Аура казино, семья и необычные подарки. Интервью с акимом Алматинской области
Летом прошлого года Алматинскую область разделили на два региона - северную часть отдали под юрисдикцию области Жетысу. После этого областной центр сместился в "город азарта" - Конаев. Управлять же областью назначили Марата Султангазиева, сделавшего карьеру в налоговых органах. С какими сложностями столкнулся аким на новом месте, как хочет развивать регион, находит ли время для семьи в плотном графике, где сейчас его брат, которому пришлось уйти из-за назначения родственника, - обо всем он рассказал в большом интервью для редакции Tengrinews.kz.
- Марат Елеусизович, давайте начнем с вашего назначения. В последние годы ваша карьера, можно сказать, сильно взлетела: четыре года были в должности руководителя Департамента госдоходов Алматы, а затем пересели в кресло главы Комитета госдоходов на три года. Позже стали вице-министром финансов, через полгода - первым вице-министром, и еще через полгода - акимом области. С чем это может быть связано? Опыт в Администрации Президента помог? Насколько мне известно, вы там тоже успели поработать.
- После ДГД Алматы я более года проработал в Администрации Президента, то есть не сразу перешел в КГД. Потом более трех лет проработал в комитете, и после перевели в Минфин, где я курировал доходный блок. То же самое направление, плюс ко мне добавились вопросы евразийской экономической интеграции. Потому что интеграционные вопросы во многом связаны с таможенными пошлинами, нетарифным регулированием и так далее.
- А когда вы узнали, что вас рассматривают как кандидата на должность акима Алматинской области?
- Об этом узнал накануне.
- Ваш родной брат Куат Султангазиев за полгода до вашего назначения стал акимом Енбекшиказахского района Алматинской области. Потом в область пришли вы, и он вынужден был оставить свое место из-за конфликта интересов. Как вы считаете, пожертвовал ли брат своей карьерой ради вас?
- По закону мы не можем работать в прямом подчинении у своих близких родственников. Соответственно, ему пришлось уволиться. В первый же день моей работы он подал заявление. Однако ему поступили предложения горизонтального перевода в другой регион. Но для него было важно остаться здесь, так как семья, дети проживают в этом регионе. Поэтому он остался.
- Чем сейчас занимается ваш брат? В какой сфере трудится?
- Он сейчас работает в аграрном университете (Казахский национальный аграрный исследовательский университет - прим.).
- Получается, он не госслужащий?
- Нет, они же приравнены к ним.
- А когда вы сообщили ему, что получили такое назначение, какая у него была реакция?
- Я ему об этом не говорил, это он мне сообщил. То есть я знал о своем назначении, но опережать события не стал. В соответствии с Конституцией моя кандидатура была предложена Президентом маслихату области, по итогу голосования была им одобрена. После чего я получил назначение.
- Год назад Президент предложил разделить ваш регион на две части - Алматинскую и Жетысускую. Какие трудности возникли во время этого процесса?
- В первую очередь, были трудности в коллективе акимата: кто-то хотел, а кто-то не мог переехать в другой город. Естественно, номенклатурно кого-то заставить переехать в Конаев нельзя, поэтому все это делалось добровольно. Кто хотел участвовать в строительстве нового большого города - они переехали. Да, у них трудности до сих пор продолжаются: по жилью, по общению с семьей, которая осталась в другом городе. Но тем не менее эти люди достаточно легкие на подъем, и практически половина сотрудников областного акимата, которая работала в Талдыкоргане, переехала сюда.
Также были трудности при разделении бюджета области на два региона. В это время депутаты Парламента ушли в отпуск, а уточнение республиканского бюджета уже прошло. Потому до осени мы все вопросы по переезду решали за счет местного бюджета области, то есть из тех запасов, что имелись.
