30 июня 2010 | 19:20

Кодекс как кодекс

Казахстан, Россия и Белоруссия начали переговоры по Таможенному союзу еще в 1995 году. Согласование позиций продолжалось 15 лет и только с текущего года началось реальное объединение. С 1 июля интеграция получает статус закона из-за вступления в силу общего таможенного кодекса. Однако даже это не означает, что Таможенный союз полностью состоялся. Из общей таможенной территории пока не удалены некоторые "пробелы". В то же время, уже через полтора года участники Таможенного союза намерены сделать следующий шаг в интеграции. Белые пятна интеграции Главной трудностью создания единой таможенной территории стала позиция Минска. Раньше осени Белоруссия не присоединится к Таможенному кодексу. Депутаты страны уходят на парламентские каникулы без ратифицикации документа, хотя планировали принять его еще 10 июня. Минск уже давно недоволен российскими пошлинами на экспорт энергоносителей. 28 мая премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский отказался приехать на подписание договора о таможенном кодексе. В результате, Москва и Астана объявили о возможности создания Таможенного союза в двустороннем формате. Затем президент Белоруссии Александр Лукашенко пообещал, что российские экспортные пошлины не будут влиять на интеграцию. После этого министр экономики страны Николай Снопков заявил, что к 1 июля Минск все же ратифицирует таможенный кодекс. Однако после начала "газового конфликта" с Россией, белорусский лидер вновь заговорил об отмене пошлин как условии продолжения интеграции. Конфликт тот решен, а "воз и ныне там". Москва и Астана дали Минску время до 5 июня, чтобы тот определился с присоединением к таможенному кодексу. В то же время, хотя Москва и Астана ратифицировали кодекс, в России еще не приняты все законы, связанные с данным документом. Стоит учитывать и то, что, по экспертным оценкам, сам по себе кодекс регулирует только 80 процентов работы таможенной территории стран-участниц. Остальная часть работы таможенного союза подпадает под действие национальных законодательств. Наконец, таможенная граница даже между Россией и Казахстаном в любом случае будет существовать еще год. Не будет таможенный кодекс и регулировать весь импорт из третьих стран. К примеру, ввоз автомобилей физическими лицами временно будет осуществляться в соответствии с национальными законодательствами. Другими словами, даже вступление таможенного кодекса в юридическую силу не означает полной таможенной интеграции. Тем более, что антидемпинговые и другие защитные таможенные пошлины кодексом не регулируются и могут быть введены в любое время. Кроме того, даже формирование общих таможенных пошлин в отношении товаров третьих стран завершится только через несколько лет. Примерно по 400 видам продукции - от пищевой до машиностроительной - Казахстан получил отсрочку до 2011-2014 годов. Для фармацевтической продукции переходный период установлен до 2015 года, а по тростниковому сахару-сырцу продлен до 2019 года. По словам чиновников России и Белоруссии, причина в том, что идет эволюционная, а не революционная интеграция. Однако эволюция эта не задерживается. Уже в 2012 году государства-участники Таможенного союза намерены перейти к более высокой ступени интеграции - Единому экономическому пространству (ЕЭП). По словам премьер-министра Казахстана Карима Масимова, в результате этого будет согласовываться уже не только таможенная, но и другие направления экономической политики, за исключением налоговой, валютной и части энергетической. Европейский вектор Интеграция в рамках Таможенного союза вообще продвигается быстро. Достаточно посмотреть на опыт Европейского союза (ЕС). По оценкам экспертов, на урегулирование таможенных вопросов европейским странам понадобились два года. В то же время, по словам Масимова, решение о начале создания Таможенного союза было принято в декабре 2008 года на встрече с главой российского кабмина Владимиром Путиным. То есть до начала практической стадии формирования Таможенного союза прошел всего год. Казахстанский премьер подчеркнул, что интеграция в Европе заняла 20 лет. ЕЭП же, по его словам, будет создано за два года. При этом уже возникли планы дальнейшей интеграции. По словам первого вице-премьера правительства России Игоря Шувалова, с 2012 года Москва будет параллельно создавать ЕЭП с Европой, а также Астаной и Минском. "Наша цель - формировать общее экономическое пространство с ЕС, а в дальнейшем мы будем продвигать это на территории Казахстана и Белоруссии", - отметил он. По словам Шувалова, в интеграция в формате ЕС-Россия не предусмотрены общие наднациональные органы, как в случае ЕЭП с Казахстаном и Белоруссией. Основная экономическая политика будет приводиться к европейским стандартам. Кроме того, планируется "не просто гармонизация законодательства наших союзов, но и постепенное снятие препятствий на пути движения товаров, капитала и граждан". "Наша цель - Европа без барьеров и визовых режимов, Европа от Атлантики до Тихого океана", - отметил российский чиновник. На пути у далеко идущих планов снова Белоруссия. Минск уже опубликовал список из 12 претензий к России в рамках еще не созданного ЕЭП. Так что вряд ли договориться с Белоруссией о создании ЕЭП будет легче, чем о формировании Таможенного союза. Поэтому интерес вызывает возможность расширения ЕЭП за счет других стран. О такой возможности говорили еще в прошлом году. Какие страны могут "пойти" в Европу с сегодняшними участниками интеграции пока неизвестно. Очевидно, что речь идет об участниках СНГ. К примеру, о возможности вступления в ЕЭП заявлял Киев. В то же время, по словам Шувалова, в рамках содружества и так будет заключено соглашение о зоне свободной торговли по стандартам ЕС. "В любом случае, какой бы формат свободной торговли ни получился, базовые принципы экономического законодательства ЕС через Россию будут проложены на все пространство СНГ", - пояснил он, отделив Казахстан и Белоруссию от других стран содружества. От союза к союзу Таким образом, очевидно, что таможенная интеграция не так тесна, как может показаться на первый взгляд. Маловероятны какие-то радикальные экономические изменения и в ближайшем будущем. В частности, об этом говорят как планы быстрого перехода к ЕЭП, так и масштабы работы. Для создания ЕЭП требуется заключить примерно столько же соглашений, сколько для создания Таможенного союза. Намерения интегрироваться с Европой, конечно, поражают своими масштабами. Однако, по признанию помощника президента России Сергея Приходько, переговорам Москвы с Брюсселем не хватает предметного характера. То же самое касается передачи части полномочий правительств наднациональному органу в рамках ЕЭП. По словам Масимова, это предусмотрено уже в рамках Таможенного союза. То есть, в ЕЭП такая практика будет просто расширена. Так что никаких качественных изменений не предвидится. Каких-то гигантских количественных изменений в результате интеграции также не ожидается. По расчетам Комиссии Таможенного союза, через пять лет интеграции экономика стран-участниц может вырасти на 10-12 процентов. При этом объем их взаимных инвестиций, возможно, увеличится на четверть. В то же время, трудности и скандалы в ходе интеграции являются нормой. Не все идет гладко в ЕС. Еще тяжелее приходилось странам, в которых индустриализация не завершилась, как в случае с Казахстаном, Россией и Белоруссией. Здесь на первый план выходит политическая воля государств к участию в интеграции. В случае Таможенного союза нет сомнений в том, что без урегулирования двусторонних российско-белорусских отношений о продвижении интеграции в существующем формате говорить не приходится. Однако это уже вопросы политики, а не экономики.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети
Казахстан, Россия и Белоруссия начали переговоры по Таможенному союзу еще в 1995 году. Согласование позиций продолжалось 15 лет и только с текущего года началось реальное объединение. С 1 июля интеграция получает статус закона из-за вступления в силу общего таможенного кодекса. Однако даже это не означает, что Таможенный союз полностью состоялся. Из общей таможенной территории пока не удалены некоторые "пробелы". В то же время, уже через полтора года участники Таможенного союза намерены сделать следующий шаг в интеграции. Белые пятна интеграции Главной трудностью создания единой таможенной территории стала позиция Минска. Раньше осени Белоруссия не присоединится к Таможенному кодексу. Депутаты страны уходят на парламентские каникулы без ратифицикации документа, хотя
Реклама
Реклама
планировали принять его еще 10 июня. Минск уже давно недоволен российскими пошлинами на экспорт энергоносителей. 28 мая премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский отказался приехать на подписание договора о таможенном кодексе. В результате, Москва и Астана объявили о возможности создания Таможенного союза в двустороннем формате. Затем президент Белоруссии Александр Лукашенко пообещал, что российские экспортные пошлины не будут влиять на интеграцию. После этого министр экономики страны Николай Снопков заявил, что к 1 июля Минск все же ратифицирует таможенный кодекс. Однако после начала "газового конфликта" с Россией, белорусский лидер вновь заговорил об отмене пошлин как условии продолжения интеграции. Конфликт тот решен, а "воз и ныне там". Москва и Астана дали Минску время до 5 июня, чтобы тот определился с присоединением к таможенному кодексу. В то же время, хотя Москва и Астана ратифицировали кодекс, в России еще не приняты все законы, связанные с данным документом. Стоит учитывать и то, что, по экспертным оценкам, сам по себе кодекс регулирует только 80 процентов работы таможенной территории стран-участниц. Остальная часть работы таможенного союза подпадает под действие национальных законодательств. Наконец, таможенная граница даже между Россией и Казахстаном в любом случае будет существовать еще год. Не будет таможенный кодекс и регулировать весь импорт из третьих стран. К примеру, ввоз автомобилей физическими лицами временно будет осуществляться в соответствии с национальными законодательствами. Другими словами, даже вступление таможенного кодекса в юридическую силу не означает полной таможенной интеграции. Тем более, что антидемпинговые и другие защитные таможенные пошлины кодексом не регулируются и могут быть введены в любое время. Кроме того, даже формирование общих таможенных пошлин в отношении товаров третьих стран завершится только через несколько лет. Примерно по 400 видам продукции - от пищевой до машиностроительной - Казахстан получил отсрочку до 2011-2014 годов. Для фармацевтической продукции переходный период установлен до 2015 года, а по тростниковому сахару-сырцу продлен до 2019 года. По словам чиновников России и Белоруссии, причина в том, что идет эволюционная, а не революционная интеграция. Однако эволюция эта не задерживается. Уже в 2012 году государства-участники Таможенного союза намерены перейти к более высокой ступени интеграции - Единому экономическому пространству (ЕЭП). По словам премьер-министра Казахстана Карима Масимова, в результате этого будет согласовываться уже не только таможенная, но и другие направления экономической политики, за исключением налоговой, валютной и части энергетической. Европейский вектор Интеграция в рамках Таможенного союза вообще продвигается быстро. Достаточно посмотреть на опыт Европейского союза (ЕС). По оценкам экспертов, на урегулирование таможенных вопросов европейским странам понадобились два года. В то же время, по словам Масимова, решение о начале создания Таможенного союза было принято в декабре 2008 года на встрече с главой российского кабмина Владимиром Путиным. То есть до начала практической стадии формирования Таможенного союза прошел всего год. Казахстанский премьер подчеркнул, что интеграция в Европе заняла 20 лет. ЕЭП же, по его словам, будет создано за два года. При этом уже возникли планы дальнейшей интеграции. По словам первого вице-премьера правительства России Игоря Шувалова, с 2012 года Москва будет параллельно создавать ЕЭП с Европой, а также Астаной и Минском. "Наша цель - формировать общее экономическое пространство с ЕС, а в дальнейшем мы будем продвигать это на территории Казахстана и Белоруссии", - отметил он. По словам Шувалова, в интеграция в формате ЕС-Россия не предусмотрены общие наднациональные органы, как в случае ЕЭП с Казахстаном и Белоруссией. Основная экономическая политика будет приводиться к европейским стандартам. Кроме того, планируется "не просто гармонизация законодательства наших союзов, но и постепенное снятие препятствий на пути движения товаров, капитала и граждан". "Наша цель - Европа без барьеров и визовых режимов, Европа от Атлантики до Тихого океана", - отметил российский чиновник. На пути у далеко идущих планов снова Белоруссия. Минск уже опубликовал список из 12 претензий к России в рамках еще не созданного ЕЭП. Так что вряд ли договориться с Белоруссией о создании ЕЭП будет легче, чем о формировании Таможенного союза. Поэтому интерес вызывает возможность расширения ЕЭП за счет других стран. О такой возможности говорили еще в прошлом году. Какие страны могут "пойти" в Европу с сегодняшними участниками интеграции пока неизвестно. Очевидно, что речь идет об участниках СНГ. К примеру, о возможности вступления в ЕЭП заявлял Киев. В то же время, по словам Шувалова, в рамках содружества и так будет заключено соглашение о зоне свободной торговли по стандартам ЕС. "В любом случае, какой бы формат свободной торговли ни получился, базовые принципы экономического законодательства ЕС через Россию будут проложены на все пространство СНГ", - пояснил он, отделив Казахстан и Белоруссию от других стран содружества. От союза к союзу Таким образом, очевидно, что таможенная интеграция не так тесна, как может показаться на первый взгляд. Маловероятны какие-то радикальные экономические изменения и в ближайшем будущем. В частности, об этом говорят как планы быстрого перехода к ЕЭП, так и масштабы работы. Для создания ЕЭП требуется заключить примерно столько же соглашений, сколько для создания Таможенного союза. Намерения интегрироваться с Европой, конечно, поражают своими масштабами. Однако, по признанию помощника президента России Сергея Приходько, переговорам Москвы с Брюсселем не хватает предметного характера. То же самое касается передачи части полномочий правительств наднациональному органу в рамках ЕЭП. По словам Масимова, это предусмотрено уже в рамках Таможенного союза. То есть, в ЕЭП такая практика будет просто расширена. Так что никаких качественных изменений не предвидится. Каких-то гигантских количественных изменений в результате интеграции также не ожидается. По расчетам Комиссии Таможенного союза, через пять лет интеграции экономика стран-участниц может вырасти на 10-12 процентов. При этом объем их взаимных инвестиций, возможно, увеличится на четверть. В то же время, трудности и скандалы в ходе интеграции являются нормой. Не все идет гладко в ЕС. Еще тяжелее приходилось странам, в которых индустриализация не завершилась, как в случае с Казахстаном, Россией и Белоруссией. Здесь на первый план выходит политическая воля государств к участию в интеграции. В случае Таможенного союза нет сомнений в том, что без урегулирования двусторонних российско-белорусских отношений о продвижении интеграции в существующем формате говорить не приходится. Однако это уже вопросы политики, а не экономики.

Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная