Сизифов труд хоргосских "несунов"
С недавних пор в зале въезда на территорию Казахстана из МЦПС "Хоргос" появились спецназовцы. Люди в черных масках пришли на подмогу работникам таможни, ведущим противостояние с так называемыми "несунами".
Кто посещал "Хоргос" хоть раз, наверняка становился свидетелем того, как "жарко" бывает в зоне красного коридора к вечеру, после закрытия магазинов на китайской стороне. В зоне накопителя выстраивается длинная очередь, в которой перемешаны две группы людей. Среди уставших, но явно довольных покупками туристов, выделяются другие - деловито ворочающие перемотанные тюки местные жители. Для них прохождение таможенного контроля сродни моменту истины, потому как за пронос товаров на территорию Казахстана из МЦПС "Хоргос" они получают деньги.
Такой способ заработка стал возможен из-за правил, действующих внутри Таможенного союза. По правилам, физические лица имеют право свободно перемещать товары через границу для личного пользования не чаще, чем раз месяц, ограничиваясь объемом в 50 килограммов и стоимостью не превышающей 1500 евро. Кроме того, категория "для личного пользования" регламентирует количественные требования к той или иной группе товаров. Для меховых изделий - не более одной единицы, для смартфонов и планшетов - не более 2 единиц, ювелирных изделий - не более 5 и так далее.
"Несуны" предлагают свои услуги по преодолению этих барьеров. Применяется давно опробованная тактика: создать искусственный ажиотаж путем блокирования проходов в зону прохождения таможенного контроля. Действовать в обстановке хаоса, пожалуй, единственная возможность протолкнуть свою ношу через багажную ленту. Даже если "несуны" имеют чистый паспорт, а груз не превышает 50 килограммов, как правило, их багаж состоит из однородных товаров. К примеру, это может быть невиданное количество наборов для вышивания, 1000 носков или 20 джинсов. В этом случае для таможенников становится очевидно, что вещи перевозятся для последующей продажи. На этом основании груз помещается на склады временного хранения, откуда забрать его можно уже только после прохождения процедур таможенной очистки.
Большинство "несунов" - жители Жаркента, и у них своя правда. По словам зарабатывающих таким промыслом, в регионе они не могут найти работу, а кормить семьи необходимо не раз в месяц, а каждый день. Похоже, степень авантюрности действий местных жителей берет свои корни в безвыходности. Некоторые "несуны" надеются пронести товар даже с "грязными" паспортами на руках, возвращаясь на "Хоргос" спустя какую-то неделю после предыдущей ходки. Когда груз отбирают, они привычно занимают свое место по другую сторону ограждения, часами смотрят на дверь комнаты временного хранения и просят отнестись к ним чисто по-человечески. Но закон есть закон. В этом правда уже таможенников.
А бывает, что кто-то из "несунов" в этом похожем на безумие противостоянии неожиданно обращается к законникам со словами благодарности. "Закручивание гаек" на границе оборачивается повышением цен на их услуги. Тариф за пронос одного килограмма товара "местными" доходит до 400 тенге. При таком расчете за 50 килограммов по самым высоким расценкам они могут получить 20 тысяч тенге, из которых почти половина уйдет на проезд и прочие расходы.
Другой вид заработка - предоставление "чистых паспортов". В связи с ужесточением контроля таможенниками, цены на них доходят до 10-12 тысяч тенге.
***
Торговую зону МЦПС "Хоргос" от пропускного пункта в Казахстан отделяет дорога. Этот путь туристы и "несуны" преодолевают на циркулирующих тут же такси или автобусах. По правилам перевозки груза, он должен провозиться только в багажных отделениях. Весь транспорт на этом отрезке, именуемом зоной первичного контроля, останавливают и проверяют работники таможни. Глаз досматривающих багаж наметан. Большинство "несунов" здесь знают в лицо, и даже не прибегая к процедуре проверки паспорта на частоту перемещений, могут примерно сказать, какое время назад человек пересекал границу. Также для таможенников не составляет труда, мельком взглянув на содержимое багажника, определить, что перевозятся однородные товары.
Нарушителей высаживают на обочину и предлагают альтернативу: вернуть груз в Китай или поместить его на склад. Некоторые "несуны" выбирают третий вариант - сесть на обочине и ждать, пробуя уехать на одном из следующих останавливаемых автобусах. Так могут проходить часы.
Классический пример. Престарелая бабушка и ее взрослый сын сидят у дороги. Местность открытая, а день хоть и осенний, но жаркий. От лучей солнца нет никакой защиты. Несмотря на это, мать и сын, в которых работники таможни узнали "несунов", терпеливо ждут. Сами они из Жаркента. Пересекали границу совсем недавно.
