Говорить о создании единой валюты в рамках ЕАЭС еще рано. Таким мнением с корреспондентом Tengrinews.kz поделился член коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов. Он отметил, что создание валютного союза еще не означает введение единой валюты. Как считает Сулейменов, для того, чтобы была введена единая валюта на пространстве государств-членов ЕАЭС, пока нет объективных экономических предпосылок.
Говорить о создании единой валюты в рамках ЕАЭС еще рано. Таким мнением с корреспондентом Tengrinews.kz поделился член коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов. Он отметил, что создание валютного союза еще не означает введение единой валюты. Как считает Сулейменов, для того, чтобы была введена единая валюта на пространстве государств-членов ЕАЭС, пока нет объективных экономических предпосылок.
"Не наблюдается достаточных товарных потоков, потоков услуг, капитала, инвестиций. В частности, по итогам 2014 года доля взаимной торговли наших стран в общем объеме внешнеторгового оборота составляет 11,7 процента. В Евросоюзе, например, объем взаимной торговли товарами, услуг, взаимных инвестиций был всегда 60 процентов и примерно таким остался. Таким образом, хочу подчеркнуть, что уровень экономического взаимодействия между нашими странами является пока недостаточным. Кроме того, проведение единой денежно-кредитной политики на практике потребует проведения единой бюджетной и налоговой политик, чему нет предпосылок в договоре (Договор о Евразийском экономическом союзе. - Прим. автора). Подобные обсуждения между сторонами не ведутся", - прокомментировал спикер.
Сулейменов также полагает, что прежде чем начинать предметно обсуждать создание в перспективе валютного союза, необходимо проведение государствами ЕАЭС согласованной политики в финансовой сфере, принятие мер по координации курсовой политики, а также эффективной координации ключевых экономических решений. "Валютный союз - высшая форма экономической интеграции. Но для реализации этого проекта необходимо сначала выйти на согласованные действия в макроэкономике, валютной политике, сформировать условия функционирования единого рынка финансовых услуг. Только после решения этих задач можно говорить о более высоком уровне валютной интеграции наших стран", - сказал собеседник.
Кроме того, спикер уверен, что формирование валютного союза в перспективе будет способствовать снижению зависимости от доллара. "Главным условием валютного союза является принятие мер по дедолларизации экономик наших стран. В области валютной политики на современном этапе развития ЕАЭС акцент делается на ее координации и согласовании в целях повышения доверия к национальным валютам государств-членов. Поэтому в сфере взаимной торговли, инвестиционного сотрудничества наших стран будет возрастать роль национальных валют. Однако во взаимоотношениях с внешними торговыми партнерами (США, Китаем, Европейским союзом) зависимость от доллара сохранится", - сказал он.
Один из опрошенных экспертов Тимур Нигматуллин также считает, что единая валюта не будет введена в ближайшие годы, поскольку в условиях негативной экономической конъюнктуры и нестабильности на мировом финансовом рынке центробанкам ЕАЭС крайне важно сохранять независимую монетарную политику. "Для перехода на единую валюту странам-участницам необходимо кардинально снизить инфляцию. Так, если в Казахстане приемлемый для перехода к единой валюте годовой уровень инфляции в 6,1 процента, то в Беларуси и России данный показатель слишком высок и составляет 16,7 процента", - пояснил финансовый аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ".
Он также отметил, что если согласно мировой практике единая валюта все-таки будет введена, то после переходного периода продолжительностью в 1-2 года национальные валюты могут быть полностью ликвидированы. При этом он предположил, что курс единой валюты будет номинально равен курсу рубля, поскольку на Россию приходится более 87 процентов ВВП экономики объединения. По словам Нигматуллина, для Казахстана последствия перехода к единой валюте будут неоднозначны. "С одной стороны, экономика получит драйвер роста в связи со снижением транзакционных издержек. С другой стороны, может снизиться конкурентоспособность местных товаров в связи со снижением ценового конкурентного преимущества", - прокомментировал аналитик.
В свою очередь, директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев считает, что идея евразийской валюты является своевременной. По его словам, это продуктивный и правильный шаг в будущее. Ранее он также сообщал, что рабочее название новой валюты - "Алтын", она будет похожа на российский рубль и обеспечена сырьевым экспортом России и Казахстана. "Сначала появятся безналичные деньги. И лишь потом кэш. При этом какое-то время наличные рубли или тенге будут ходить параллельно с "алтыном". Как во время российское деноминации 1998 года. При этом стоит учесть и использовать финансовый опыт СССР. Номиналы новых денежных единиц - 1, 3, 5, 10, 25 и 100", - сказал Разуваев.
Напомним, 20 марта 2015 года на встрече президентов Казахстана, России и Беларуси Владимир Путин выдвинул идею о том, чтобы страны ЕАЭС вышли на создание валютного союза. Ранее сообщалось, что Путин решил ускорить появление единой валюты. Он поручил правительству и ЦБ при взаимодействии с центральными банками стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) решить до 1 сентября вопросы дальнейшей интеграции в валютной и финансовой сферах.