Президент Лукашенко: Конец света? Живите спокойно
Конец света все-таки наступил. В отдельно взятой стране. Телевизионная картинка из Беларуси - как страницы учебника истории СССР последних лет. Километровые очереди у заправок, голые прилавки магазинов и валютчики, вьющиеся вокруг иностранцев. Те белорусы, что понадеялись пересидеть ожидаемый коллапс в тиши заграничного отпуска, далеко от родины не ушли. Кредитные карточки отечественных банков заблокированы суточным лимитом в сто долларов на руки. Что происходит?
Национальный банк Беларуси наполовину девальвировал свой рубль, резко понизив его курс. Надеялись таким образом сбить ажиотаж на валютном рынке. Похоже, не удалось. Иностранные деньги в свободной продаже по-прежнему не появились, а значит, надо ждать продолжения. Страна на грани паники, люди нищают на глазах: цены взлетели, зарплаты упали.
Я это помню - ужас пустых прилавков и все остальное. 1998 год. Российский дефолт. По иронии судьбы, за теми событиями я следил по телевидению из Минска. Один в один. Вплоть до цитат в заявлениях властей. Тогда , в 1998-м, сначала председатель Центробанка Геращенко пообещал отдать руку, если что случится с рублем, а потом и президент Борис Ельцин успокаивал население: не будет никакой девальвации.
13 лет спустя. Глава Нацбанка Беларуси П. Прокопович:
- Пока я руковожу, никаких катастроф с вашими деньгами не случится.
Президент Лукашенко:
- Это все спровоцированная паника. У кого-то появилось слишком много рублей. Живите спокойно.
Ну, и как полагается, через несколько дней грянул кризис. Минское телевидение сообщило о наступлении конца света в середине выпуска новостей коротким дикторским текстом. Первым номером - рассказ о прибытии президента в Астану. Лукашенко спускается по трапу, а следом - репортаж об "успешном развитии торгово-экономического сотрудничества и его дальнейших перспективах". Если бы кадры из аэропорта белорусы увидели чуть подробнее, они бы очень удивились. Главу их государства встречал казахстанский министр по ЧС. Это намек такой, что ли, на перспективы развития обстановки в самой Беларуси? Дескать, впору не с Президентом Нурсултаном Назарбаевым обсуждать спасение Таможенного союза от белорусских проблем, а расспрашивать профильного министра о том, как справляться с последствиями чрезвычайной ситуации.
На самом деле, у Лукашенко остается, пожалуй, только два выхода из тупика: либо просить новые займы у того же Казахстана, либо решиться на глубокие социально-экономические реформы. А они станут крахом всей белорусской политики последних 20 лет. Новой модели "социализма с человеческим лицом", за строительством которого с надеждой следили многие: а вдруг? Ну, хотя бы в одной отдельно взятой стране. Все эти годы Александр Григорьевич объяснял, как легко можно взять из СССР все хорошее и забыть о плохом. Но как можно? Советская модель была настолько цельной, что не позволяла разорвать себя на кусочки. Ну, нельзя оставить плановую экономику и дать свободу диссидентам. Между этими двумя позициями вполне закономерная цепочка взаимосвязей. Белорусы поняли это последними из постсоветских стран. Причем, поняли все разом. Вдруг. И для них это открытие будет страшным потрясением. Люди ведь давно поверили Александру Григорьевичу: кто, если не он? Только с Батькой нам может быть спокойно и сытно. Как говаривал сам Лукашенко, белорусу нужно не много - чарка да шкварка.
И вот такой удар. Сначала, перед президентскими выборами, всем подняли зарплаты вдвое, а теперь эти прибавки смыло волной кризиса. И вдруг выяснилось, что не в Батьке счастье. А в тех, кто снабжал его долгие годы газом подешевле, кредитами, оружием для перепродажи. То есть, получается, все-таки жили за чужой счет? А как обижались на осторожные упреки. Говорили: почему нет? Вы же нам братья, чай, не обеднеете. Ну, и как теперь?
И это только начало. Спасительные кредиты идут под залог собственности, под обещание приватизации белорусских предприятий российским капиталом. А это не только лишение Лукашенко экономической власти, но и вероятное ограничение суверенитета Беларуси.
Впрочем, у Лукашенко есть возможность прибегнуть к еще одной отработанной схеме. Вдали от дома сказать, что все произошло без его ведома, заявить о происках врагов и об ошибках своих чиновникам. Может быть, уволить главу Нацбанка. Помните, тот ведь сам подставился:
- Пока я руковожу, никаких катастроф с вашими деньгами не случится.
Только это не выход из тупика. Это новый в нем лабиринт. Причем, не только для самой Беларуси. Как все происходящее отразится на казахстанской экономике, например? Ведь Таможенный, но все-таки союз.