ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
28 мая 2024 | 06:21

"Было 120 дворов, осталось - 14". Как в области Абай лесники не дают умереть целому селу

Иван Сухоруков Старший корреспондент-редактор
Турар Казангапов Фотокорреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

В области Абай есть село под названием Изатулла. С одной стороны, его можно назвать умирающим. С другой - есть важная причина, почему это еще не произошло. Корреспонденты Tengrinews.kz посетили населенный пункт, пообщались с местными жителями и работающими здесь лесниками.


Иконка комментария блок соц сети

В области Абай есть село под названием Изатулла. С одной стороны, его можно назвать умирающим. С другой - есть важная причина, почему это еще не произошло. Корреспонденты Tengrinews.kz посетили населенный пункт, пообщались с местными жителями и работающими здесь лесниками.

Расстояние между Семеем и селом Изатулла около 45 километров. Дорог сюда нет, поэтому на подъезде ориентируемся по одной из вышек лесничества.

Жанасемейский филиал здесь является как бы градообразующим. Точнее, единственной организацией, благодаря которой в селе еще кто-то живет.

Здесь же и работает большинство жителей. Однако кадров не хватает, поэтому некоторые лесники ежедневно приезжают сюда из города и сел района. 

Это Тлек. Он здесь мастер леса.

"Приезжаю на работу сюда иногда каждый день, иногда посменно. У меня есть участки, которые нужно патрулировать вместе с группой. Смотрим, чтоб не было браконьеров. У нас тут в основном спокойно".

Мы в кабинете у руководителя дальнего лесничества Жанасемейского филиала РГУ ГЛПР "Семей орманы" Серикбека Смаилова. Он здесь почти как аким. Живет в селе 34 года и все это время трудится на благо местной природы. Мужчина вместе с подчиненными следит за порядком в населенном пункте.

"Если бы нашего лесничества здесь не было, деревня бы уже давно опустела. Когда-то село было больше – 120 дворов. Сейчас осталось лишь 14. В 90-е закрылась школа. И люди постепенно разъехались", - говорит он.

В селе Изатулла нет магазина, садика и больницы. При необходимости местные ездят в село Петропавловское либо в Семей. Мобильной связи тоже почти нет. Чтобы в доме был интернет, на участках ставят усилители сигнала. Выглядят они так.

С водой проблем как бы нет... К местным трем скважинам людям приходится ездить или ходить с большими емкостями, чтобы набрать все с запасом. К таким условиям сельчане уже приспособились.

Больше местных жителей и работников лесничества беспокоит проблема с дорогой. Ее, по сути, нет. Добираться до села приходится по накатанной полосе через поля.

Зимой, чтобы уехать в город или вернуться обратно, приходится делать круг длиной больше 100 километров. В теплое время года путь вдвое меньше.

Здесь нередко поднимается сильный ветер с песком. Иногда люди по несколько дней не выходят из дома, так как находиться снаружи становится трудно. Участки и машины заметает слоем песка.

Еще одна проблема – дефицит пастбищных земель. Сельчане живут за счет того, что держат скот. Часть съедают, остальное продают в город. Однако количество скота приходится строго регулировать, иначе ему попросту негде будет пастись.

"Когда в 90-е паи выделяли, на каждого жителя села оставили по 3 гектара земли. Но тогда скота у населения было мало и этого хватало.  Сейчас государство говорит: скот надо увеличивать. Но нам пасти скот негде. Жители нашего села ограничены: с одной стороны - граница России, с другой – лесничество. А с третьей - и вовсе поля сельхозников. И где пастись? У нас тут постоянно из-за скота конфликты с фермерами", -  жалуются сельчане.

А еще этой весной село едва не затопило водой с полей.

Размыло центральную улицу, но в дома вода не зашла. Последний раз такое было, по воспоминаниям местных жителей, в 80-е.

"Вода пришла с полей. Осенью земля заледенела. Весной оттаять не успела, воде некуда было уходить. И она с полей сюда и пришла", - рассказывают жители.

Из-за близости села к границе с Россией иногда могут случаться, скажем так, нештатные ситуации. В прошлом году здесь поймали группу из четырех нарушителей: пакистанцев и бангладешцев. Они планировали через Казахстан попасть в соседнюю страну.

"Они на юге попали как-то в Казахстан. Но никто не знал, где они планируют пересечь границу дальше. Было усиление. И они, оказывается, решили пересечь границу здесь. Их около Мещанки засекли, одного поймали, четверо разбежались. И они в итоге голодные и потерянные вышли к нам сюда, в лесничество. У одного из них, помню, даже одного сланца не было. В общем, пограничники всех задержали", - вспоминают сотрудники жанасемейского филиала.

В лесничестве рассказали, что тесно сотрудничают с пограничниками. На взаимовыгодных условиях.

"Пограничники, в случае чего, докладывают нам, что в лесу кто-то подозрительный, может, браконьер. Так и мы, если замечаем, сообщаем им о возможных нарушителях границы", - говорит Серикбек Жумашевич.

После прошлогодних пожаров в области Абай в Жанасемейский филиал была закуплена новая техника. Однако сотрудники отмечают, что зарплаты повысили не всем. Да и с тендерной системой закупа запчастей для техники, по их мнению, нужно что-то делать. Так как не всегда такие вопросы решаются оперативно. А качество приобретенных деталей иногда оставляет желать лучшего.

"В 96-м и 97-м годах, помню, были здесь очень крупные пожары. Больше 60 процентов леса на нашей территории сгорело. За эти годы нам удалось его восстановить. Это наша работа. Когда был пожар в прошлом году, мы также отправляли нашу технику", - вспоминает Серикбек Смаилов.

Прогулявшись по селу, мы зашли в гости к местному аксакалу и труженику тыла Тарыбаю Кузеубаеву. У него, к слову, 29 правнуков, 16 внуков и семеро детей.

Его семья - настоящая династия лесников. В лесхозе трудился отец Тарыбая Мендыбаевича, он сам, а теперь здесь же работают его сын, сноха и внук.

"Когда я был молодой, старые люди интервью не давали. Поэтому, когда село Изатулла было основано, сказать не могу. Насколько мне известно, в 19 веке. Тут жили татары. И мы – казахи. Казахов было много, а татар мало. Поэтому для скрепления дружбы решили дать название селу именем кого-то из татар. Так и назвали Изатулла", - вспоминает аксакал.

"Когда я был маленький, пас скот. После армии работал механизатором в лесхозе. И отец мой там работал. И сын теперь там работает, сноха, и внук. Помню, как лес сажали. Все мы здесь связаны с высадкой леса. Это такой труд. Помогали и помогаем природе", - добавил он.

Население села Изатулла на данный момент насчитывает чуть меньше 50 человек. По словам местных жителей, эта цифра держится уже долгие годы. И пока здесь работает лесничество, Изатулла будет существовать.

Текст подготовил: Иван Сухоруков.

Фото: Турар Казангапов.

Читайте также:

Село, которого уже нет. Как живут на краю Казахстана

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети