ПОДЕЛИТЬСЯ
06 февраля 2023 | 06:12
Деньги детям и зависимость от нефти. Интервью с министром национальной экономики
Журналист Tengrinews.kz побеседовала с министром национальной экономики Алибеком Куантыровым.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Журналист Tengrinews.kz побеседовала с министром национальной экономики Алибеком Куантыровым.
Кого коснется налог на роскошь, как будут выплачивать деньги из Национального фонда казахстанским детям. Об этом и не только - в большом интервью.
- Начать интервью хочется с нового Налогового кодекса. Вы говорили, что он будет внесен в Парламент в сентябре 2023 года. Какие принципиальные новшества в него войдут?
- Прежде всего новый Налоговый кодекс должен подразумевать облегчение в части администрирования и уплаты налогов. Потому что зачастую предпринимателями поднимается вопрос даже не самих ставок, где-то они кажутся им высокими, где-то низкими, а именно уплаты.
Определенная работа уже была проведена. Начиная с этого года вводится в действие единый платеж с фонда оплаты труда для микро- и малого бизнеса, где пять налогов объединяются в один. Такая работа будет продолжена и для других категорий предпринимательства. Одной из задач является собираемость налога, в том числе за счет улучшения налогового администрирования.
За последние 4-5 лет за счет улучшения цифровизации собрали больше налогов на 3 триллиона тенге. Данная тенденция будет продолжаться. Помимо собираемости налогов, должно быть справедливое распределение налогового бремени. Поэтому мы рассматриваем введение налога на роскошь, постепенное внедрение прогрессивного индивидуального подоходного налога и главное - дифференциация наших основных налогов НДС и КПН в зависимости от отрасли. Здесь основная идея - перекладывание налоговой ответственности с большим креном на более высокодоходные отрасли.
Определенную работу провели в прошлом году, когда был увеличен налог на 30-50 процентов на добычу полезных ископаемых, в зависимости от того, торгуются ли они на международных товарных рынках. Что существенно должно увеличить поступления в бюджет с текущего года, но не должно отрицательно отразиться на доходности и на деятельности горнодобывающих компаний.
Одним из новшеств нового налога на роскошь также является то, что он не так широко применен в Казахстане. Вместе с тем, у нас определенные аналоги имеются. В большей степени мы сейчас смотрим на то, чтобы налог на роскошь взимался в рамках действующих налогов, но будут пересматриваться ставки, подход.
Это условно налог либо на первичную регистрацию транспортных средств, либо он будет накладываться на ежегодный налог на транспортные средства в зависимости от стоимости автомобиля. Также сумма налога будет зависеть от количества недвижимости. Мы рассматриваем так: если имеется более двух объектов недвижимости у одного физического лица, то на каждый дополнительный объект недвижимости будет возлагаться дополнительный налог.
С одной стороны, высказываются опасения, что физическое лицо имеет десятки объектов недвижимости, квартир, домов и будет их переписывать на родственников. С другой стороны, мы больше будем выводить из тени. Каждое физическое лицо, на котором будет зарегистрировано то или иное имущество, будет платить за него стандартный налог. Зато у нас будет равномерное и справедливое распределение. Что касается налога на роскошь, то сюда относятся транспортные средства, объекты недвижимости, отдельные меховые изделия, драгоценные изделия, объекты искусства, личные ценности, яхты.
Налог на роскошь не коснется среднего класса. Мы ожидаем поступлений от налога на роскошь в бюджет с того момента, когда новый Налоговый кодекс будет введен в действие.
Основная задача - это еще больше повысить открытость, транспарентность нового Налогового кодекса, где-то облегчить его в плане понимания, толкования. Чтобы это были прямые нормы и это должна быть предсказуемость, стабильность налогового законодательства. Потому что инвесторы как национальные, так и иностранные часто поднимают вопрос именно стабильности налогового законодательства. Зачастую инвесторов в высокодоходных секторах экономики интересует не размер налога, а именно его устойчивость в ближайшее время.
Потому что инвестор должен правильно планировать свои финансовые потоки. Закладывать в финансовую модель те или иные цифры, и он должен наперед знать, какие будут поступления, налоги, чистая прибыль, какие он сможет выплатить дивиденды материнской компании и так дее. В этом смысле предсказуемость и стабильность будут одним из основных постулатов нового Налогового кодекса.
- Чем больше имущества, тем больше будет налог?
- Подход примерно такой. Если имеется несколько объектов недвижимости, то за первый основной объект недвижимости, который будет первым по хронологии в приобретении, либо тот, который он сам укажет, эти механизмы будут в дальнейшем отрабатываться, то это будет стандартный налог на имущество. Дальше на второй объект будет больше налог, за третий еще выше и так далее.
Различную категоризацию мы будем обсуждать, но в целом, все аспекты нового Налогового кодекса, в том числе налог на роскошь мы активно обсуждаем с общественностью, гражданами, бизнес-сообществом, отраслевыми ассоциациями, НПП "Атамекен". Есть электронный адрес Министерства национальной экономики, куда можно направить свои предложения в любом виде - tax@economy.gov.kz.
Мы обязательно будем прорабатывать, мы открыты для любых предложений. Более того, мы работаем с международными экспертами, может понадобится дополнительное время для более качественной проработки нового Налогового кодекса. Мы хотим сделать совершенно новый документ. Конечно, где-то этот документ будет сохранять тот фундамент, который у нас сейчас имеется. Примерно те же самые основные налоги, которые у нас есть НДС, КПН, НДПИ и так далее, будем на них так же ориентироваться.
Активная фаза началась только сейчас, и мы будем дальше прорабатывать все аспекты нового Налогового кодекса.
- По итогам 2022 года Нацфонд показал отрицательную инвестиционную доходность. Если доходность отрицательная, как будет работать проект "Нацфонд - детям"? Планировалось, что с 2024 года будут перечислять 50 процентов.
- Дело в том, что активы Национального фонда и результаты деятельности управления Нацфондом, как и любым другим фондом в мире, которые вкладываются в ценные бумаги как внутри страны, так и за рубежом, могут складываться по-разному в зависимости от рынка. Здесь есть два фактора, которые на это влияют. Это в целом состояние экономики той или иной страны или глобально, которая влияет на стоимость ценных бумаг.
Второй фактор - это сам портфель на инвестирование. Есть фонды, которые инвестируются более агрессивно в волатильные ценные бумаги либо просто в акции, которые меняются в цене. Есть фонды, которые акцентируют свое внимание больше на фиксированных ценных бумагах, например, облигации. Производные ценные бумаги тоже могут быть волатильными. И здесь Национальный фонд имеет более смешанный подход - консервативно-агрессивный. Действуя агрессивно, должен быть более высокой доход, но и риск выше, а консервативный подход, конечно, должен сохранить активы.
К сожалению, 2022 года был не совсем удачным для всех фондов мира, в том числе для Национального фонда Казахстана. Учитывая данный фактор, мы пришли к такому мнению в ходе очень бурного обсуждения с экспертами, Национальным банком, что инвестиционную доходность мы будем брать среднюю за ряд лет. Пока мы пришли к выводу, что это будет за 18 лет. Почему за ряд лет - потому что она становится более плавной и рост более стабильный.
С момента создания Нацфонда в 2000 году, в 2001 году туда начали поступать первые доходы от нефтяного сектора. Если брать среднегодовую доходность, она всегда была положительной. Где-то выше по году выходило на 7 процентов, где-то выше даже, где-то был отрицательным. Но в большей степени был положительным. Поэтому мы ожидаем, что будет достойный и стабильный доход. Мы будем брать его в среднем за несколько лет, будет обеспечиваться как раз-таки положительная доходность - 50 процентов, которые ежегодно будут начисляться на счета детей.
- Какая сумма может быть к 18 годам на счете у ребенка?