Были проекты, часть из которых была запущена еще до разделения, но большая часть началась уже при Жетысуской области. Мы не могли приостановить их финансирование, поэтому порядка 40 миллиардов тенге были выделены соседнему региону, что в свою очередь привело к нагрузке на бюджет Алматинской области.
Еще были трудности с отсутствием в Конаеве подходящих зданий для госорганов. Этот город никогда не был областным центром, поэтому инфраструктуры для департаментов центральных органов и наших управлений здесь не предусматривалось. Сейчас мы, как смогли, расположились. Но на тот момент первостепенной для меня задачей было организовать центр управления областью из Конаева и чтобы услуги населению мы оказывали тоже здесь.
- Тогда как так получилось, что администрация Алматинской области обосновалась в здании казино. Причем сначала в акимате отрицали эту информацию, а потом все же подтвердилось, что вы будете работать в бывшем игорном доме.
- Это здание находилось в залоге у банка и пустовало шесть лет. Затем здесь сделали ремонт и передали под административное здание. И только после этого мы его выкупили. Потому что это было единственное помещение с таким ценником. Стоимость здания вот с таким ремонтом, мебелью, шторами, люстрами и прочим составила 3,2 миллиарда тенге, или 274 тысячи тенге за квадратный метр. Это намного ниже рыночной цены, которая в Конаеве сейчас составляет 500 тысяч тенге. При этом для размещения госорганов многие здания не соответствуют требованиям по квадратуре, пожарной безопасности, высоте, техусловиям и так далее.
И вот мы сэкономили значительные средства. Потому что нам не хватало 60 тысяч квадратных метров. Из них мы купили пока 12 тысяч (нынешнее здание акимата области), аренда которых обошлась бы нам ежемесячно в 60 миллионов тенге. За три года сумма составит 2,1 миллиарда тенге, то есть 65 процентов от суммы выкупленного здания. А при строительстве такого объема, по предварительным расчетам, потребуется 8,4 миллиарда тенге. Поэтому выкуп этого здания по цене ниже рыночной является экономически целесообразным.
- А почему банк продал здание ниже рыночной? Потому что покупателем был акимат? Была ли скидка со стороны банка?
- Для банка же это тоже было непрофильным активом. Более того, мы попросили их управляющую компанию, чтобы они сделали в здании ремонт именно под акимат. Потому что, когда я первый раз зашел сюда, тут были бордовые обои или другие яркие оттенки.
- Как вам сейчас здесь работается? Не боитесь ли вы, что, так сказать, аура азарта может передаться вашим сотрудникам?
- Государственные служащие должны соответствовать этике госслужащих и, соответственно, не допускать со своей стороны нарушений требований законодательства. Ауры казино в здании акимата нет, везде создана рабочая обстановка. Каждый сотрудник выполняет поставленные перед ним задачи, качественно и в указанные сроки.
- Сколько сотрудников работает в акимате?
- На данный момент во всех местных исполнительных органах области 2231 сотрудник. Но мы получили согласие на увеличение штатной численности еще на 177 единиц. Потому что по всей республике по количеству сотрудников на численность населения у нас получалось меньше всего.
- Есть ли среди них ваши "любимчики"? То есть те, кто хорошо справляется с работой и показывает высокую эффективность?
- Не могу никого отдельно отметить, на каждого сотрудника возложены задачи и поставлены определенные цели. Любимчик или не любимчик - не могу сказать, но давать оценку по результатам их работы мы можем.
- Я заметил, что на вашем рабочем столе стоит дополнительный большой монитор, куда выведены, судя по всему, записи с камер видеонаблюдения, установленных по зданию акимата.
- Как вы видите, здесь выведены три конференц-зала, где заместители проводят собрания, встречи, и, конечно же, приемная. Это помогает мне наблюдать, какие совещания проводятся, находятся ли заместители либо руководители управления на своих рабочих местах и кто ко мне на прием пришел.
