ПОДЕЛИТЬСЯ
20 апреля 2018 | 22:11
Новая постановка оперы "Биржан - Сара" поразила публику Астаны
20 апреля на сцене "Астана Опера" с огромным успехом прошла премьера новой музыкально-сценической редакции оперы М. Толебаева "Биржан - Сара". Зрители увидели эмоциональную, экспрессивную, осмысленную, но, главное, уникальную постановку жемчужины казахской оперы.
ПОДЕЛИТЬСЯ
20 апреля на сцене "Астана Опера" с огромным успехом прошла премьера новой музыкально-сценической редакции оперы М. Толебаева "Биржан - Сара". Зрители увидели эмоциональную, экспрессивную, осмысленную, но, главное, уникальную постановку жемчужины казахской оперы.
Шедевр национального искусства предстал в новом прочтении режиссера-постановщика Асхата Маемирова и режиссера-консультанта Михаила Панджавидзе. Публике обещали зрелищный спектакль, и постановочная группа свое обещание сдержала.
Невероятные впечатления захватили зрителей, как только открылся занавес: из-под сцены на глазах изумленной публики стал подниматься грандиозный город с ярмарочными гуляньями. Здесь можно было увидеть и торговца оружием, и великолепные напольные часы, и фаэтон с откидным верхом, запряженный лошадью. Жизнь била ключом. В эти моменты хотелось успеть рассмотреть все и сразу, не упустить ни одной детали. Вот метровая ваза из Китая, пушнина из России, ковры из Персии, патефон из Германии, огромные стопки старинных книг из Бухары. Фантастический технический и технологический театральный мир с почти живыми картинами природы, изображенными на 3D проекциях, совсем сбил с толку: где же реальность, а где вымысел? Художники-постановщики оперы - Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов, дизайнер по проекциям - Серджио Металли, художник по свету - Якопо Пантани проделали колоссальную работу. Почти фотографически они передали культуру, традиции и быт казахского народа.
Пожалуй, вернуть внимание публики к основному действию позволило появление на сцене главных героев: Биржана (Меир Байнеш) и Сары (Майра Мухамедкызы). Это потрясающие артисты, их голоса сегодня были полетными, свежими, вокалисты нашли новые яркие краски для воплощения образов. Меир Байнеш держался статно, как и положено настоящему акыну, его герой - мудрый, гордый, смелый.
Сара в исполнении Заслуженной артистки Казахстана, лауреата Государственной премии РК Майры Мухамедкызы задорно пыталась победить в айтысе талантливого соперника. Очаровательная, озорная и независимая Сара сразу же влюбила в себя зрительскую аудиторию. Нужно отметить, что состав подобран очень удачно - обладатели красивых голосов, оба они чувствовали себя уверенно и гармонично смотрелись на сцене. Их роли сложны, тем более, что в музыкальной части спектакля произошли изменения: дирижер-постановщик Абзал Мухитдинов вернул часть музыкального текста и теперь в театре исполняют оригинальный музыкальный материал выдающегося композитора.
Блестяще со своими артистическими и вокальными задачами справились Заслуженный деятель Казахстана Жанат Шыбыкбаев (Жанбота), Заслуженный деятель Казахстана Дина Хамзина (Аналык) - певица потрясающе пронзительно исполнила прощальную песнь - жоқтау в финале, Заслуженный деятель Казахстана Салтанат Ахметова (Алтынай), которая, к слову, в этой режиссерской версии появляется в начале первой картины, а не во втором акте, как это было ранее, была на высоте, Ержан Саипов (Жиенкул), Евгений Чайников (Кожагул), Рамзат Балакишиев (Серик) и Жумабек Кантарбаев (Естай) создали яркие и незабываемые образы.
Прекрасно звучали сегодня Симфонический оркестр и хор "Астана Опера". Это заслуга маэстро А. Мухитдинова и главного хормейстера "Астана Опера" Ержана Даутова.
Понять, кто в этой постановке хороший, а кто плохой, сложно: характеры героев изменились, публика сострадает и Жиенкулу - отвергнутому жениху, и ревнивой Алтынай… Но в то же самое время зрители сопереживают Биржану и Саре. Именно такой степени любовь двух талантливых людей, которые стоят особняком в обществе, вызывает восхищение.
Отдельным персонажем можно рассматривать и народ, который на протяжении всего спектакля выражает свое мнение. Красочные и выразительные танцевально-хоровые сцены, как раз и создающие образ народа, нашли горячий отклик у публики.
Постановку по настоящему украсили балетные номера, артисты продемонстрировали высочайший профессиональный уровень, а хореография национальных танцев удивила новизной и одновременно соответствием стиля той эпохи.
В спектакле очень много символизма. Начиная от восходящего солнца с летящей птицей (как символ свободной страны), заканчивая финальной сценой с водопадом (как знак очищения и вечной жизни). Хотя спектакль заканчивается трагически: главные герои погибают, но слушатели понимают, что любовь сильнее смерти…
Постановка спектакля "Биржан - Сара" - реализация программы Главы государства "Рухани жаңғыру". Премьера прошла при поддержке Министерства культуры и спорта Казахстана в рамках празднования 20-летия столицы.
Спектакль посетила творческая интеллигенция, музыкальные критики: доктор искусствоведения, профессор Джумакова Умитжан Рахметоллаевна, кандидат искусствоведения, профессор Кетегенова Алтын Салимовна, которая многие годы изучает творчество М. Толебаева, гостями вечера были министр культуры и спорта Казахстана Арыстанбек Мухамедиулы, известный итальянский дирижер, художественный руководитель оперного театра Карло Феличе Джузеппе Аквавива и внучка выдающегося композитора Мукана Толебаева - Жания Толебаева.
Завтра, 21 апреля, главные партии готовятся исполнить: Биржан - лауреат многих международных конкурсов Беимбет Танарыков; Сара - Заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай; Жанбота - Заслуженный деятель Казахстана Талгат Мусабаев; Аналык - лауреат международных конкурсов Гульжанат Сапакова; Алтынай - Айзада Капонова; Жиенкул - Талгат Галеев; Кожагул - Шынгыс Расылхан; Серик - Рамзат Балакишиев; Естай - Жумабек Кантарбаев.
Еще быстрее, чем на сайте! Читайте наши новости в Telegram. Подписывайтесь на @tengrinews.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также