1. Главная
  2. Узнай
  3. Технологии
  4. Наука

В геноме жирафа обнаружили ключ к лечению гипертонии 18 марта 2021, 13:18

Международная группа ученых обнаружила ключ к лечению гипертонии в геноме жирафа, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Inverse.

Ученые из Китая, Норвегии и Дании создали новую сборку генома жирафа Ротшильда (Giraffa camelopardalis rothschildi) и исследовали, какие гены могут быть ответственны за его уникальные биологические особенности.

Необычайный рост жирафа привел к длинному списку физиологических адаптаций. Например, кровяное давление жирафа в два раза выше, чем у человека и большинства других млекопитающих. Это для того, чтобы обеспечить стабильное кровоснабжение головы при высоком росте. Поэтому ученые задались вопросом: как жирафу удается избежать обычных побочных эффектов высокого кровяного давления, таких как серьезное повреждение сердечно-сосудистой системы или инсульт?

Проводя анализы и сравнивая гены жирафа с генами 50 других млекопитающих, включая окапи и других родственных млекопитающих, таких как крупный рогатый скот и козы, команда обнаружила особый ген, известный как FGFRL1, который претерпел множество изменений у жирафа по сравнению со всеми другими животными. У людей и мышей мутации в этом гене связаны с сердечно-сосудистыми и скелетными дефектами.

Используя сложные методы редактирования генов, они ввели специфические для жирафов мутации FGFRL1 лабораторным мышам. У мутантных мышей не выросли длинные шеи и не было обнаружено каких-либо явных изменений в их сердечно-сосудистой системе. Поэтому команда решила посмотреть, как животные отреагируют на нормальное состояние жирафа с высоким кровяным давлением. Они дали пяти из 10 модифицированных мышей лекарство, чтобы вызвать высокое кровяное давление, а также ввели это лекарство пяти нормальным мышам. У нормальных мышей развилась гипертония и связанное с этим поражение почек и сердца. Но все грызуны-мутанты остались здоровыми, а их кровяное давление повысилось лишь незначительно.

"Ген жирафа FGFRL1 влияет на сердечно-сосудистую систему, что противодействует эффектам гипертонии", - сказал соавтор исследования и эволюционный генетик из Копенгагенского университета Расмус Хеллер.

По словам Хеллера, дальнейшие исследования FGFRL1 могут оказать влияние на лечение гипертонии у людей.

Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смерти во всем мире: ни по какой другой причине ежегодно не умирает столько людей. Гипертония также является частым фактором риска при заболевании COVID-19.