- Вы всю жизнь были финансистом, можно сказать, налоговик до мозга костей. Но для должности акима, тем более целого региона, как принято считать, необходим хозяйственник. Есть у вас такой опыт?
- По образованию я экономист-финансист, а специализация - "налогообложение". Кроме налогов, за свою карьеру экономикой я тоже занимался, когда дважды работал в Администрации Президента. В первый раз курировал промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Во второй раз тоже сектор реальной экономики был, включая недропользование и все остальное. Это, конечно, не хозяйственный опыт, это опыт экономической работы, на самом деле. Я думаю, хозяйственная работа - это быть на стройке, пройти все этапы строительства, либо в коммунальной сфере.
А мы больше экономисты. Будучи работником в фискальной сфере, я знал экономику предприятия: какие у них инвесторы, в чем инвестиционная привлекательность, почему они идут в тот или иной сектор экономики, где есть льготы, и более рентабельные сферы. То есть через налоги можно узнать, как работает предприятие и насколько успешно.
- И как вы справляетесь в новом для себя амплуа?
- Ранее я уже сталкивался с такими явлениями, как бюджетное планирование, вопросы трудоустройства и доходов населения, стимулирование предпринимательской деятельности, организация отдельных специализаций для районов. На посту акима области для меня новым была общественно-политическая ситуация, которой я, будучи финансистом, экономистом и фискалом, не занимался прежде. Были выборные процессы, решение вопросов с инвалидами и отдельными категориями граждан. Приходилось погружаться. Это интересная работа. Но, конечно, опыт требуется.
- Как мне кажется, выбор вашей кандидатуры на эту должность был аргументирован вашим финансовым опытом: здесь формировалась новая область, необходимо было грамотно распределить финансы. Как вы считаете?
- Возможно, это так. Налоговые стимулы - одни из важных для инвестора, и Алматинская область на самом деле очень притягательна для создания разных логистических центров. Это опять-таки связано с импортом и экспортом продукции, с чем я тоже раньше в своей работе сталкивался. Наверное, этим я и буду полезен региону.
- Вы, как и все акимы, часто встречаетесь с населением. На что больше всего жалуются люди на личных встречах с вами?
- Чаще всего, конечно, это проблема ЖКХ, когда нет элементарных условий, а именно газа, света, дорог, уличного освещения и воды. Потому что стройка домов шла при отсутствии инфраструктуры. К примеру, недавно в одном из поселков Талгарского района жители пожаловались на отсутствие воды, выходили на областной уровень, и в сети распространилось это. Ну, я посмотрел: там инфраструктура создавалась для 200 домов, а сейчас там 2,5 тысячи. Если сопоставить, они больше чем в 10 раз увеличились. А труба и насос какими были, такими и оставались. Все насосы сейчас ремонтируются. То есть, пока шла застройка, никто не задумывался о том, что нужны инженерные сети.
- А как количество домов так резко возросло?
- Как это обычно бывает, там какое-то большое хозяйство было, этот большой участок земли сегментировали по 6-10 соток и распродали. Люди, довольные, купили, построили дома, перевезли семьи, а потом там начинаются перебои с водой. Потому что сегодня там было 10 домов, завтра стало 100. И никакая инфраструктура это не выдерживает. Поэтому здесь надо жестко регулировать строительство.
- Не выдавать разрешение на строительство до того, как будет подведена инфраструктура?
- Проблема в том, что, когда дачный поселок строится, там разрешение не требуется. А вот если индивидуальное жилищное строительство - там разрешение требуется. ИЖС может быть только на территории населенного пункта и только при наличии плана детальной планировки. Поэтому здесь надо регулировать эти отношения, которые в первую очередь направлены на благо и комфорт самих жильцов.
- Я знаю, что вы родом из Шелекского сельского округа, который сейчас входит в состав Енбекшиказахского района. Уделяете ли приоритетное внимание именно этому региону или ко всем относитесь одинаково?
