ПОДЕЛИТЬСЯ
04 сентября 2019 | 09:48
Казахстанцев попросили не путать благотворительность с рекламой
В последние годы многие частные компании и государственные органы помогают малоимущим семьям. Тем ученикам, чьи родители не имеют возможности самостоятельно собрать ребенка в школу, покупают канцелярские принадлежности, одежду и обувь. Однако кажущаяся на первый взгляд стопроцентно положительная инициатива имеет и отрицательную сторону. Детей фотографируют с новенькими ранцами и размещают их фото в социальных сетях и СМИ, называя нуждающимися и малообеспеченными. Из-за публичной благотворительности над ребенком могут начать издеваться одноклассники. Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с экспертами и попытался разобраться, как нужно помогать детям, чтобы им не навредить.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В последние годы многие частные компании и государственные органы помогают малоимущим семьям. Тем ученикам, чьи родители не имеют возможности самостоятельно собрать ребенка в школу, покупают канцелярские принадлежности, одежду и обувь. Однако кажущаяся на первый взгляд стопроцентно положительная инициатива имеет и отрицательную сторону. Детей фотографируют с новенькими ранцами и размещают их фото в социальных сетях и СМИ, называя нуждающимися и малообеспеченными. Из-за публичной благотворительности над ребенком могут начать издеваться одноклассники. Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с экспертами и попытался разобраться, как нужно помогать детям, чтобы им не навредить.
Благотворительные акции становятся популярными. В Сети все чаще появляются фотоотчеты, где крупным планом - лица детей, которым только что вручили социальную помощь. Иногда школьники счастливые, но чаще - не очень.
Меруерт Аргимбаева. Фото vk.com
Директор карагандинского благотворительного магазина Меруерт Аргимбаева много лет работает с малообеспеченными и неблагополучными семьями. По ее мнению, фотоотчеты в Интернете могут серьезно навредить детям.
"Опыт показывает, что их в итоге дразнят в школе. Увы, культура наших людей, в том числе педагогов и родителей, не такая высокая, чтобы оградить этих детей от издевательств. В моей практике были такие случаи, когда мамы сами просили не фотографировать их сыновей и дочерей, боялись. И поэтому прежде, чем вручать на линейке ранец с социальной помощью или публиковать фото вручения очередного канцелярского набора, нужно понять, за что переживаете и что важнее: ребенок или имидж компании?" - говорит специалист.
Меруерт Аргимбаева просит не путать благотворительность с рекламными акциями.
"Помогать определенно нужно. Если у фирмы есть финансовая возможность собрать ребенка в школу, это прекрасно. У меня маленькое ИП, и каждый август мы помогаем нескольким детям. Но нет смысла это афишировать. Ведь это исключительно наше желание, никто нас не заставляет. Сейчас говорю об этом, потому что спрашиваете.
Я знаю руководителей нескольких крупных компаний, среди которых есть даже банки. Они неоднократно помогали серьезными суммами больным людям, но не писали об этом ни на своих сайтах, ни в СМИ. Другое дело - это писать о своих добрых поступках, чтобы подключить больше людей. Например, сообщать, что у себя в офисе вы сортируете мусор или каждый месяц помогаете хоспису и призываете других присоединиться", - рассуждает она.
Зульфия Байсакова. Фото facebook.com/soyuzkz
Председатель правления Союза кризисных центров Казахстана Зульфия Байсакова озвучивает другую проблему, связанную с публичной благотворительностью.
"Я считаю, что это унизительно. Представьте, каково позировать на камеру и говорить заученные слова благодарности в микрофон. У детей страдает самооценка, появляются комплексы.
К тому же у нас нет спланированной и системной благотворительности. По статистике, каждый третий у нас получает помощь. Но мы не знаем, кто эти люди. Многие мамочки идут за рюкзаком сначала в акимат, потом в Nur Otan, потом в мечеть и так по кругу. Тащат за собой ребенка, а если он упирается, кричат на него. Мы не объединяемся в помощи, каждый стремится показать, какой он хороший, радуется, что провел акцию. Как итог - у детей притупляется чувство стыда. Формируется осознание, что так и должно быть, все вокруг им обязаны помогать. И они растут с этой уверенностью.
Это отголоски 90-х годов, когда мы поделили общество на нуждающихся и не нуждающихся. Получилось, что если я работаю, то должен платить налоги и содержать не только пенсионеров, но и этих людей. А эти люди, в свою очередь, восприняли это как должное и воспитывают в этом ключе своих чад", - резюмирует специалист.
Зульфия Байсакова вспоминает о примере правильной поддержки детей из неблагополучных семей.
"В школе я училась с девочкой, у нее родители пили. Но о том, что ей помогает школа, я узнала только в 8 классе, и то случайно. Просто увидела какую-то накладную, в которой было написано про пальто и рейтузы. Я понятия не имела, что это такое, поэтому заинтересовалась и докопалась до правды. Все относились к этой девочке как к равной. Сейчас же наши первоклассники с самого начала знают, кто и в чем нуждается. Начинаются разделения. Они к добру не приведут. Ребенок не должен выбирать друга по статусу. Все изначально должны чувствовать себя равными и полноценными", - считает специалист.
Эксперты заявляют: помогать нуждающимся определенно надо. Однако делать это и государственным органам, и благотворительным фондам необходимо так, чтобы не ставить в ребенка в неудобное положение. Нужно отказаться от практики выводить ученика на линейке перед всей школой и торжественно вручать ранец с канцелярскими принадлежностями, при этом громко заявляя, что этот ребенок из малообеспеченной семьи. Также стоит перестать публиковать фотоотчеты.
Не всегда, но часто действия взрослых, желающих отчитаться о проделанной работе, отражаются на отношении учеников к однокласснику из малообеспеченной семьи. Ребенка могут начать дразнить, травить, у него появляются психологические проблемы. Вторая негативная сторона публичной благотворительности, как уже говорилось выше, - общество воспитывает и растит иждивенцев.
Показать комментарии
Читайте также