01 мая 2021 04:29

"Хаббл" зафиксировал процесс формирования гигантской планеты

Иллюстрация: NASA, ESA, STScI, Joseph Olmsted (STScI) Иллюстрация: NASA, ESA, STScI, Joseph Olmsted (STScI)

Исследователи использовали космический телескоп Hubble ("Хаббл") для первых прямых измерений параметров процесса набора массы планетой PDS 70b в ультрафиолетовом диапазоне (при падении на планету материя испускает свет именно в этом диапазоне электромагнитного спектра). Работа опубликована в журнале Astronomical Journal, передает Tengrinews.kz со ссылкой на AstroNews.

Сообщается, что зародившаяся примерно 5 миллионов лет назад массивная планета размером с Юпитер обращается вокруг родительской звезды примерно на том же расстоянии, на каком Уран обращается вокруг Солнца. Космический телескоп "Хаббл" НАСА дал астрономам редкую возможность взглянуть на планету-гиганта, которая все еще находится в процессе формирования, питаясь материалом, окружающим молодую звезду.

"Нам немногое известно о процессах формирования гигантских планет, - сказал Брендан Боулер из Техасского университета в Остине, США. – Эта планетная система дает нам первую возможность наблюдать материал, падающий на планету. Полученные результаты дают начало целой новой области для научных исследований".

Гигантская экзопланета, получившая обозначение PDS 70b, обращается вокруг оранжевого карлика PDS 70, в системе которого уже известны две планеты, активно формирующиеся из газопылевого диска, окружающего звезду. Система расположена на расстоянии 370 световых лет от Земли в направлении созвездия Центавр.

"Эта система представляет такой большой интерес, поскольку мы становимся свидетелями формирования новой планеты, - сказала Ифань Чжоу, которая также имеет контракт с Техасским университетом в Остине. – Это самая молодая полноценная планета, когда-либо запечатленная при помощи "Хаббла". Данная планета, возраст которой едва достигает 5 миллионов лет, продолжает аккрецировать материал и увеличивать массу".

Как установили ученые, планета уже набрала массу примерно в 5 масс Юпитера, однако в настоящее время скорость аккреции материала упала, и в ближайший один миллион лет планета наберет еще не более 1/100 от массы Юпитера, при условии, что скорость аккреции не упадет еще больше, пояснили исследователи.