- Нет, приоритет именно этому сельскому округу не отдается. Потому что у каждого региона есть своя специфика, планы на пятилетний период, проблемные вопросы и так далее. В Енбекшиказахском районе проживает порядка 280 тысяч человек. Такими же крупными районами у нас являются Талгарский, Карасайский и Илийский, в которых проблем еще больше, чем в Енбекшиказахском. Мы стараемся решать вопросы, исходя из приоритетов. Трехсменных школ тут больше, поэтому в первую очередь мы будем решать их. К слову, бюджет сельского округа Шелек за 2021 год составил 870 миллионов тенге, на этот год - 328 миллионов тенге. По этим цифрам можно определить, отдается ли приоритет моему родному селу.
- Есть ли планы разделить Енбекшиказахский район на две части и сделать Шелек вновь районным центром? Потому что сейчас некоторые жители жалуются, что им далеко добираться до нынешнего районного центра, который расположен в Есике.
- Енбекшиказахский район - один из крупных в регионе, там проживает 19 процентов населения Алматинской области, то есть почти каждый пятый. Жители неоднократно поднимали вопрос о разделении, в настоящее время этот вопрос нами рассматривается и изучается с точки зрения экономической и социальной целесообразности. Но хочется сказать, что более 90 процентов объема промышленной продукции приходится на есикскую часть, а шелекская является чисто сельскохозяйственной. Если рассуждать экономически, то Шелекскому району нужен этот общий бюджет Енбекшиказахского района. Если бы у них был равнозначно развитый мощный регион, тогда для облегчения административного управления, наверное, резонно было бы разделить регион.
Раньше в Шелекском районе очень успешно выращивался табак, дорожно-строительные отряды были, функционировали молочные и пивные заводы. Большие хозяйства, но это было давно. Сейчас здесь только при развитии производств, районообразующих и региональных предприятий можно думать о перспективе развития как самостоятельного региона. Одна из наших задач - обеспечить равномерное развитие всех регионов Алматинской области. Эту стратегию мы приняли и утвердили: каждый район будет развиваться по экономической направленности. К примеру, в одном регионе будет животноводство и туризм, а в другом - растениеводство и другие сектора, а в третьем - промышленность.
- Тогда почему в Илийском районе очень большая концентрация заводов и фабрик? Я слышал, что данный регион приносит в бюджет области огромную часть налоговых сборов. Какие меры принимаются в этом районе?
- На самом деле Илийский район - это крупный донор нашей области, и это факт. Его территория достаточно большая, но развита в основном южная часть. Потому что она граничит с крупным мегаполисом в виде Алматы. Также дорожная инфраструктура очень развита, это и БАКАД с ее радиальными дорогами, и трассы Алматы - Хоргос и Алматы - Усть-Каменогорск, а еще возможность выезда на астанинскую трассу. Все это создает большие возможности для бизнеса.
Талгарский и Карасайский районы также примыкают к Алматы, но их территория более горная, то есть курортная. И там земли были очень дорогие, чтобы там построить промышленные объекты. Участки больше под жилую застройку подходят. Поэтому бизнес сконцентрировался в северном от мегаполиса направлении, то есть в Илийском районе. Но благодаря этому здесь открылись две табачные фабрики, чьи налоги составляют более 20 процентов бюджета всей Алматинской области, потому что там есть акциз. Однако в рамках нашей стратегии недавно мы были в Южной Корее и договорились с местной табачной компанией, что она уже в этом году будет строить завод в Карасайском районе. Тем самым мы надеемся увеличить доходы местного бюджета.
