ПОНТЫон. О строительстве усыпальницы для выдающихся деятелей
Новость о стоимости усыпальницы для выдающихся деятелей нашего государства, которая составит 79 миллиардов (!) тенге, пришлась как-то не к месту и не ко времени. Тяга к понтам пересилила вопрос, которым сейчас единовременно заняты как власти, так и наиболее активные граждане. К тому же кого вообще волнует непростая экономическая ситуация в стране?
Зачем понадобилось строить пантеон, и почему вдруг это стало актуально именно сейчас? На этот счет у министра культуры и спорта Арынстанбека Мухамедиулы свое объяснение: "Мы достигли такого уровня, когда мы обязаны строить Национальный пантеон, потому что пантеон является основой деятельности в области человеческих отношений". Многие пытались понять, что же такое имел в виду министр, да так и не поняли. Однако представить можно: "ПОНТЫон - это наше все!" К тому же пантеон с древнегреческого - это храм всем богам. Ну да, у небожителей нашего властного олимпа далеко идущие намерения.
Местом будущего Национального пантеона выбран Мемориальный комплекс Кабанбай батыра. Предполагается, что здесь будут хоронить особо отличившихся граждан Казахстана.
В семнадцати километрах от Актау посреди мангистауской степи, сливаясь с ландшафтом местности, лежит некрополь Кошкар-ата. Место считается святым, первые захоронения датируются десятым веком, и памятник охраняется государством. Но если древние кочевники были скромнее и увековечивали память о погибших двумя камнями - у ног и головы покойного, то потомки спустя столетия возвели тут целый городок из мавзолеев по всему периметру некрополя. Надо признать, выглядят они величественно, подчеркивают неповторимость захоронений Западного Казахстана, выдержаны в едином стиле и не портят исторический облик памятника, как эклектичные захоронения, например, в Алматы, где встретишь и античные колонны, и купола в восточном стиле, и гранитные таблички, и бронзовые памятники на постаментах.
Случилось как-то проезжать мимо некрополя, и таксист о многом поведал. Он рассказал, что за куски земли вдоль дороги идет настоящая схватка и стоят они дорого. И, как правило, достаются наиболее состоятельным, поскольку возвести мавзолей - удовольствие не дешевое. Материал для него доставляется из местности около Жанаозена, причем цельный кусок вырезают из скалы, а потом нанимают бригаду работников, которые работают над созданием мавзолея. Таксист даже озвучил цифру - в среднем стоимость работы одной бригады начинается от 40 тысяч долларов. Те из состоятельных, продолжал он свой рассказ, которые не могут рассчитывать на своих детей, выкупают места и заказывают бригаде создание мавзолея еще при жизни. Едешь мимо и после рассказа водителя считаешь, сколько же денег похоронено тут.
Вообще, если перебирать этнографию, обнаруживается, что у казахов удивительная страсть сорить деньгами, связанная с кончиной человека.
"Поминки - "ас" - действительно требуют больших расходов, в то же время связывать происхождение этого обычая лишь с желанием прославиться, видимо, не следует. Главная причина - традиция почитания духов предков, в системе верований казахов культ предков играет главную роль, во-вторых, фаталистическое мировоззрение кочевников: "Каждый несет в этот мир свое состояние сам, появится лишний ягненок - вырастет лишний пучок травы". О расходах: известно, что в 1860 году были устроены поминки батыру Ердену в улытауских степях. Для гостей было выставлено 500 юрт, зарезано на угощение 160 лошадей и 200 баранов, "таким образом, Ердена три раза поминали и потратили всего 1868 лошадей и 600 баранов". (Шарипов Бекболат. Кызыл-орда, 1924 г. С. 37). Кроме этих расходов, сыновья построили ему роскошный мазар". (Герн фон В.К. Характер и нравы казахов. 2-е изд. Доп. - Астана: "Алтын кітап", 2007, стр. 127).
Если переложить на современные деньги, при средней цене - 250 тысяч тенге за лошадь и 15 тысяч тенге за барана, то выходит, что поминки батыра Ердена обошлись бы сегодня в 476 миллионов (!) тенге.
"При погребении делается, конечно, угощение гостям, но главные пиры даются во время поминок, через 40 дней или через год после смерти. При этих поминках устраивают скачки и угощения, вследствие чего они обходятся родственникам весьма дорого". (Мейер Л. Казахская степь Оренбургского ведомства. 2-е изд. Доп. - Астана: "Алтын кітап", 2007, стр. 56).
"Поминовение усопших по прошествии года есть самый торжественный и много стоящий обряд. Случается, что на поминки по султанам и знатным старшинам собирается много народа - до 3000 человек, которые поедают несколько сот скота и на скачки употребляют для призов иногда 10 калмыков, да разных вещей на большую сумму. При поминовении верноподданного султана майора Чанчара Солтамаметова, жившего в казенном доме, ему выстроенном около форпоста Подспускного, было в бегу 80 лошадей на 50 верст, с 12 призами, в постепенности один другого превосходящими, - съедено до 120 лошадей и множество другого скота.
Когда сын известного по богатству в Орде Карпытской волости бия Сапака, находясь в числе депутатов при Высочайшем Дворе в Санкт-Петербурге, умер, то Государь Император соизволил пожаловать отцу и матери знатные подарки для поминовения покойника; оные употреблены, по их обыкновению, на призы для скачки. Между тем 1-й приз состоял из 150 рогатых и калмыка; 2-й из 150 голов рогатого скота и калмыка; 3-й из 150 баранов и калмыка, и так далее до 12". (Броневский С.Б. О казахах Средней Орды - Павлодар: ТОО "ЭКО", 2005, стр. 62).
Но если в этих примерах речь идет о поминках за счет покойных или же их родных (не запретишь же людям распоряжаться своими деньгами, как они того захотят сами), то стремление властей построить пантеон выглядит попыткой возвести привычку сорить деньгами, связанную с кончиной человека, - до уровня государственной идеологии.
Бақытжан Бұқарбай