- Здесь важно понимать, что если мы говорим про разные периоды, разный возраст детей, которые войдут в эту систему с 2024 года, у них будет разная доходность по достижению 18 лет. Если человек войдет в систему, например, с 17 лет, соответственно, ему будет начислено около 100-150 долларов. Если брать 5-летнего ребенка, то больше.
Даже если в первый год маленькие дети получат по 100-150 долларов, то на следующий год у них эта же сумма будет инвертироваться помимо того, что им будет добавляться еще 50 процентов дохода за предыдущий год. Вся эта комбинированная сумма будет инвестироваться дополнительно. За 18 лет, по расчетам нашим, Национального банка, ориентировочно - 3,5 тысячи долларов, если ребенок в этой системе будет 18 лет.
Когда я говорил про управление активами Нацфонда, Президент это отмечал, сейчас будет больше уделяться внимания качеству управления фондом. За этим будут следить уже взрослые дети осознанно, и родители, и общество.
- Это будет счет?
- Да, это будет счет, будет открываться автоматически, данные будут поступать из Министерства юстиции, то есть не нужно ничего делать для этого. Мы планируем, что этот счет будет отслеживаться через определенный сайт или приложение.
Ребенок может видеть, какие деньги ему туда начислены, но этими деньгами он не сможет воспользоваться до совершеннолетия. После достижения 18 лет ребенок сможет использовать их на образование либо на покупку недвижимости.
- Что произойдет с деньгами, если ребенка не станет?
- Когда обсуждаешь механизмы использования "Национального фонда - детям", возникает тысячи разных ситуаций, которые за раз предусмотреть невозможно. Эту ситуацию мы тоже моделировали, обсуждали. Решили так, что лучше эти деньги унаследовать - опекун, родитель сможет унаследовать. Либо они могут распределиться среди других детей в семье.
Один из вариантов был, чтобы эти деньги вернулись обратно в систему Нацфонда, распределились среди других детей, но это будет слишком мизерная сумма.
Еще поднимается вопрос смены или лишения гражданства. Если он лишается гражданства, деньги остаются в Нацфонде. Если он переехал на ПМЖ в другую страну, но сохранил гражданство Казахстана, то деньги при нем сохраняются, он сможет их также использовать после достижения 18 лет.
Эти деньги можно будет использовать на получение образования за рубежом в том числе, но на покупку недвижимости только на территории Казахстана. Эти деньги мы не планируем облагать налогом.
- В 2022 году были созданы три новые области. Для чего? Какая в этом экономическая выгода?
- Три новые области - Абай, Жетісу и Ұлытау были созданы после объявления Президента в Послании. Буквально с июля они начали в полную силу работать. Это было сделано для того, чтобы восстановить историческую справедливость. Эти области ранее были примерно в тех границах, в которых они сейчас находятся. Также дать им дополнительную самостоятельность. Более самостоятельный статус области подразумевает то, что область может напрямую взаимодействовать с бюджетами более высокого уровня - республиканским бюджетом. Здесь играет принцип дебюрократизации и децентрализации.
Например, Абайская область сейчас может быстрее принимать решения, не оглядываясь на областной центр, который раньше был в Усть-Каменогорске. Акимат быстрее принимает решения и на месте сам рассматривает, куда распределять средства, а также решать различные социально-инфраструктурные вопросы.
За последний месяц я посетил все три новые области, в ближайшее время планирую посетить город Конаев. В целом могу сказать, что люди в этих областях воодушевлены. Сейчас будет больше внимания уделяться данным областям со стороны центра. В прошлом году выделяли средства на обустройство областей из резерва в том числе. В этом году заложены определенные средства в республиканском бюджете, заложены в трансферты общего характера и будут передаваться через трансферты на развитие. Можно отметить, что данные области теперь имеют более самостоятельное развитие своей экономической политики.