Наша задача - создать рабочие места в густонаселенных местах, чтобы народ жил там, где живет. Потому что в нашей области есть такое явление, как маятниковая миграция. Это когда 400 тысяч человек утром уезжают в Алматы и вечером возвращаются обратно. Да, в мировой практике такое встречается, когда люди съезжаются в крупные мегаполисы для постоянной работы. Однако у нас много тех, кто идет в город за эпизодическими заработками: такси, услуги доставки и так далее. И мы хотим создать им условия для труда. Потому что, когда 400 тысяч людей уезжают, а их дети остаются в трехсменных школах, для нас это тоже большая ответственность и проблема. Надо их из дачных поселков до школы подвезти и отвезти, в то же время там должна быть спокойная, стабильная обстановка, какая психика сформируется у детей в результате этого, тоже надо учитывать.
Поэтому нам важно, чтобы люди жили комфортно вокруг Алматы. Для этого мы будем создавать эти рабочие места. На данный момент мы создали четыре индустриальные зоны, сейчас работаем над их развитием. К примеру, в Талгарском районе уже подводим инфраструктуру в индустриальной зоне "Кайрат", там 198 гектаров земли. И на более чем 100 миллиардов тенге уже зашли инвесторы и начинают строить заводы, первый из которых, я надеюсь, до конца этого года уже запустим.
- Проект G4 City уже стартовал? Говорят, он обещает быть грандиозным по своим масштабам.
- В декабре прошлого года Президент своим указом утвердил концепцию этого города-спутника. Мы с сингапурцами начали работу по созданию генплана G4 City. Сейчас идет бурное обсуждение. Два месяца назад правительство приняло постановление о создании на территории этих городов специальной экономической зоны площадью 30 тысяч гектаров. Это будут центры данных микрорайонов. Там будут предусмотрены льготы, такие точки притяжения для инвесторов.
Далее мы будем прорабатывать два закона, один из которых - применение "британского права" на всей этой территории, и инвестпрезидентство - чтобы иностранец мог арендовать или купить недвижимость. Это было одно из условий наших партнеров из Сингапура.
На территории города Gate City с мая 2021 года ведется строительство первого этапа первой очереди жилого района Коянкус. Он будет состоять из 24 многоквартирных жилых домов. Из них 10 уже введены в эксплуатацию в январе этого года. По остальным закончены монолитные работы, ведутся кровельные работы, и планируемый срок сдачи - до конца этого года.
- А почему тут два железнодорожных вокзала, причем в разных городах-спутниках?
- Один из них будет пассажирский, а второй будет грузовым хабом, потому что рядом проходят две крупные республиканские автодороги: Капчагайская трасса и Западная Европа - Западный Китай.
- Куда вы хотите убрать колонии в поселке Заречный, который тоже вошел в зону G4 City? Или эти тюрьмы будут оставаться на своих местах?
- В генеральном плане местоположение колоний в Заречном не изменится. И мы никак не инициируем их перенос. Потому что половина населения этого поселка являются либо ветеранами службы в колонии, либо действующими сотрудниками. А для переноса нам нужно будет практически новый город строить.
Стоит отметить, что в других наших городах и даже в зарубежных странах есть практика, когда внутри населенных пунктов обособленно находятся такие спецучреждения, и это нормально. Главное, чтобы меры притяжения были сохранены.
- Сколько человек может проживать во всех четырех городах-спутниках?
- Сингапурцы предполагают, что G4 City можно развивать до более чем двухмиллионного населения. Эта такой большой международный проект.
- А вот на встречах с населением обычно только негатив и жалобы бывают или какие-то позитивные моменты тоже происходят? Может, вспомните необычные случаи?
- На каждой встрече есть и то, и другое. Ну, позитивных случаев тоже много бывает. Мы, когда встречаемся с населением, сначала докладываем о проделанной работе, положительных результатах, которых мы достигли в целом по области и непосредственно касательно данного населенного пункта. После встреч люди подходят и благодарят. Или во время личного приема говорят, что зашли просто поздороваться, поблагодарить. Такое тоже есть. Есть аксакалы, которые на мероприятии бата дают.
- Что необычного вам подарили за этот год в кресле акима? Если не ошибаюсь, все, что оценивается в 500 тенге и выше, чиновники должны сдавать государству или декларировать. Вообще вам делают подарки?
