ПОДЕЛИТЬСЯ
30 июня 2010 | 19:20
Кодекс как кодекс
Казахстан, Россия и Белоруссия начали переговоры по Таможенному союзу еще в 1995 году. Согласование позиций продолжалось 15 лет и только с текущего года началось реальное объединение. С 1 июля интеграция получает статус закона из-за вступления в силу общего таможенного кодекса. Однако даже это не означает, что Таможенный союз полностью состоялся. Из общей таможенной территории пока не удалены некоторые "пробелы". В то же время, уже через полтора года участники Таможенного союза намерены сделать следующий шаг в интеграции. Белые пятна интеграции Главной трудностью создания единой таможенной территории стала позиция Минска. Раньше осени Белоруссия не присоединится к Таможенному кодексу. Депутаты страны уходят на парламентские каникулы без ратифицикации документа, хотя планировали принять его еще 10 июня. Минск уже давно недоволен российскими пошлинами на экспорт энергоносителей. 28 мая премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский отказался приехать на подписание договора о таможенном кодексе. В результате, Москва и Астана объявили о возможности создания Таможенного союза в двустороннем формате. Затем президент Белоруссии Александр Лукашенко пообещал, что российские экспортные пошлины не будут влиять на интеграцию. После этого министр экономики страны Николай Снопков заявил, что к 1 июля Минск все же ратифицирует таможенный кодекс. Однако после начала "газового конфликта" с Россией, белорусский лидер вновь заговорил об отмене пошлин как условии продолжения интеграции. Конфликт тот решен, а "воз и ныне там". Москва и Астана дали Минску время до 5 июня, чтобы тот определился с присоединением к таможенному кодексу. В то же время, хотя Москва и Астана ратифицировали кодекс, в России еще не приняты все законы, связанные с данным документом. Стоит учитывать и то, что, по экспертным оценкам, сам по себе кодекс регулирует только 80 процентов работы таможенной территории стран-участниц. Остальная часть работы таможенного союза подпадает под действие национальных законодательств. Наконец, таможенная граница даже между Россией и Казахстаном в любом случае будет существовать еще год. Не будет таможенный кодекс и регулировать весь импорт из третьих стран. К примеру, ввоз автомобилей физическими лицами временно будет осуществляться в соответствии с национальными законодательствами. Другими словами, даже вступление таможенного кодекса в юридическую силу не означает полной таможенной интеграции. Тем более, что антидемпинговые и другие защитные таможенные пошлины кодексом не регулируются и могут быть введены в любое время. Кроме того, даже формирование общих таможенных пошлин в отношении товаров третьих стран завершится только через несколько лет. Примерно по 400 видам продукции - от пищевой до машиностроительной - Казахстан получил отсрочку до 2011-2014 годов. Для фармацевтической продукции переходный период установлен до 2015 года, а по тростниковому сахару-сырцу продлен до 2019 года. По словам чиновников России и Белоруссии, причина в том, что идет эволюционная, а не революционная интеграция. Однако эволюция эта не задерживается. Уже в 2012 году государства-участники Таможенного союза намерены перейти к более высокой ступени интеграции - Единому экономическому пространству (ЕЭП). По словам премьер-министра Казахстана Карима Масимова, в результате этого будет согласовываться уже не только таможенная, но и другие направления экономической политики, за исключением налоговой, валютной и части энергетической. Европейский вектор Интеграция в рамках Таможенного союза вообще продвигается быстро. Достаточно посмотреть на опыт Европейского союза (ЕС). По оценкам экспертов, на урегулирование таможенных вопросов европейским странам понадобились два года. В то же время, по словам Масимова, решение о начале создания Таможенного союза было принято в декабре 2008 года на встрече с главой российского кабмина Владимиром Путиным. То есть до начала практической стадии формирования Таможенного союза прошел всего год. Казахстанский премьер подчеркнул, что интеграция в Европе заняла 20 лет. ЕЭП же, по его словам, будет создано за два года. При этом уже возникли планы дальнейшей интеграции. По словам первого вице-премьера правительства России Игоря Шувалова, с 2012 года Москва будет параллельно создавать ЕЭП с Европой, а также Астаной и Минском. "Наша цель - формировать общее экономическое пространство с ЕС, а в дальнейшем мы будем продвигать это на территории Казахстана и Белоруссии", - отметил он. По словам Шувалова, в интеграция в формате ЕС-Россия не предусмотрены общие наднациональные органы, как в случае ЕЭП с Казахстаном и Белоруссией. Основная экономическая политика будет приводиться к европейским стандартам. Кроме того, планируется "не просто гармонизация законодательства наших союзов, но и постепенное снятие препятствий на пути движения товаров, капитала и граждан". "Наша цель - Европа без барьеров и визовых режимов, Европа от Атлантики до Тихого океана", - отметил российский чиновник. На пути у далеко идущих планов снова Белоруссия. Минск уже опубликовал список из 12 претензий к России в