Конечно, остается много вопросов. Особенно по развитию моногородов, монообластей. К сожалению, Улытауская область имеет экономическую мононаправленность, где порядка 80-90 процентов населения проживают в двух городах - Жезказган и Сатпаев. Жезказган до получения нового статуса был моногородом, сейчас он стал сразу областным центром. С одной стороны, Жезказган потерял статус моногорода и определенные преференции, которые идут с этим статусом, но как областной центр он может развиваться по программе развития областных центров, что мы и собираемся делать. Город нужно расширять, развивать, его нужно модернизировать.
То же самое касается города Конаев, который также обрел статус областного центра Алматинской области. Соответственно, Конаев также может проходить по определенным программам. В целом у акимов созданных областей сейчас имеется возможность самостоятельно проводить экономическую политику в рамках общей политики страны. В целом, данные изменения затронули порядка 35 процентов территорий страны и порядка 5 миллионов человек. Касательно трех новых областей, то это порядка 1,5 миллиона человек и 18 процентов территории страны.
Ожидается, что не только эти области будут развиваться, но и данная тенденция окажет положительно влияние на экономическое развитие страны в целом.
- Когда регионы будут жить, как Астана или Алматы?
- Сразу скажу, что вряд ли все регионы будут жить, как Астана и Алматы. Дело в том, что в мире практически нигде такого нет. Уровень жизни в селах не такой, как в крупных городах, особенно в столице. Другой вопрос в том, чтобы минимизировать разницу между центром и регионами и между регионами. Есть определенная региональная диспропорция, которую нужно устранять. Если мы выравняем уровень всех регионов, они сами по себе будут выравниваться и идти вверх по обеспеченности, уровню жизни. Тогда мы снимем один из вопросов именно социального диспаритета.
Одна из программ - это "Ауыл - ел бесігі", которая с 2019 года реализуется. За это время порядка 340 миллиардов тенге из республиканского бюджета выделено на более чем 3,7 тысяч проектов. Лично я и мои заместители ездим в села посмотреть на данные объекты. Мы просто удивлены. Были старые здания, которые простаивали по несколько десятков лет, их восстановили. В Жамбылской области, например, школу искусств создали, школы реконструируют, строят фельдшерские акушерские пункты. Большинство проектов составляют внутрипоселковые дороги. Когда внутри поселка реконструируют дорогу или несколько дорог, параллельно обновляется инфраструктура по электричеству, другая инженерная инфраструктура. Строятся спортивные объекты, дома культуры. Это очень важно, потому что в домах культуры собираются все возрастные категории, люди проводят время, это благоприятно влияет на социальный дух жителей.
В регионах Костанайской области показывали готовые объекты, потом я попросил показывать проблемные объекты, которые мы могли бы решать. Мы стараемся ездить по отдаленным аулам. В целом по стране 6,3 тысячи сел. Из них по 3,5 тысячи был проведен анализ, они были выделены в качестве опорных спутниковых сел, в них проживает 90 процентов сельского населения.
- Как часто вы ездите по регионам? О чем просят сельчане?
- В регионы стараемся ездить регулярно, как минимум один-два раза в месяц. В основном это вопросы инфраструктуры, социального обеспечения, вопросы зарплаты решаются по общей сетке финансирования, если говорить о бюджетниках. В основном вопросы канализации, освещение внутрипоселковых дорог, спортивных объектов. Это самые насущные вопросы в 90 процентах случаев именно это интересует население. Иногда задаются вопросы по развитию женского предпринимательства. Это тоже наша компетенция, сейчас во всех регионах открыты центры женского предпринимательства, мы даем определенные советы, направления и инструкции, как это можно сделать. Есть профессиональные коучи-женщины, которые могут дать консультацию по открытию бизнеса.
- Программа повышения доходов населения и комплекс мер по контролю и снижению инфляции. Президент давал поручение. Как вы можете оценить работу правительства и свою лично в 2022 году по этому направлению?