- На Новый год один аксакал, ему 98 лет, написал стих и отправил мне. Я его храню в кабинете. В прошлый раз мы были на открытии байги, другой аксакал сказал мне персональный бата, написал его на листочке и вручил мне.
- А вот если это какие-то дорогие подарки, что вы с ними делаете?
- Там просто маркетинговый продукт. Я не знаю, помощникам отдаю и что с ними происходит дальше, не в курсе. Наверное, в музее где-то копят.
- Да, это маркетинговые продукты. А если, условно, телефон подарят. Вы принимаете?
- Нет, конечно. Все знают, что дарящему тоже грозит ответственность за это. Тем более, если вы заметили, у меня даже в кабинете камера видеонаблюдения стоит. Они везде стоят, в том числе и в моем кабинете.
- Давайте теперь поговорим о личном. Во сколько вы просыпаетесь каждый день? Чем занимаетесь первым делом?
- Я обычно просыпаюсь в 6:30 и в 7:30 уже на работе нахожусь.
- Рабочий день в 9:00 начинается, зачем вы так рано приходите на работу?
- Это по привычке, я всегда так просыпаюсь. Так как здесь рано рассветает и пробок нет, быстро приезжаешь на работу.
- И что вы делаете до 9:00?
- Стараюсь многие совещания с заместителями или руководителями управлений поставить до 9:00. Чтобы их тоже потом не отвлекать от рабочего процесса. А встречи с инвесторами и другими уже в рабочее время идут.
- Расскажите о своем хобби. Как часто вам удается находить время для любимого дела?
- В свободное время общаюсь с друзьями. Стараюсь детям уделять время. Раньше в моей жизни был спорт: бегал марафоны и полумарафоны. Но последние несколько лет перестал заниматься этим. Конаев - спортивный город, возможно, возобновим это занятие.
- Вы сказали, дети. В Интернете мы не нашли информацию о вашей семье. Сколько у вас детей?
- У меня трое детей - три дочки. Старшая уже работает, средняя в этом году школу окончила, а младшая - школьница.
- А старшая в какой сфере трудится?
- Она айтишница, закончила учебу в университете в Сеуле, сейчас работает в IT-департаменте в Нацбанке.
- Можете назвать размер вашей зарплаты?
- Ну, заработная плата у всех политических госслужащих одинаковая и составляет около двух миллионов тенге при учете стажа работы на госслужбе. У меня 19 лет стажа, и заработная плата составляет два миллиона 414 тысяч тенге.
- А на каком автомобиле вы ездите? У вас есть личный транспорт?
- Личного автомобиля у меня нет, езжу на служебной машине. Порядка 15 лет уже не садился за руль.
- Почему?
- Когда-то появился водитель, и с тех пор отпала необходимость иметь личный транспорт.
- В семье сколько денег вы тратите на продукты? Вы сами идете закупаться в магазин и на рынок?
- Нет, сам не хожу, супруга покупает. Тратим как обычная казахстанская семья: кушаем обычные продукты из тех же магазинов и рынков.
- Есть ли особые потребности? К примеру, заказывать самолетом свежие экзотические фрукты.
- Нет, таких потребностей нет. Конечно, нравится по ресторанам походить, но с семьей мы стараемся обычно на завтраки ходить. Потому что утром в субботу или воскресенье на завтрак сходил - и заряд настроения на весь день. И появляется чувство, что уже выполнил долг перед детьми. И это намного дешевле, чем обед или ужин, обходится. И настроения больше получаешь, чем на обеде или ужине, потому что утро правильное задается.
- А деньги кто больше старается экономить, вы или супруга?
- Супруга, наверное, больше экономит. Она и бухгалтер, и воспитатель, и так далее. Наверное, у всех так.
Беседовал Шокан Алхабаев
Фото: Алихан Сариев