Бойкая бабушка без устали обращается к таможенникам и штурмует каждый новый автобус, куда ей преграждают путь. Вернуть товары в КНР она отказалась.
"У меня семеро детей, у сына вот второй год инвалидность. Он - отец четверых детей. Заработок у меня небольшой получается. Иногда 500, иногда 3000, иногда 5000 тенге. По 300 тенге за килограмм. Сейчас на двоих мы несем примерно 60 килограммов", - рассказала жительница Жаркента.
Как пояснил главный специалист таможенного поста "Алтынколь" КПП МЦПС "Хоргос" Бекен Нурахметов, за бабушку при прохождении контроля заступается народ.
"Когда товар изымаешь, бывает, они находят лиц с "чистым" паспортом, которые говорят, что товар принадлежит им. Применяют разные варианты, и на таможне возникают большие проблемы. Здесь, на перспективной дороге, мы устраиваем первичный фильтр, иначе пункт пропуска превратится в перевалочную базу. Возникнут трудности.
В первую очередь, совместно с сотрудниками ДПС МВД РК мы контролируем исполнение правил перевозок багажа пассажирами. Следим, чтобы "несуны" ничего не грузили в салон, определяем назначение товара - провозится он для личного пользования или для коммерческой деятельности. Габариты груза должны соответствовать стандарту 60*40*20. В этой работе нам помогают сотрудники транспортной компании "КТС". Также, мы отслеживаем частоту перемещений "несунов", - объясняет главный специалист таможенного поста "Алтынколь" КПП МЦПС "Хоргос" Бекен Нурахметов и напоминает, что в таможенном законодательстве отсутствуют какие-либо льготы. Поблажек не предусмотрено ни для инвалидов, ни для пенсионеров.
***
А это уже зона прохождения контроля на границе с Казахстаном. Красный коридор. На часах около 18.00. Таможенники работают меж двух огней. С одной стороны идет поток людей, возвращающихся с "Хоргоса". С другой стороны, на выходе, стоит внушительная группа поддержки. Сотрудники спецназа прилагают усилия, чтобы не дать людям ворваться в зону таможенного контроля.
Отдельная группка местных жителей стоит у железной решетки, отделяющей их от комнаты временного хранения и досмотра, куда помещаются товары, изъятые, как не предназначенные для личного пользования или провозимые с нарушением частоты перемещений. Периодически за ней появляются таможенники, которые приходят, чтобы запереть за дверью очередной груз. Всякий раз "несуны" не прекращают уговаривать вернуть им отобранный товар.
"Мы как обезьяны смотрим через сетку. У меня на складе "однородка". Маленький пакет. Даже 20 штук кофт не наберется. Нам только раз в месяц можно приходить, но так мы с голоду помрем. Разрешили бы по 30 килограммов проносить ежедневно. Семьи нужно кормить каждый день.
В Жаркенте работы нет. И кто нас возьмет в таком возрасте. Мужья дома сидят, тоже нервничают, работу им никто не дает. Это наш единственный способ заработка. Свет и газ дорогие сейчас, дорожают продукты - мука, масло. Как будем жить? Детей еле-еле обуваем, одеваем. В день 2500-3000 тенге зарабатываем, это разве много? Сами хоть подумайте. Как грузчики китайские выносим-отдаем. Китайцы над нами смеются. Одни женщины здесь ходят работают: 40-50 человек. Все жаркентовские. У меня, если на то пошло, внук больной. Родился с пороком, оперировали в Сызганова. Сколько денег ушло. В кредите вот так вот сижу", - высказалась стоящая у решетки местная жительница.
Груз с кофтами женщине так и не вернули. К началу восьмого зал опустел. Сотрудники таможни, работающие до последнего человека, пошли отдыхать. Наблюдая за всеми процессами, происходящими на КПП МЦПС "Хоргос", не позавидуешь не им, не "несунам". Впрочем, таможенники говорят, что в этот день в зоне красного коридора был практически идеальный порядок, если сравнивать с тем, что здесь происходило в совсем недавнем прошлом.
В среднем ежедневно поток людей, проходящих через КПП МЦПС "Хоргос", составляет около 4000 человек. Таможенные органы, начиная с 1 августа по середину сентября, оформили 918 таможенно-приходных ордеров. Таможенные платежи и налоги были уплачены на сумму 37,9 миллиона тенге. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост превысил 1000 процентов.