- Это очень непростой вопрос. Когда мы говорим про повышение доходов населения, чтобы ни делало правительство, это может где-то нивелироваться инфляцией. То есть покупательская способность может снижаться, если существенно увеличить на 10-20 процентов доход бюджетника, а инфляция превышает 20 процентов, то да, это нивелируется. Поэтому программа повышения доходов населения направлена, чтобы напрямую поддерживать и увеличивать зарплату, это касается в первую очередь бюджетников. В прошлом году и в текущем были повышены зарплаты бюджетникам - врачам на 30 процентов, педагогам и учителям - на 25 процентов, средним медработникам - на 20 процентам и другим категориям бюджетных организаций - на 20 процентов. В зависимости от конкретной компании были проведены беседы и переговоры. Данные компании добровольно повысили зарплаты своим сотрудникам, в основном производственные компании от 10 до 50 процентов.
Второе направление - это стимулирование деловой активности в регионах для того, чтобы бизнес сам создавал рабочие места, мы стараемся помогать опосредованно через меры господдержки, через дебюрократизацию, без лишних требований к бизнесу, чтобы бизнес требовал себя более комфортно и создавал дополнительную продукцию, расширял налогооблагаемую базу и создавал рабочие места.
Параллельно ведется работа по сдерживанию инфляции. Конечно, самый главный вопрос, который влияет на инфляцию, в большинстве на продовольственную инфляцию, которая составляет 25 процентов. Это мировая проблема. В прошлом году мы с ней особенно остро столкнулись. По моему мнению, стоит главный вопрос максимального импортозамещения, соответствующая работа проводится в частности с Министерством сельского хозяйства, Министерством торговли и интеграции совместно с акиматами. Меры направлены на открытие новых производств - это молочно-товарные фермы, производство мяса, яиц и других продуктов первой необходимости, где стоит задача к 2024 году на 100-процентное импортозамещение, соответственно на экспорт тоже. По другим продуктам - на 80 процентов. По международной методологии, если страна обеспечивает себя основными продуктами на 80 процентов, эта страна считается продовольственно безопасной. У Казахстана есть амбициозные цели быть оплотом стабильности и безопасности в том числе, продовольственная безопасность. Я думаю, это самые главные меры - по импортозамещению. Если за ближайший год-два мы реализуем проекты, то будет намного легче в плане инфляции.
На инфляцию также влияют импортируемые товары, строительные материалы, которые активно используются в строительстве в крупных городах - Астана, Алматы, Шымкент, Актобе и другие. Они также используются в производстве. В первую очередь, нужно максимально диверсифицировать свою экономику.
Когда комплексная работа будет полностью проведена, а это постоянный процесс, то будет снижено и давление на инфляцию, и вырастет эффект от принимаемых правительством мер по повышению доходов.
- В Казахстане уже давно идут разговоры о диверсификации экономики. Мы слезаем с "нефтяной иглы" или до сих пор на ней сидим? В каких отраслях есть потенциал?
- Когда создавали Национальный фонд, одним из его направлений был отход от нефтяной зависимости. Частично это было сделано, но нефть и твердые полезные ископаемые являются базой нашей экономики. Я бы не сказал, что нам нужно полностью отказываться от нефти, все-таки это наше конкурентное преимущество, мы должны этим пользоваться. Глупо этого не делать, но нужно это делать мудро, с расчетом. Осуществлять глубокую переработку природных ресурсов. Для этого и запущен нефтегазохимичсекий комплекс. Текущие геополитические условия показали острую необходимость перенаправления наших производств на внутренний рынок, особенно экспортных полезных ископаемых, той же металлической руды на внутренний рынок и на другие экспортные рынки. Предыдущий год простимулировал развитие таких производств. Помимо рынка, связанного с сырьем, это развитие человеческого капитала, IT-индустрия, рынок образовательных услуг. В целом, развитие услуг в стране.
Мы видим малый и средний бизнес одной из баз, фундамента сильной экономики. Наша цель - довести уровень МСБ до 50 процентов с нынешних 37 процентов. Мы идем более опережающими темпами, потому что уровень 35 процентов у нас стоял к 2025 году, мы его уже достигли. Количество людей, работающих в МСБ, растет. Если мы посмотрим на европейские страны, МСБ это база экономики. Это как раз-таки одно из направлений по программе повышения доходов населения. Где-то производительность возможно будет страдать, но с другой стороны люди тоже будут заняты. Микробизнес тоже важен, потому что им может заниматься практически любой человек, для этого не требуется существенных финансовых вложений. В микро- и малом бизнесе налогообложение более понятное.
Реализуется карта индустриализации, в списке проектов Министерства индустрии, Министерства иностранных дел находятся более 800 проектов, как с участием национальных инвесторов, так и иностранных, это на ближайшие 5 лет. Мы видим, как эти проекты открываются регионах, в том числе в моногородах. Хороший пример города Сарань мы хотим распространить на другие города. Город не должен зависеть только от одного предприятия. Население привыкает и старается искать работу именно на данном предприятии. Также нужно иметь ввиду, что при выработке природных ресурсов на таком градообразующем предприятии имеется риск, что город может вымереть, либо стать депрессивным. Нужно его развивать в других направлениях, в том числе через МСБ.
Нефть, МСБ, новые технологии. Когда стоит вопрос о привлечении инвестиций, вопрос стоит не столько в деньгах, сколько в компетенции. Приходят новые инженеры, они приносят свои знания и компетенции, которые потом должны остаться в нашей стране. В идеале наши специалисты должны максимально получить опыта и знания от иностранных специалистов и занять эти места. Сейчас проводится такая политика.
- Недавно депутаты Мажилиса поднимали вопрос насчет "Самрук-Казына", который получает триллионный доход и хранит деньги в банках, а банки покупают гособлигации Минфина. Из этого, как считают депутаты, получается такая схема: государственные деньги отдаются в долг государству, но зарабатывают на этом банки.
- На счет триллионов, наверно, это завышенная сумма. Если по консолидированному чистому доходу смотреть, это примерно 1,6 триллиона тенге. Но здесь нужно иметь в виду, что, когда формируется консолидированный доход - это не есть весь денежный поток. Потому что учитываются доходы портфельных компаний, которые также должны у них частично остаться для реинвестирования. Во-вторых, там есть часть определенной доли неденежных доходов и переоценка нематериальных активов. Например, программного обеспечения, других видов нематериального обеспечения. Это и различные производственные активы и так далее. Поэтому не весь данный доход, он даже физически не может быть получен в виде денег для начисления в виде дивидендов правительству. Определенную сумму правительство получает от "Самрук-Казына" на тот пакет акций, который имеет, это 100-процентный пакет акций. Но нужно учитывать, что любая компания, особенно, если это инвестиционная компания - фонд, управляющий различными активами, должна оставлять себе средства на реинвестирование, на реализацию различных инвестиционных проектов, также социальных проектов. Сейчас "Самрук-Казына" реализует ряд проектов, которые были не выгодны инвесторам - это ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 города Алматы, их газификация и другие крупные инфраструктурные проекты. Они стоят порядка 18 триллионов тенге вместе с данными ТЭЦ.
Кроме того, как поручил Президент в своем Послании, фонд "Самрук Казына" будет ежегодно выделять в общественный фонд "Қазақстан халқына" не менее 7 процентов от чистого дохода.
Разумеется, не всегда находится инвестор, который готов их вытянуть. Для того, чтобы реинвестировать и держать эти проекты, имеющие социальную направленность или критическую инфраструктуру, используются средства "Самрук-Казына" и его портфельных компаний. Каждая компания ведет срез своих проектов, в том числе имеющих социальную направленность. Это одна из причин, почему все деньги на 100 процентов с дочерних компаний брать нельзя - можно просто обанкротить компанию.
Во-вторых, часть денег, которые хранятся в банках второго уровня используются для текущей операционной деятельности, для оплаты внешнего долга, для оплаты внутреннего долга, для оплаты финансовых взаимоотношений со своим контр-партнерами за рубежом. Еще один немаловажный аспект - данные средства также важны для самих банков второго уровня, которые кредитуют экономику, бизнес, другие государственные организации, население. У банка есть определенная ликвидность, которую он получает в том числе от государственного сектора, которые всегда можно выдать любому гражданину. То есть эти деньги постоянно крутятся в экономике, если граждане захотят взять деньги из одного банка, чтобы банк не обанкротился и не закрылся, в том числе за счет ликвидности квазигоссектора. Это нормальная практика, особенно касается инвестиционных фондов.
- На каком уровне находится наш внешний долг, стоит ли нам переживать?
- Здесь нужно смотреть с двух сторон. Первое - у нас есть валовый внешний долг, который учитывает весь внешний долг страны, не только государственный, но также долг между дочерними материнскими компаниями, которые находятся за рубежом, межбанковскую задолженность. Он составляет более 160 миллиардов долларов.
В целом, у нас долг правительства составляет 24 триллиона тенге, это 23 процента к ВВП. Как я уже сказал, 16,5 миллиарда долларов из него это внешний долг - 7,8 процента к ВВП. Именно размер госдолга не является высоким, если брать весь государственный долг внутренний и внешний. По международным стандартам, например, по Маастрихтскому договору, безопасным является долг на уровне 60 процентов к ВВП.
Лимит, рекомендованный внутри стран ЕАЭС - это 50 процентов к ВВП. До 2030 года у нас стоит потолок - 30 процентов, мы себя комфортно чувствуем в этом. Если брать развитые страны - США, Япония, то у них долг составляет более 100 процентов, в Японии более 200 процентов.
Министерство финансов выпускает ценные бумаги на 5, 10, 15, 30 лет. Скупаются банками, различными участниками финансового рынка, ЕНПФ. Минфин получает данные деньги для финансирования дефицита бюджета, для финансирования социальных проектов и других проектов республиканского бюджета. Это все взаимосвязанные вещи, так работает мировой фондовый рынок. Важно, чтобы мы развивали фондовый рынок, чтобы было больше финансовых инструментов.
- Чем больше долг, тем больше доверия к стране?
- Наверное, в том числе. Если у нас растет внешний долг, то он должен расти постепенно. Его уровень к ВВП должен также расти постепенно. Очень важно, на каких условиях мы будем данный долг привлекать, с учетом того, что Казахстан имеет инвестиционный рейтинг, от всех трех международных рейтинговых агентств. В конце прошлого года Fitch также подтвердил казахстанский рейтинг со стабильным прогнозом, то мы можем сказать, что инвесторы комфортно себя чувствуют, инвестируя в государственный долг страны. Или международные финансовые институты, когда выдают кредит нашей стране по приемлемым условиям. Зачастую бывает так, что не все проекты могут финансироваться за счет собственных средств. Где-то это нереально, а где-то более выгодно занять внешний долг, где-то дешевле с учетом уровня инфляции, процентных ставок, которые могут быть предоставлены Казахстану по другим условиям, чем использовать собственные средства из того же Нацфонда.
- Как повлияли на нас санкционные давления в связи с ситуацией в России и Украине?
- Конечно же определенный шок, удар для экономики мы испытали в начале прошлого года. Это чувствовалось сильно в марте и апреле. Но Правительство, МСБ и крупный бизнес оперативно среагировали и адаптировались. Понятно, что очень много вопросов, связанных логистикой, транспортным рынком, особенно это касается крупных предприятий, которые в основном экспортируют сырье через Россию или предприятиям, которые сейчас находятся под санкциями. Я думаю, что главной победой Казахстана является то, что мы открыты мировому сообществу, мы открыты всем нашим партнерам. Это касается и России, западных партнеров. Мы открыто говорим, что не будем территорией, юрисдикцией для обхода санкций. В то же время мы будем продолжать торгово-экономические связи с нашими партнерами. У нас есть исторические, экономические, элементарно географические связи, от этого мы с вами никуда не денемся. Более того, мы являемся самой большой страной в мире, не имеющей выхода к мировому океану. Это большой недостаток с одной стороны, с другой стороны это возможность для работы с учетом нашей территории для заработка на транзите. С учетом этого выработалась определенная экономическая модель, когда нам нужно торговать со всеми.
Казахстан не попал под вторичные санкции, ни одно предприятие. Мы продолжаем активно работать, у нас налажен диалог с западными странами, ближайшими партнерами на континенте. Все понимают, что санкции направлены не против Казахстана, нам нужно в этих условиях работать. Поэтому мы стараемся делать все необходимое для развития нашей экономики. Я думаю, в ближайшее время мы довольно серьезно перестроим нашу экономику в нынешних внешних условиях. Скорее всего, санкции будут еще долго действовать. Много работы проводится, это не афишируется, но я уверяю вас, работа проводится Правительством.
- С чего начинается день министра национальной экономики?
- Как у всех, наверное, с завтрака, еду на работу. Рабочий день начинается в 8 утра. С просмотра утренней почты, документации до начала совещания. Это тот час, когда можно спокойно позаниматься, не отвлекаясь на другие вопросы, какими-либо внутренними вопросами или подготовки к важным совещаниям, не считая выезды в регионы либо зарубежные командировки.
- Вы больше года в должности. Вы хотели стать министром или это стало неожиданностью?
- - Я бы не сказал, что я прям хотел стать министром, потому что этого в планах точно не было. Я бы сказал, что это больше неожиданно.
- Как вы узнали о назначении, вам Президент сообщил лично?
- Мне позвонили и предложили. Я, подумав, ответил, что если нужен в данный момент, это было как раз в период ЧП в стране, чувствовал огромную ответственность и для себя решил, что если я нужен стране, конечно, я отложу все свои планы и вложу свои силы, чтобы помочь стране, экономике, выполню реформы и задачи, которые ставит Президент. Которые необходимо реализовать перед народом.
- Вы говорили, что у вас исполнилась мечта - вы поступили в Гарвард.
- Это была одной из моих мечт. Не только моя, но и семьи, давно уже. Позже я подал документы, поступил. Но так как я был назначен на должность министра, я отложил все планы, на учебу не поехал. В будущем, возможно, я закончу программу, на которую планировал поехать. Новость, действительно была приятная, когда мне поступило приглашение.
- Вы не планируете оставлять должность, будете работать?
- Время покажет, пока я работаю здесь. Соответственно, все мои планы по учебе и по другим проектам откладываются на потом.
- Есть время на спорт?
- Стараюсь выделять время. В данный момент это фитнес, плаванием с детства занимаюсь, люблю боевые искусства, люблю работать с грушей, занимался муай-тай, каратэ, айкидо. Стараюсь поддерживать спортивный режим. В некоторые дни из дома стараюсь ходить пешком из дома на работу. Туда и обратно - порядка 15 километров, особенно по воскресеньям. Это хорошо помогает освежить мозги, подумать.
- Как долго вы засиживаетесь на работе?
- Зависит от графика, от совещаний, поездок. В зависимости от дня, заседаний правительства, в Парламенте, готовлюсь к нескольким вопросам одновременно. Особенно, когда готовлюсь к нескольким вопросам подряд, то остается время только после 20.00, 21.00 на подготовку. Стараюсь организовывать работу так, чтобы мои сотрудники необходимые материалы готовили в течение дня. Вечером я уже никого не отвлекаю, либо на связи по телефону, уточняю моменты и занимаюсь в спокойной обстановке в кабинете, либо ночью в домашней обстановке.
- Остается ли время на семью, как проводите свободное время ?
- Свободное время, конечно, стараюсь находить. На личную жизнь, на семью, на свои занятия, хобби стараюсь находить. Обычно это выпадает на выходные дни, хотя чаще всего и в выходные дни бываю на работе. Личное время нужно всем, чтобы перегружаться и подумать над собой, над задачами.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также