рамках еще не созданного ЕЭП. Так что вряд ли договориться с Белоруссией о создании ЕЭП будет легче, чем о формировании Таможенного союза. Поэтому интерес вызывает возможность расширения ЕЭП за счет других стран. О такой возможности говорили еще в прошлом году. Какие страны могут "пойти" в Европу с сегодняшними участниками интеграции пока неизвестно. Очевидно, что речь идет об участниках СНГ. К примеру, о возможности вступления в ЕЭП заявлял Киев. В то же время, по словам Шувалова, в рамках содружества и так будет заключено соглашение о зоне свободной торговли по стандартам ЕС. "В любом случае, какой бы формат свободной торговли ни получился, базовые принципы экономического законодательства ЕС через Россию будут проложены на все пространство СНГ", - пояснил он, отделив Казахстан и Белоруссию от других стран содружества. От союза к союзу Таким образом, очевидно, что таможенная интеграция не так тесна, как может показаться на первый взгляд. Маловероятны какие-то радикальные экономические изменения и в ближайшем будущем. В частности, об этом говорят как планы быстрого перехода к ЕЭП, так и масштабы работы. Для создания ЕЭП требуется заключить примерно столько же соглашений, сколько для создания Таможенного союза. Намерения интегрироваться с Европой, конечно, поражают своими масштабами. Однако, по признанию помощника президента России Сергея Приходько, переговорам Москвы с Брюсселем не хватает предметного характера. То же самое касается передачи части полномочий правительств наднациональному органу в рамках ЕЭП. По словам Масимова, это предусмотрено уже в рамках Таможенного союза. То есть, в ЕЭП такая практика будет просто расширена. Так что никаких качественных изменений не предвидится. Каких-то гигантских количественных изменений в результате интеграции также не ожидается. По расчетам Комиссии Таможенного союза, через пять лет интеграции экономика стран-участниц может вырасти на 10-12 процентов. При этом объем их взаимных инвестиций, возможно, увеличится на четверть. В то же время, трудности и скандалы в ходе интеграции являются нормой. Не все идет гладко в ЕС. Еще тяжелее приходилось странам, в которых индустриализация не завершилась, как в случае с Казахстаном, Россией и Белоруссией. Здесь на первый план выходит политическая воля государств к участию в интеграции. В случае Таможенного союза нет сомнений в том, что без урегулирования двусторонних российско-белорусских отношений о продвижении интеграции в существующем формате говорить не приходится. Однако это уже вопросы политики, а не экономики.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Казахстан, Россия и Белоруссия начали переговоры по Таможенному союзу еще в 1995 году. Согласование позиций продолжалось 15 лет и только с текущего года началось реальное объединение. С 1 июля интеграция получает статус закона из-за вступления в силу общего таможенного кодекса. Однако даже это не означает, что Таможенный союз полностью состоялся. Из общей таможенной территории пока не удалены некоторые "пробелы". В то же время, уже через полтора года участники Таможенного союза намерены сделать следующий шаг в интеграции. Белые пятна интеграции Главной трудностью создания единой таможенной территории стала позиция Минска. Раньше осени Белоруссия не присоединится к Таможенному кодексу. Депутаты страны уходят на парламентские каникулы без ратифицикации документа, хотя планировали принять его еще 10 июня. Минск уже давно недоволен российскими пошлинами на экспорт энергоносителей. 28 мая премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский отказался приехать на подписание договора о таможенном кодексе. В результате, Москва и Астана объявили о возможности создания Таможенного союза в двустороннем формате. Затем президент Белоруссии Александр Лукашенко пообещал, что российские экспортные пошлины не будут влиять на интеграцию. После этого министр экономики страны Николай Снопков заявил, что к 1 июля Минск все же ратифицирует таможенный кодекс. Однако после начала "газового конфликта" с Россией, белорусский лидер вновь заговорил об отмене пошлин как условии продолжения интеграции. Конфликт тот решен, а "воз и ныне там". Москва и Астана дали Минску время до 5 июня, чтобы тот определился с присоединением к таможенному кодексу. В то же время, хотя Москва и Астана ратифицировали кодекс, в России еще не приняты все законы, связанные с данным документом. Стоит учитывать и то, что, по экспертным оценкам, сам по себе кодекс регулирует только 80 процентов работы таможенной территории стран-участниц. Остальная часть работы таможенного союза подпадает под действие национальных законодательств. Наконец, таможенная граница даже между Россией и Казахстаном в любом случае будет существовать еще год. Не будет таможенный кодекс и регулировать весь импорт из третьих стран. К примеру, ввоз автомобилей физическими лицами временно будет осуществляться в соответствии с национальными законодательствами. Другими словами, даже вступление таможенного кодекса в юридическую силу не означает полной таможенной интеграции. Тем более, что антидемпинговые и другие защитные таможенные пошлины кодексом не регулируются и могут быть введены в любое время. Кроме того, даже формирование общих таможенных пошлин в отношении товаров третьих стран завершится только через несколько лет. Примерно по 400 видам продукции - от пищевой до машиностроительной - Казахстан получил отсрочку до 2011-2014 годов. Для фармацевтической продукции переходный период установлен до 2015 года, а по тростниковому сахару-сырцу продлен до 2019 года. По словам чиновников России и Белоруссии, причина в том, что идет эволюционная, а не революционная интеграция. Однако эволюция эта не задерживается. Уже в 2012 году государства-участники Таможенного союза намерены перейти к более высокой ступени интеграции - Единому экономическому пространству (ЕЭП). По словам премьер-министра Казахстана Карима Масимова, в результате этого будет согласовываться уже не только таможенная, но и другие направления экономической политики, за исключением налоговой, валютной и части энергетической. Европейский вектор Интеграция в рамках Таможенного союза вообще продвигается быстро. Достаточно посмотреть на опыт Европейского союза (ЕС). По оценкам экспертов, на урегулирование таможенных вопросов европейским странам понадобились два года. В то же время, по словам Масимова, решение о начале создания Таможенного союза было принято в декабре 2008 года на встрече с главой российского кабмина Владимиром Путиным. То есть до начала практической стадии формирования Таможенного союза прошел всего год. Казахстанский премьер подчеркнул, что интеграция в Европе заняла 20 лет. ЕЭП же, по его словам, будет создано за два года. При этом уже возникли планы дальнейшей интеграции. По словам первого вице-премьера правительства России Игоря Шувалова, с 2012 года Москва будет параллельно создавать ЕЭП с Европой, а также Астаной и Минском. "Наша цель - формировать общее экономическое пространство с ЕС, а в дальнейшем мы будем продвигать это на территории Казахстана и Белоруссии", - отметил он. По словам Шувалова, в интеграция в формате ЕС-Россия не предусмотрены общие наднациональные органы, как в случае ЕЭП с Казахстаном и Белоруссией. Основная экономическая политика будет приводиться к европейским стандартам. Кроме того, планируется "не просто гармонизация законодательства наших союзов, но и постепенное снятие препятствий на пути движения товаров, капитала и граждан". "Наша цель - Европа без барьеров и визовых режимов, Европа от Атлантики до Тихого океана", - отметил российский чиновник. На пути у далеко идущих планов снова Белоруссия. Минск уже опубликовал список из 12 претензий к России в рамках еще не созданного ЕЭП. Так что вряд ли договориться с Белоруссией о создании ЕЭП будет легче, чем о формировании Таможенного союза. Поэтому интерес вызывает возможность расширения ЕЭП за счет других стран. О такой возможности говорили еще в прошлом году. Какие страны могут "пойти" в Европу с сегодняшними участниками интеграции пока неизвестно. Очевидно, что речь идет об участниках СНГ. К примеру, о возможности вступления в ЕЭП заявлял Киев. В то же время, по словам Шувалова, в рамках содружества и так будет заключено соглашение о зоне свободной торговли по стандартам ЕС. "В любом случае, какой бы формат свободной торговли ни получился, базовые принципы экономического законодательства ЕС через Россию будут проложены на все пространство СНГ", - пояснил он, отделив Казахстан и Белоруссию от других стран содружества. От союза к союзу Таким образом, очевидно, что таможенная интеграция не так тесна, как может показаться на первый взгляд. Маловероятны какие-то радикальные экономические изменения и в ближайшем будущем. В частности, об этом говорят как планы быстрого перехода к ЕЭП, так и масштабы работы. Для создания ЕЭП требуется заключить примерно столько же соглашений, сколько для создания Таможенного союза. Намерения интегрироваться с Европой, конечно, поражают своими масштабами. Однако, по признанию помощника президента России Сергея Приходько, переговорам Москвы с Брюсселем не хватает предметного характера. То же самое касается передачи части полномочий правительств наднациональному органу в рамках ЕЭП. По словам Масимова, это предусмотрено уже в рамках Таможенного союза. То есть, в ЕЭП такая практика будет просто расширена. Так что никаких качественных изменений не предвидится. Каких-то гигантских количественных изменений в результате интеграции также не ожидается. По расчетам Комиссии Таможенного союза, через пять лет интеграции экономика стран-участниц может вырасти на 10-12 процентов. При этом объем их взаимных инвестиций, возможно, увеличится на четверть. В то же время, трудности и скандалы в ходе интеграции являются нормой. Не все идет гладко в ЕС. Еще тяжелее приходилось странам, в которых индустриализация не завершилась, как в случае с Казахстаном, Россией и Белоруссией. Здесь на первый план выходит политическая воля государств к участию в интеграции. В случае Таможенного союза нет сомнений в том, что без урегулирования двусторонних российско-белорусских отношений о продвижении интеграции в существующем формате говорить не приходится. Однако это уже вопросы политики, а не экономики.
Показать комментарии
Читайте также