официальным данным, то средний расход у GL450 с 4.7 литрами - около 17.4 литра в городе. На практике все зависит от манеры езды, климата и состояния машины.
В Алматы летом, с кондиционером и пробками, легко можно увидеть под двадцать. По трассе – 11-13 литров при спокойной езде, если не разгоняться резко и держаться в пределах 100 - 110 километров в час. При движении по платной магистрали с круизом - да, можно выйти на 12. Но стоит нажать педаль чуть резче, как расход моментально вырастает. Моторы эти не экономичные. Это нужно принять.
Но несмотря на всё это, при правильной эксплуатации M273 способен пройти свои 300–320 тысяч километров. Проблема в том, что большинство машин, которые сейчас продаются, имеют на одометре около 200+, и далеко не факт, что у всех них цепь уже меняли, коллектор чистили, а прокладки все были заменены. Это означает, что при покупке нужно очень внимательно подойти к диагностике мотора и понимать, во что в ближайшее время, скорее всего, придётся вложиться.
Если не юлить: M273 - это мотор, у которого два лица. Он может быть тихим, мощным и тянуть ваш GL уверенно даже на подъёмах, но он же может преподнести неприятные сюрпризы, если расслабиться. Это не дизель на миллион километров, но и не хлам. Всё зависит от того, как его эксплуатировали до вас и как будете эксплуатировать вы. Удачи!